Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Кислотный ад: рецензия на фильм «Катастрофа»

Безжизненный и картонный экохоррор о семье, спасающейся от кислотных дождей.

Добавить в закладки

Землю накрывает серия кислотных дождей, которые разъедают любой материал и мучительно убивают людей. Девочка-подросток Сельма (Пейшнс Мюнхенбах) учится в престижной школе-интернате и занимается конным спортом. Стихия застаёт старшеклассницу во время лесной прогулки на лошади. Разведённые родители Элиз (Летиция Дош) и Мишель (Гийом Кане) бросают работу и спешат на помощь, но многие шоссе уже перекрыты. Французы и бельгийцы в панике. Люди стремятся уехать как можно дальше от стихии, но кислотные дожди безжалостны к людям. Элиз, Сельме и Мишелю предстоит проехать или пройти несколько сотен километров — вроде бы у брата Элиз Бриса (Клеман Брессон) есть укрытие где-то в горах.

Пейшнс Мюнхенбах в роли Сельмы на кадре из фильма «Катастрофа»

Пейшнс Мюнхенбах в роли Сельмы на кадре из фильма «Катастрофа»

Для режиссёра Жюста Филиппо «Катастрофа» стала вторым полным метром после хоррора «Рой» о кровожадной саранче. Премьера новой картины состоялась во внеконкурсной программе Каннского фестиваля. Если бы фильм не был французским, а главные роли не исполнили Гийом Кане и Летиция Дош, едва ли подобная блёклая жанровая лента оказалась бы на Лазурном берегу. Полный метр Филиппо вырос из короткометражной картины 2018 года.

Кино об экологических катастрофах всегда актуально и находит своего зрителя. Поскольку у европейцев нет голливудских бюджетов, не стоит ждать от фильма Филиппо зубодробительных экшен-сцен. В «Катастрофе» есть несколько жестоких физиологических эпизодов в духе второй серии недавнего «Падения дома Ашеров» Майка Флэнагана, в остальном же вышла смесь роуд-муви и разговорной драмы с обязательным социальным подтекстом. Естественно, поскольку над главными героями нависла смертельная угроза, нервы на пределе, криков и истерик хватает.

Гийом Кане в роли Мишеля на кадре из фильма «Катастрофа»

Гийом Кане в роли Мишеля на кадре из фильма «Катастрофа»

Кино начинается почти без представления центральных персонажей. Аудитории по ходу повествования приходится дополнять портрет Элиз, Сельмы и Мишеля. Отец работал на заводе и во время одной из акций протеста избил руководителя, а потому теперь носит на ноге электронный браслет и постоянно ловит неодобрительные взгляды знакомых и даже случайных прохожих. Эпизод, в котором озлобленный Мишель нападает на работодателя, попал в Сеть, так что папа Сельмы стал звездой общественности. Элиз трудится в доме престарелых, но её брат Брис — состоятельный бизнесмен, так что деньги в семье есть. Дядя может себе позволить оплату дорогой школы племянницы.

Элиз и Мишель общаются сквозь зубы, часто переходя на обвинения. Экологическая катастрофа неожиданно на время объединила распавшуюся семью, хотя Сельме неприятно наблюдать за стычками родителей. Мишель планирует уехать в Бельгию к любимой девушке Карин (Сулина Брахим), которая пока проходит реабилитацию в больнице после несчастного случая на работе. Филиппо не раз подчёркивает разницу в социальном статусе между Элиз и Мишелем. Может, внутренний гнев отца связан с плачевным финансовым положением. Трудно сказать.

Летиция Дош в роли Элиз на кадре из фильма «Катастрофа»

Летиция Дош в роли Элиз на кадре из фильма «Катастрофа»

Формально «Катастрофу» можно отнести к экохоррору, но режиссёр не очень интересуется глобальным потеплением, а причины выпадения смертоносных осадков остаются неизвестны. Есть только одна сцена, в которой Элиз едет на машине, а по радио вещают о небывалой для марта жаре. Видимо, Филиппо считает, что время объяснений прошло, лучше зрителей как следует напугать, может, тогда перестанут отравлять атмосферу выхлопными газами и начнут сортировать мусор. Зато постановщик с наслаждением показывает, как капли дождя разъедают крыши домов и машин. Не очень понятно, какой глобально у человечества план. Если сильные кислотные дожди не прекратятся, никакой прежней жизни на земле не будет, можно разве что выпускать постапокалиптическое продолжение «Катастрофы».

Условия, в которых оказываются Элиз, Мишель и Сельма, настолько безнадёжны, что не очень понятно, как вообще выбраться из ада живыми. Машина быстро плавится, приходится дальше идти пешком и прибиваться к человекопотоку, которым управляют бельгийские военные. Сцены с пешим перемещением героев напоминают документальные кадры переселения беженцев, тем более что рядом с центральными персонажами оказываются африканцы. Экологическая трагедия уравняла людей, превратила их в массу, обезличила. Теперь это просто поток.

«Катастрофа» может порадовать поклонников апокалиптического жанра, но это совершенно стандартное и невыразительное кино. Главные герои даны схематично, поэтому им трудно сопереживать, а из-за невнятного сценария в экстремальных условиях у отца, матери и дочери мало возможностей проявить себя. Приступы паники сменяются решительными действиями, а иногда семье удачно подворачиваются гаражи, пещеры, ещё не развалившиеся дома. «Катастрофа» застревает между блокбастером и драмой, не впечатляя ни в одном из жанров.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?