Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Кино начинает напоминать заезженную пластинку.

Американское кино переживает странный этап – похоже, что у него иссякли сюжеты. Мы смотрим теперь такое количество ремейков, что впору задуматься о творческом кризисе. Особенно если учесть, что все эти повторения пройденного, как правило, значительно слабее оригинала.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Посейдон"

Мы увидели новые «Розовую Пантеру» /Pink Panther, The/ (2005), «Кинг Конга» /King Kong/ (2005) и «Омена» /Omen, The/ (2006), на подходе «Продюсеры» /Producers, The/ (2005), сегодня на экраны явится «Посейдон» /Poseidon/ (2006). Я уже не говорю о бесчисленных заимствованиях из успешных европейских и азиатских лент («Темная вода» /Dark Water/ (2005), «Звонок» /Ring, The/ (2002), «Давайте потанцуем» /Shall We Dance?/ (2004) и пр.), которые мгновенно закупаются и передираются Голливудом. Свежие идеи в мировом кино становятся дефицитны, за них идет торг. Даже микродозы «свежака» тут же берутся на вооружение – здесь причины приглашения в Голливуд, к примеру, главного «дозориста» России Тимура Бекмамбетова, который переведет нашего Лукьяненко на американский киноязык.

«Посейдон» – ремейк фильма-катастрофы 1972 года. Оригинал – работы режиссера Рональда Нима, за повторение взялся мастер не менее именитый – Вольфганг Петерсен, большой специалист по части водных приключений и клаустрофобии («Лодка» /Boot, Das/ (1981), «Идеальный шторм» /Perfect Storm, The/ (2000)). Главный мотив, подвигнувший его на это предприятие, – вероятно, технический прогресс в кино, который позволит развернуть еще более масштабные картины аварии роскошного круизного лайнера и, возможно, повторить фантастический успех камероновского «Титаника» /Titanic/ (1997).

Итак, в ночь под Новый год в сверкающих драгоценностями салонах тринадцатипалубного гиганта дамы и господа предаются беззаботному веселью. Капитан провозглашает торжественный тост, бьют часы, пространство огромного плавучего зала рассекают лучи прожекторов и падающие из-под люстр ленты серпантина. И в этот миг при полном штиле на судно, затмив луну, вдруг обрушивается мощная волна цунами, и гигант опрокидывается вверх дном. Остальное время фильма занимают попытки маленькой группы смельчаков выбраться из пучин и завалов наверх, к днищу, где, возможно, им удастся найти выход на волю.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Посейдон"

В отличие от «Титаника», где примерно половину картины занимают подробно и вкусно разработанные сцены знакомства и любви героев, «Посейдон» приступает к делу не мешкая, так что чуток опоздавшие к началу сеанса пропустят главный аттракцион картины – момент катастрофы. Не могу сказать, что это идет на пользу: ни масштабами судна, ни характерами героев мы еще не успели проникнуться, и персонажи нового «Посейдона», в отличие от старого, так и останутся нам чужими вплоть до финала. А раз так, то и человеческого сочувствия в фильме ровно столько, сколько нужно для переживания чисто компьютерных коллизий – картина похожа на видеоигру «квест», где условная фигурка должна преодолеть препятствие за препятствием: пожар, потоп и медные трубы, которых в фильме тоже довольно много (герои ползут в неизвестность по вентиляционным коммуникациям). Типы героев обозначены, как в игре: благородный мэр, его любящая дочка, мама с сыном, двое влюбленных и один наглец-авантюрист, которому, сообразно подлости характера, суждено погибнуть первым. И хотя играют их порой очень известные актеры (Курт Расселл и Ричард Дрейфус, к примеру), лица их стерты.

Фильм-катастрофа как жанр появился как раз на грани 70-х, и первый «Посейдон» /Poseidon Adventure, The/ (1972) был одним из пробных камней. Он еще сохранял все признаки нормального кино, и пожилая эксцентричная пара любящих супругов, погибающая в попытках спасти друг друга, помнится до сих пор – так проникновенно была сыграна. Петерсену уже не до телячьих нежностей – он озабочен спецэффектами. Но и тут он просчитался: волна, конечно, перевернет кораблик, но он все равно останется для нас бумажным. Кэмерон в «Титанике» не зря же хорошо покружился вокруг корабля-гиганта, поблуждал по его салонам и палубам, дал всмотреться и в интерьеры, и в лица – это все позволило ближе к сердцу принять трагедию судна и людей. Обманчивая надежность там была одним из лейтмотивов картины – возможно, даже самым щемящим и мощно воздействующим на воображение. Там на наших глазах гибли не только полюбившиеся герои, но и рукотворное чудо, воплощенная человеческая дерзость. Здесь – всего только кораблик перевернулся.

Избегая сантиментов и полагаясь на спецэффекты, Петерсен со своим сценаристом (по-моему, крайне неумелым) Марком Протосевичем не утруждают себя вопросами типа «Что сталось с сотнями пассажиров». И отвечают зрителю примерно как президент – интервьюеру телевидения: «Они потонули». Только что танцевавшие люди просто исчезают из фильма – для режиссера это некая субстанция, массовка, которая, отработав свое, должна пропасть с глаз долой. Точно так же пропадает и команда. В поле нашего зрения остается только стандартная группа авантюристов, которые поставят перед собой стандартно невыполнимую задачу и, конечно, победят.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Посейдон"

Иными словами, штампы «катастрофического» жанра умножились штампами жанра приключенческого – и густая тина штампов потопила фильм почти одновременно с лайнером «Посейдон». Смотреть его попросту скучно. От скуки начинаешь задаваться вопросами, которые обычно воспринимаешь как неизбежную условность жанра: например, почему на перевернувшемся корабле, где поначалу погасли все огни, по-прежнему сияют все люстры. Ответ: иначе мы ничего бы не увидели в кромешной тьме – лежит за пределами искусства.

Есть версия, что Петерсен, живописуя героический путь в лабиринтах искореженного судна, держал в уме героев 11 сентября, точно так же искавших дорогу к спасению. Не уверен: хотя ассоциации тут неизбежны, но они проходят по касательной, не трогая ни сердце, ни душу. Прежде всего в силу художественной беспомощности картины и ее тотальной ориентации на эффектность. Повторить успех «Титаника» тоже не удалось – в американском прокате 140-миллионный блокбастер провалился.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  183



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть