Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Властелин колец: Возвращение короля»

Итак, состояние "Пушкинского" на три часа VIP-премьеры "Возвращения Короля": не весь зал смеялся и плакал, и дружно аплодировал, но это делали многие, и делали все три часа, и зал действительно был переполнен. Что понятно не только фанатам. Питер Джексон снимает большой и возможный мир, а вот то, что в каждый момент картинка возможного вроде бы происходящего в чем-нибудь, да искусственна -- его творческий принцип...

Добавить в закладки

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Екатерина Тарханова
Екатерина Тарханова Автор film.ru с 2000 г. 626 публикаций

Кадр из фильма

Толкиенисты дождались. Отрицательной рецензии на третью серию "Властелина Колец" здесь не будет. Не будучи толкиенисткой, я все равно не могу обидеть милых девочек из пресс-рума, ничем лично меня не обидевших. Это вовсе не значит, что кто-то прогнулся перед хамством и матюгами, по полгода преследовавшими две первые рецензии на "Властелина Колец". На них, вероятно, возможна единственная реакция – удивление, какой кайф ловят толкиенисты, изощряясь, как бы побольнее задеть незнакомого человека. То есть любители гарантированных эмоций обижают тоже с гарантией. Факт любопытный, впрочем, все – плюсквамперфект.

Кадр из фильма

Итак, состояние "Пушкинского" на три часа VIP-премьеры "Возвращения Короля". Не весь зал смеялся и плакал, и дружно аплодировал, но это делали многие, и делали все три часа, и зал действительно был переполнен. Что понятно не только фанатам. Питер Джексон снимает большой и возможный мир, а вот то, что в каждый момент картинка возможного вроде бы происходящего в чем-нибудь, да искусственна – его творческий принцип. Он сознательно поднимается на котурны – как в городах и природах, так и в спецэффектах, в диалогах, в работе с актерами. Джексон знает довольно любопытную вещь: искусственность, имманентную внутренней жизни любого в XXI веке. И если она выражена столь полно по кино, любой взрослый увидит в "Возвращении Короля" прекрасную детскую сказку.

Кадр из фильма

Правда, сначала даже фанаты замерли, чего вдруг сразу Смеагол-Голлум не с Фродо и Сэмом на подходе к Мордору, а в зеленой траве и хоббитовском облике. Но быстро сообразили, что такой третий зачин Джексона – флэшбэк о наглядной деградации личности – логичен в связи с тем, что Голлум был самой большой сенсацией второй серии. Дальше зал и начал восхищаться. Если брать по статистике громкости, самые бурные аплодисменты раздавались на сценах с огнем. Когда наместник Гондора пытался сжечь заживо родного Фарамира, а сгорел сам, и когда тот же Голлум с кольцом канул в геенне огненной. Ну, это тем более понятно. Еще очень аплодировали, когда Элронд явился в шатер Теодена у стен Минас-Тирита и, наконец, уговорил Арагорна стать самим собой, то есть гондорским королем. И еще когда Арагорн наконец-то в финале поцеловался с Арвен. Самый громкий смех, соответственно, прозвучал в двух местах – оба связаны с Пиппином. Отдавая ему перед разлукой свои последние сигары, малыш Мерри заметил как бы из нашего обыденного мира: "Пип, ты слишком много куришь". А у порога наместника Гэндальф предупредил: "Денетор – отец Боромира. Еще неизвестно, как он будет расстроен вестью о смерти любимого сына. Поэтому не говори ему. И о том, где сейчас Фродо, о кольце тоже не говори. И об Арагорне ни слова. В общем, лучше тебе всю дорогу молчать, Перегрин Тук".

Кадр из фильма

Самой захватывающей для зрительного зала стала последняя треть хронометража с битвой и еще битвой. Дело в том, что весь фильм шел параллельный монтаж. Путь Фродо, Сэма и Горлума до Роковой горы с соответственно разворачивающейся камерной драмой жажды власти и клеветы, простой и выпуклой, постоянно перемежался с демонстративно эпическими батальными и массовыми сценами, когда Гэндальф, Гимли, Леголас и Арагорн вместе с Теоденом готовятся отразить атаку орков и назгулов. И вот когда драма Фродо достигла как бы внутреннего накала, в параллель ей пошло сражение с драконами, катапультами, кораблями и призраками, и такой монтаж на чисто физиологическом уровне гарантирует неравнодушие. К тому же для самых скептичных умов был заготовлен ритмический постскриптум. После победы Гэндальф больше "не чувствует" Фродо, а страшный глаз Саурона все горит и горит. Дело, значит, табак, и все братство решается на отвлекающий маневр. Тут тоже звучали аплодисменты – когда Фродо и Сэм почти взобрались на гору, и глаз их чуть не уничтожил, но Черные врата открылись пред объединенными силами братства, загремел отвлекающий бой, и глаз все же отвернулся.

Кадр из фильма

Конечно, из-за обилия происходящего ритм достаточно медленный, к тому же Джексон во многом работает на фанатов. Многие крупные планы – особенно планы Арвен – прямо предполагают синхронное мысленное цитирование романа. То есть человек знает наизусть и ждет иллюстрацию к обожаемому тексту. Тем не менее, ритм заметен. Когда "скрипела земная ось", она ведь тоже не стояла. Ну, а странности Арвен прощаются удивительным сочетанием цвета глаз Лив Тайлер и цвета ее платка. Единственное, с чем, думаю, даже фанаты не примирятся – уже чисто киношная иллюстративность самого-самого финала. После долгих часов тьмы и мрачного пламени, с одной стороны, очень привлекательно вернуться в солнечный Шир, где все так хорошо и зелено. Изящество мирного Средиземья в принципе радует глаз. С другой стороны, все сюжетные отработки: с Бильбо, книгой, отплытием и созданием семьи Сэма, и вот уже дети пошли – даны чисто перечислением. Просто друг за другом, скороговоркой, без внутреннего стержня, "лишь бы успеть". Это некинематографично.

Кадр из фильма

Но даже для самых-самых скептиков все кино тоже было, на что не наглядеться. Вот представьте себе усталых серьезных бизнесменов, которые годами все собираются, собираются сводить семью в кинотеатр и никак не соберутся. Они не видели ни "Пиратов Карибского моря", ни какую-нибудь "Власть огня" или "Атаку пауков". Им явно имеет смысл дойти именно до "Возвращения короля". До новых технологий. Все любопытные спецэффекты всех перечисленных фильмов и еще многих в последние годы собраны здесь, как в каталоге, и тоже – как новый мир. Летающие драконы. Паучиха в пещере. Призраки с гор. Мои любимые типа лошади орков (не помню, как называются). Средневековые города, вырубленные в скале. Рукодельные узкие улочки и мраморные дворцы.

Страшный огненный черный шар. Совершенно роскошный электрический глаз. И все это – рядом с естественными, неподдельными, белыми, вороными, каурыми, пегими гордыми лошадями. Есть, есть, о чем помечтать.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?