Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Новый «Омен» ждет Антихриста от политики.

…И вот на шестой день шестого месяца шестого года нового тысячелетия случилось непоправимое: на экраны вышел «Омен» /Omen, The/ (2006). Смеяться по этому поводу или бежать в ближайший храм молиться – решать каждому индивидуально. Церковь по случаю выхода фильма опять подрабатывает рекламным агентом – пытается его запретить, что приводит к понятному ажиотажу. По фильму, Антихрист уже среди нас.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Омен"

Новый «Омен» – довольно буквоедский римейк хоррора, снятого режиссером Ричардом Доннером в 1976 году. Там жена благополучного американца при родах теряла ребенка, и любящий муж соглашался на подмену своего мертвого дитяти чужим живым, дабы очнувшаяся супруга пребывала в сладком неведении. Так семья в любви и доверии воспитала сына Сатаны, который ей за это страшно отомстил. Фильм был очень успешен в прокате, и зачем понадобился римейк, понятно: на ужастики сегодня опять спрос, можно хорошо заработать.

За дело взялся Джон Мур – в прошлом оператор Нила Джордана, автор рекламных роликов для «Adidas», а также посредственных фильмов «В тылу врага» /Behind Enemy Lines/ (2001) и «Полет Феникса» /Flight of the Phoenix/ (2004). Объясняя мотивы обращения к старому киномифу, он говорит об ускорении Зла, которое мы наблюдаем в последние годы, – об умножении катастроф политических, природных и техногенных. Это все неспроста – заверяет он и воплощает в фильме свои пророчества о новом пришествии Антихриста и близком Армагеддоне.

Он начинает сугубо жанровую картину документальными кадрами самолетов, врезающихся в башни Всемирного торгового центра, падением американского космического корабля и гибельным ураганом «Катрина». Я бы назвал такое прихотливое манипулирование глобальными трагедиями в целях очевидной коммерции – спекуляцией и цинизмом, если бы святые отцы точно так же не манипулировали ими подчас в своих коммерческих и политических интересах. Идея возмездия за грехи наши становится все более популярной и, боюсь, может стать даже официальной, что, собственно говоря, и будет Армагеддоном почище мифологического.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Омен"

Новый фильм снят по тому же сценарию Дэвида Зельтцера, что ставили в 1976-м, и сюжет его, естественно, повторяет прежний. Но вместо Грегори Пека в роли отца мы видим неподвижно одутловатое лицо Лива Шрайбера, который не столько играет, сколько пребывает на экране, а вместо Ли Ремик – маловыразительную Джулию Стайлс; нет также награжденной «Оскаром» музыки Джерри Голдсмита – все это серьезные утраты. Герой стал высокопоставленным дипломатом, послом США в Англии, интерьеры – более пышными, автомобильные покрышки визжат в системе «Dolby», фонтаны крови из обезглавленных тел бьют значительно выше, но во всем остальном, включая режиссуру, римейк сильно уступает старой ленте.

«Омен-1976» оставался в границах жанрового кино, а в мистическом ужастике не нужно сверять происходящее с логикой – он действует подобно гипнозу. Связывая Европейский Союз с дьявольскими происками, 11 сентября – с грядущим Апокалипсисом, а президента США показывая рука об руку с исчадием Сатаны, «Омен» претендует на актуальное послание с политической подкладкой. Авторы фильма утверждают даже, что именно из «моря политики» и явится новый Антихрист. А раз так, вступает в действие реалистическое мышление зрителя, и оно фиксирует одну нестыковку за другой. В фильме есть сцена, когда мать собирается посетить с 5-летним дьяволенком заутреню, но по мере приближения к храму божьему Дэмиэн мрачнеет, а потом закатывает истерику, расцарапав маму в кровь. И тогда становится непонятно, как это богобоязненная семья американского карьерного чиновника ухитрилась так ни разу и не сводить отпрыска в церковь, даже, по-видимому, не подвергнув обряду крещения. Дальше – больше: всесильный отрок-Антихрист, легко расправившись со служанкой, мамой, папой и всеми, кто сует нос не в свое дело, почему-то все время упускает прямо в руки идущий шанс повернуть дело в свою пользу. Авторы играют с нами в поддавки, в игру «заметят – не заметят», и подобных необъяснимостей так много, что иногда кажется, что Сатана озабочен не столько воцарением Мирового Зла на земле, сколько тем, чтобы сюжет кинокартины с грехом пополам продолжался.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Омен"

Единственное, что может в этой ленте впечатлить легковерных, – это идея фатализма. Развлекательное кино часто упражняется на эту тему: вспомним, скажем, серийное производство «Пунктов назначения». Но к ним и отношение соответствующее: разминка для эмоций, не более того. А тут на полном серьезе трактуется идея неспособности человека противостоять злу и вынести из катастрофических уроков новейшей истории иные уроки, кроме молитвы. Правда, храмы в фильме тоже плохо спасают героев от козней Сатаны – их ворота в критический момент оказываются запертыми, а святые отцы выглядят не менее грозными и устрашающими, чем сын Сатаны. Что оставляет надежду на то, что человечество и своими силами, без сверхъестественного вмешательства, научится противостоять и чуме терроризма и разгулу стихий. Но это уже прерогатива политики и науки, и ни к золоченым храмам, ни к аляповатому жанру киноужастиков отношения не имеет.

Для синефила некоторым утешением в фильме могут стать случайные или осознанные заимствования то из «Призрака оперы» /Phantom of the Opera, The/, то даже из «Тома и Джерри» /Tom and Jerry/ – когда герой открывает на пути разъяренной псины люк, и та, размазавшись по крышке, с печальным воем проваливается в черную дырку. Смешно.

Комментарии  34

Читайте также

показать еще



Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть