Наверх
Фильмы 2017 Тор: Рагнарёк Фиксики: Большой секрет Убийство в Восточном экспрессе Лига справедливости Коматозники Здравствуй, папа, Новый год! 2 Легенда о Коловрате
Кто проживает на дне океана!
12 лучших фильмов о подводных жителях
Вне себя.
12 фильмов о выходе из тела
Мы строили, строили, строили… .
10 фильмов, которые создавались дольше всего
Детская неожиданность.
10 семейных и подростковых фильмов, в которых встречается обнаженка
Я в игре!
13 голливудских режиссеров, снявших крутые ролики к видеоиграм

Рецензия на фильм

Матильда

Лебединое болото

Нелепейшее, несуразное и не имеющее никакого отношения к реальной истории кино о романе Николая II и балерины Матильды Кшесинской.

4
оценка

Россия 1890-х. Цесаревич Николай (Ларс Айдингер) надеется жениться на принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской (Луиза Вольфрам), но внезапно увлекается балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской (Михалина Ольшанская). Танцовщица отвечает наследнику взаимностью, и их роман продолжается несколько лет, пока Николай не встает перед выбором: Алиса или Матильда.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Сконструировать внятное и исторически достоверное кино об отношениях Николая и Матильды нетрудно. Достаточно взять за основу воспоминания Кшесинской, заметить в них слова великого балетмейстера Мариуса Петипа о том, что настоящая балерина должна познать не только любовь, но и страдание, и история о юной танцовщице, которая попала в печальную сказку и вынесла из нее эмоциональный опыт для своих лучших партий, сложится сама собой. В итоге получится не только познавательное, но и актуальное кино для нашего времени, когда большинство романов заканчиваются разрывом, а не семейным счастьем, и когда стоит объяснять молодежи, что даже из неприятных переживаний можно извлечь полезные уроки.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Роль Матильды Кшесинской изначально предлагалась Кире Найтли, но британская звезда отказалась от съемок из-за беременности

Алексея Учителя, однако, реальность, актуальность и историчность не волнуют. Равно как и балетная карьера Кшесинской. Петипа в фильме вовсе не появляется! «Матильда» не опирается на воспоминания балерины и прочие более-менее подлинные сообщения об описываемых событиях, а прямо и почти во всем им противоречит. От знакомства до разрыва влюбленных – все в фильме не так, как было на самом деле, и зачастую лента зеркально отражает реальность.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Например, в картине Александр III «знакомит» Николая с Кшесинской, показывая фотографию девушки во время разговора в поезде, а в воспоминаниях балерины говорится, что царь познакомил ее с цесаревичем лично, во время торжественного ужина в Театральном училище. Какая из этих сцен эффектнее и кинематографичнее? Ответ очевиден, но Учитель и сценарист Александр Терехов как будто в пику зрителям и историкам предпочитают вялую отсебятину.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Данила Козловский был приглашен для изображения цесаревича, но режиссер был так поражен сходством Ларса Айдингера с портретами Николая II, что передал роль немецкому актеру. Козловский в утешение получил роль вымышленного ухажера Кшесинской

И добро бы их отсебятина была только вялой! По большей части выдумки авторов фильма – агрессивная антиисторичная ерундень, а то и трэшевый бред. Так, в «Матильде» есть сумасшедший немецкий ученый, который с ведома Николая проводит бесчеловечные эксперименты над заключенными. Одним из этих зэков оказывается персонаж Данилы Козловского – свихнувшийся на почве любви к Матильде русский офицер, который в начале картины покушается на жизнь наследника. Сцены Воронцова подаются так, что начинаешь подозревать, что в какой-то момент Козловский превратится в суперзлодея и начнет метать молнии. К сожалению, картина останавливается на полпути и довольствуется изображением Воронцова банальным психом, который ничего не дает фильму и зрителям, кроме повода поржать над абсурдностью сценария.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Вообще, если вы хоть немного знаете историю и хоть немного интересуетесь придворными нравами царской России, то смеяться и «фейспалмить» вы будете безостановочно. Профессиональным историкам со слабым сердцем фильм вовсе противопоказан – они могут его не пережить. Тем, кто ценит сюжетную логику и мастерские диалоги, «Матильду» тоже лучше пропустить. Ее фабульные загибы и неуклюжие реплики персонажей просто угнетают.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Думаете, это все? Как бы не так! Хотя романтическая линия в фильме на первом месте, «Матильда» ее полностью проваливает. Картина констатирует любовь между Николаем и заглавной героиней, но не убеждает, что персонажи в самом деле влюблены. Страсти на экране ноль, а Николай в исполнении Ларса Айдингера смотрится как одутловатый сорокалетний мужчина. Он очень похож на царские портреты, но это портреты Николая-правителя, а не Николая-наследника. Цесаревичу было 22 года, когда он познакомился с 18-летней Кшесинской, и герои в кадре должны были выглядеть как Ромео и Джульетта, а не как папик и секретутка. Ничего романтичного в лице Айдингера нет, а ведь именно сказочная «принцевость» цесаревича заставила Матильду влюбиться в него с первого взгляда.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Во время политического скандала вокруг «Матильды» много было сказано о том, каким грешником лента изображает Николая (ай-яй-яй, мужчина до брака спит с красоткой!). В тени, однако, остались попытки Учителя и Терехова изобразить принцессу Аликс – тоже, между прочим, канонизированную святую – как едва ли не коварную злодейку, которая пытается отделаться от соперницы. К реальности это никакого отношения не имеет, а за будущую императрицу обидно, потому что она выглядит в фильме очень жалко и совершенно не по-царски.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Среди других проблем с персонажами и актерами отметим, что Сергей Гармаш явно не дотягивает до могучего здоровяка, которым был Александр III. Во взятой из учебников (хотя и тоже отчасти перевранной) сцене, где царь после крушения поезда удерживает крышу вагона, чтобы его семья могла спастись, невозможно поверить, что Гармаш способен на то, что он делает в кадре. А вот когда смотришь на фото Александра III, то безоговорочно веришь в байки о его силище. При всем нашем огромном уважении к Гармашу, это очевидный мискаст.

Наконец, стоит сказать о том, ради чего «Матильда» снята. Насколько можно понять довольно-таки путаную и отрывистую картину, Учитель утверждает, что если бы Николай женился по любви (то есть на Кшесинской), то судьба России сложилась бы иначе. В контексте ленты трагедия Ходынки воспринимается как Божья кара за то, что цесаревич предпочел немку польке. Вам тоже кажется, что это запредельный и оскорбительный перегиб?

С 26 октября в кино.

 
Матильда Борис Иванов 4 10

 45

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть