Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Утверждение, что новое японское кино -- самое кровавое в мире, можно считать окончательно доказанным. И дело не в том, что на 114 минут "Королевской битвы" приходится 40 убийств (во многих американских боевиках в единицу времени укладывают куда больше народа), а в том, что эти убийства суть отдельные события, показанные крупным планом.
Утверждение, что новое японское кино – самое кровавое в мире, можно считать окончательно доказанным. И дело не в том, что на 114 минут "Королевской битвы" приходится 40 убийств (во многих американских боевиках в единицу времени укладывают куда больше народа), а в том, что эти убийства суть отдельные события, показанные крупным планом.
Одно дело, когда хороший парень в главной роли выкашивает из автомата кучу плохих второплановых парней, появляющихся на экране за секунду перед тем, как навсегда с него исчезнуть. И совсем другое, когда уничтожают – с фонтанами крови, отрубленными головами и вспоротыми животами – почти всех героев фильма. То, что трое из сорока трех (если считать класс вместе с учителем) выбираются из заварухи, а двое из них остаются жить, можно считать рудиментом, отрыжкой сентиментальных жанров и конформистской уступкой традиционным вкусам. Во имя принципа убить надо было всех, вне зависимости от пола, возраста, темперамента, социального статуса и моральных качеств.
Все, что происходит в "Королевской битве", не имеет никакого отношения к действительности – и в то же время имеет к ней самое близкое отношение. "Жестокое будущее. Родители лишены работы. Дети, выйдя из-под контроля, учиняют террор и массовый бойкот окружающим. Ответная мера - санкционированная правительством игра, в которой неуправляемых школьников заставят участвовать под дулами армейских автоматов. На необитаемом острове 42 подростка будут 3 дня безжалостно уничтожать друг друга, чтобы победить. Но только одному игроку разрешено вернуться на большую землю живым" - гласит аннотация фильма, будто нарочно подчеркивающая всю его бредовость. Фокус в том, что этот бред далеко не случаен. Как говорил Полоний Клавдию о Гамлете, "в его безумии есть своя система". И через полвека после выхода повести Сэлинджера "Над пропастью во ржи", эта система особенно внятна.
О страданиях, причиняемых человечеству молодыми Колфилдами, тогда все забыли – но лишь на время, причем достаточно короткое, поскольку до "Повелителя мух" Уильяма Голдинга и до "Заводного апельсина" Стэнли Кубрика с тем же Макдауэллом в главной роли оставались годы, считанные по пальцам рук и ног. Голдинг, в общем, сделал простую вещь – напомнил о том, что морфогенез повторяет филогенез, индивидуальное развитие человека повторяет эволюционный путь человечества. Что пресловутый подросток – зверь и дикарь в гораздо большей степени, чем взрослый человек, под влиянием культуры и цивилизации спрятавший когти и клыки вовнутрь. Хотя, как показывают революции, сметающие культурный слой с общества и отдельного человека (что засвидетельствовал Андрей Платонов), вовсе с ними не расставшийся. В "Повелителе мух" случайно оказавшиеся на необитаемом острове воспитанные английские дети стремительно доходили до самого дикого состояния, что в экранизации романа было подчеркнуто блестящей финальной метафорой, где камера, смотревшая вокруг глазами одного из подростков, неожиданно утыкалась в сапоги морского офицера. Точнее перевести на язык кино слово "опустившийся" было невозможно.
"Королевская битва" - естественный предварительный итог долгого процесса отката от Сэлинджера, хотя напрашивающийся советский каламбур насчет выхода из пропасти во лжи тут неуместен. Уместнее сослаться на только что прибывшего в Россию Питера Гринуэя и тут же призвавшего к борьбе с "четырьмя тираниями кино" - тиранией слова, тиранией кадра, тиранией камеры и тиранией актера. Ибо пятая тирания – это как раз тирания подростка как героя, зрителя и даже косвенного автора огромного числа фильмов, пропитанных сознанием дефективного подростка.
Что смотреть в кино на этой неделе: «Умри, моя любовь» и «Человек-слон»
26 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
Наперегонки с ветром: рецензия на «Стометровку» — аниме, которое заставляет наконец полюбить бег
26 ноября / Текст: Сергей Сергиенко
От падения на «Оскаре» до признания в любви к «Сумеркам»: 10 раз, когда Дженнифер Лоуренс заставляла нас смеяться
26 ноября / Текст: Яна Телова
Очень ждем «Очень странные дела»: что известно о пятом сезоне?
15 июля / Текст: Карина Назарова
Что было в предыдущих сериях «Очень странных дел»? Вспоминаем сюжет третьего и четвертого сезонов
25 ноября / Текст: Настасья Горбачевская, Кирилл Артамонов
От кэмпа до хорроров, от Ларса фон Триера до Майкла Бэя: памяти неповторимого Удо Кира
25 ноября / Текст: Максим Бугулов
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).