Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Роден»

Скомканный, поверхностный и не вполне внятный байопик о великом французском скульпторе XIX века

Добавить в закладки

В 1880 году, после многих лет борьбы за место в художественном мире, французский скульптор Огюст Роден (Венсан Линдон) наконец-то начинает получать престижные заказы. Тогда же он заводит роман со своей талантливой ученицей Камиллой Клодель (Изиа Ижлен), которая становится музой Родена и вдохновляет мастера на создание его самых чувственных произведений. Однако скульптор не хочет жениться на девушке, так как сохраняет отношения со швеей Розой Бёре, матерью его незаконнорожденного сына. Карьера Родена также развивается непросто, поскольку он затягивает работу над статуями и создает скульптуры, которые шокируют заказчиков своей художественной смелостью.

Кадр из фильма «Роден»

Самая известная статуя Родена «Мыслитель» изначально задумывалась как изображение Данте для скульптурной композиции, посвященной «Божественной комедии»

Байопик Огюста Родена, снятый французским режиссером Жак Дуайоном, – амбициозная картина. Ее двухчасовое повествование охватывает несколько десятилетий, и она старается уделить равное внимание романтическим перипетиям в жизни скульптора и его артистическим поискам. В основном в фокусе повествования находятся отношения Родена с Клодель и многолетняя работа мастера над провокационным памятником Оноре де Бальзаку, который даже сейчас вызывает оторопь у неподготовленного зрителя. Однако картина затрагивает и многие другие темы – от романа с Бёре до дружбы Родена с литературными классиками того времени.

Кадр из фильма «Роден»

В теории это делает «Родена» идеальной картиной для тех, кто хочет разобраться в жизни и творчестве мастера, но не жаждет копаться в энциклопедиях. На практике же картину бессмысленно смотреть, если вы предварительно не прочли хотя бы «Википедию» и несколько статей о том, что фильм якобы освещает. Почему «якобы»? Потому что лента рассказывает о Родене так отрывисто, с упущением многих важных деталей, что она смотрится как частично решенный кроссворд. Зрителям предлагается то ли домысливать случившееся, то ли заполнять лакуны уже имеющимися знаниями.

Кадр из фильма «Роден»

Венсан Линдон перед началом съемок несколько месяцев учился скульптуре, чтобы достоверно передать работу Родена с глиной

Второе куда вероятнее – трудно логически домыслить, например, что Камилла Клодель в определенный момент сошла с ума и семья поместила ее в лечебницу. Фильм лишь намекает на эту трагедию, и Дуайон явно предполагает, что публика в курсе, чем закончились отношения двух выдающихся талантов (о Клодель иногда пишут, что в некоторых работах она превзошла учителя). Конечно, люди, которые всерьез интересуются искусством, это знают. Но согласитесь, что странно в фильме, начинающемся с зарождения романа Родена и Клодель, не показывать, как этот роман завершился. При этом в картине находится место для совершенно необязательной сцены, в которой натурщицы убеждают Родена заняться сексом втроем.

Почти все прочие заявленные в фильме темы раскрыты еще хуже. Более-менее внятно и подробно рассказана лишь история памятника Бальзаку. Но и она подана столь поверхностно, что после завершения сеанса памятник остается такой же загадкой для зрителя, какой он был до покупки билета. Мы видим, как видение памятника развивалось, однако понять, почему Роден сделал памятник именно таким, по фильму практически невозможно. Что ж, по крайней мере, картина заставляет более глубоко задуматься о природе монумента – и, возможно, найти для себя те ответы, которые не решился дать постановщик.

Кадр из фильма «Роден»

Помимо проверки зрителей на эрудицию лента с готовностью испытывает терпение публики. В фильме немного драматичных сцен, и даже они поданы «при комнатной температуре», с минимумом огня и страсти. Картина рассказывает интересную историю, но делает это так, что в зале трудно не заснуть. В свою очередь, вышеупомянутая отрывистость мешает сопереживать героям, поскольку заставляет разгадывать картину как головоломку и не дает вживаться в действие.

Кадр из фильма «Роден»

Визуальное решение «Родену» не помогает. Оно подчеркнуто минималистично – основная часть действия развивается в мастерской, и разглядывать можно лишь незавершенные статуи, лица героев и их рабочие халаты. Это вам не костюмная драма с балами, приемами и прочими красивостями. Конечно, для фильма о скульпторе такой подход вполне уместен, но он должен сочетаться с захватывающим сюжетом, а не прилагаться к слабому сценарию с выспренними диалогами, которые по-французски звучат столь же неправдоподобно, как по-русски.

Единственное достояние картины – Венсан Линдон в заглавной роли. Он очень убедителен и как Роден-любовник, и как Роден-творец, и в более выдающейся картине Линдон мог бы быть бриллиантом в золотой оправе. В «Родене» же он смотрится как алмаз в пыли, и его игра не улучшает ленту, а подчеркивает ее недостатки.

С 21 сентября в кино.

 
Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?