Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Настоящие военные гаджеты мало чем уступают фантастическим устройствам из «Железного человека»: железные люди, наномолекулярные люди, летающие люди и противотанковые римские каникулы. Читайте о самых странных военных агрегатах недалекого прошлого и ближайшего будущего.

Американская армия готовится к перевооружению. Под руководством единственной сверхдержавы нас ждет абсурдное будущее трэшэвых фантастических романов 60-х: боевые роботы, человекоподобные и гусеничные, супертяжелая броня, управляемая при помощи искусственных наномолекулярных мышц и даже самое фантастическое – система связи, позволяющая штабу напрямую общаться с каждым пехотинцем на поле боя. В этой программе вообще утешает одно: каких бы не изобрели роботов, ракет и умных бомб, все равно в конце концов на поле боя должен выйти пехотинец и убить врагов при помощи винтовки, ручной гранаты и боевого ножа. В случае (упаси Боже) войны нашей страны с Америкой, у нас остается шанс: даже самый сильный противник в неуязвимой наномолекулярной броне не переживет, если, допустим, уронить на него сейф.

Впрочем, странные военные агрегаты возникают не только в результате действий самых богатых и могущественных держав (бюджет программы перевооружения армии США – 100 миллиардов долларов, и уже превышен в полтора раза). Остроумные и странные штуки появляются и при ничтожных бюджетах.

Веспа с пушкой

В 1950-х французская армия была бедна, но амбициозна. Именно тогда на вооружения был принят мотороллер «Веспа» – 11-сильный 250-кубовый мотор с воздушным охлаждением, 8-дюймовые колесики, два посадочных места, запас хода – больше 200 километров на скорости до 80 км/ч. Его выпускали в трех вариантах: один безоружный для курьерской службы, один с минометом и еще один с 75-мм безоткатным орудием на борту.

Веспа с пушкой

Веспа с пушкой

Последним снабжали парашютистов. Орудие и расчет сбрасывали на пяти парашютах: мотороллер, пушка и 16 снарядов. После этого парашютисты привинчивали пушку к мотороллеру (стрелок сидел практически прямо на стволе), вешали 6 снарядов на один мотороллер и еще 10 на другой – и ехали в бой. Пушка стреляла почти на шесть километров и прямой наводкой пробивала броню Т-34 – самого распространенного танка того времени. Самое удивительное – у двухколесной самоходки был богатый боевой опыт: воинственная и имперская французская республика успела применить его в Суэцком конфликте, в Алжире и в Индокитае, было выпущено несколько тысяч вооруженных мопедов и сняли их с производства только в начале 70-х.

Экзоскелет и умная броня

Экзоскелет

Экзоскелет

Но это один из немногих примеров удачного решения, принятого от бедности. Гораздо труднее приходится богатым странам, вынужденным тратить миллиарды долларов. Это ведь ужасно оскорбительно: грандиозные системы наведения, умные ракеты, которые можно показать по CNN, звездные войны – а все равно все заканчивается матерями убитых солдат, портящих настроение президенту перед оградой Белого дома.

Как сделать так, чтобы пехотинца не убили? Нужно надеть на него броню. Как сделать так, чтобы он при этом еще мог ходить (при условии что нынешняя, довольно эффективная, но ничего не гарантирующая, броня + оружие + вода + снаряжение + система связи + боеприпасы и все остальное, что должен таскать на себе солдатик, уже на пределе человеческих возможностей)? Ответ прост – надо, чтобы броня двигалась за него. Вот поразительное видео из Солт Лейк Сити, штат Юта, где разрабатывают солдатский экзоскелет. Солдат двигается – его алюминиевый дружок чувствует это движение и усиливает его сервоприводами. На это уже можно будет навесить танковую броню, главное, чтобы выжили сервоприводы.

С другой стороны, конечно, сервоприводы – вчерашний день. К 2020 году армия США должна уже получить на вооружение экзоскелет с искусственными мышцами на основе нанотехнологий и жидкую броню. Броня должна быть жидкой до тех пор, пока под влиянием магнитного поля не затвердеет. Очевидно, при этой броне будет система распознавания угроз, которая увидит пулю и даст команду на затвердевание. Впрочем, если мы вспомним фильм «Черный Ястреб» /Black Hawk Down/ (2001), там сравнительно высокие потери солдат объяснялись их собственным вредительским раздолбайством – чтоб не потеть, бравые марины вынули из броников титановые пластины. Но и это этого есть лекарство: в этой новой униформе американского солдата должна быть система мониторинга состояния солдата, учитывающая, на первых порах, только пульс, кровяное давление и гидратацию. Со временем, очевидно, можно будет перейти к постоянному томографированию его внутренних органов, а также учет состояния брони.

Все это звучит как плохая научная фантастика, но это происходит здесь и сейчас. Трудно поверить, что что-то доброе может получиться из нанотехнологий.

Робот-морпех

Параллельно будет развиваться робототехника. Беспилотные летательные аппараты и маленькие беспилотные гусеничные танки воюют уже сейчас, но их будет все больше. Самые распространенные военные роботы --самолеты-разведчики и гусеничные саперы для разминирования. Но уже сейчас на платформы ставят пулеметы и гранатометы, и самоотверженные Wall-e c грустными глазами массово будут применены уже в следующей маленькой победоносной войне – возможно вместе с беспилотными штурмовиками.

Робот-морпех

Робот-морпех

Но бунта роботов ждать пока не приходится – равно как и хоть сколько-нибудь осмысленного поведения. Среди нерешенных задач двадцатого века самая симпатичная, самая затратная, самая бессмысленная и самая жульническая – искусственный интеллект. За полвека разработки в него вложили миллиарды долларов и человеко-часов, но добились чего-то только в последние годы – например, построили четвероногое «животное», которая умеет бегать галопом, поскальзываться и восстанавливать равновесие по льду и карабкаться по камням. В природе оттуда до разума – миллиард лет эволюции.

Крылья, ноги и хвосты

"Грифон

"Грифон"

Поэтому мы, люди, можем рассчитывать только на себя. Мы должны стать сильнее, прыгать быстрее и научиться летать. Последнее, как выяснилось, не так уж и сложно. Разработка сверхлегкого летательного аппарата идет сейчас со страшной скоростью, причем во всех направлениях и со всех сторон: маленькие компании энтузиастов разрабатывают мотоцикл-дельтаплан, микровертолет, летающий джип и прочую гражданскую технику для ежедневного использования, военные работают над индивидуальным крылом или индивидуальным вертолетом по крайней мере с пятидесятых годов, а спортсмены придумывают адреналиновые приблуды, которые тут же обращают на себя внимание.

"Грифон

"Грифон"

Одна из них – «Грифон». Главное ее преимущество – красота. Это 15-килограммовое крыло, позволяющее управлять свободным падением. В первоначальной версии это был чистый планер, потом туда поставили два крошечных реактивных двигателя. Результат, честно говоря, не очень впечетляет: парашютист должен выброситься с высоты десять тысяч метров, пролететь 50 километров в любую сторону (крыло управляется двумя джойстиками), а на высоте тысячи метров отстегнуть крыло и раскрыть парашют уже непосредственно над целью. С двигателями крыло в состоянии пролететь километров двести – но все равно это крыло летит, в основном, вниз. Зато он делает это очень быстро – 15 минут вместо 45-минутного спуска с десятикилометровой высоты, и выводит десантника точно на цель. Придумал его 35-летний Альбан Гайсслер, причем сначала он думал, что это будет спортивный снаряд, военным гаджетом он стал только потом.

Реактивная птичка

Реактивная птичка

Реактивная птичка

Гораздо интереснее реактивное крыло швейцарца Ива Росси. Оно тяжелее – 40 килограмм против 15, больше – трехметровый размах крыльев против полутораметрового, там тоже есть два реактивных двигателя, но это крыло умеет летать горизонтально и не падать. Пока, правда, господин Росси тоже выбрасывается из самолета, летает, а потом приземляется на парашюте, но уже работает над новой моделью с вертикальным взлетом.

Подрежем крылья перестройке

Спинокрыл

Спинокрыл

Вообще же над такими штуками работают много лет. В СССР в конце восьмидесятых придумали спинокрыл – ранцевый самолет с двумя винтовыми двигателями, каждый мощностью в 25 лошадиных сил, рассчитанный на одного пилота, с размахом крыльев меньше двух метров. Он, впрочем, так и не полетел – даже на закате у советской власти было достаточно здравомыслия. Ну и конечно не было лишних 100 миллиардов долларов.

Комментарии  97

Читайте также

показать еще



Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть