Лучше меньше, да лучше

Пять номинированных на «Оскар» короткометражек – отличный способ не только дать оценку компетентности американской киноакадемии, но и понять, что короткий метр порой доставляет куда больше удовольствия, чем двухчасовая безвкусная и бесталанная нудятина

Рецензии

Всюду жизнь! Пока мы пытаемся разобраться в собственных проблемах, в других уголках планеты люди испытывают самые разнообразные эмоции, многие из которых достойны того, чтобы их перенесли на экран. Франция оправляется от террористических угроз и ужесточает политику выдачи гражданства людям с арабскими корнями. Это приводит к конфликту госслужащего и уроженца Алжира, всю жизнь прожившего в Париже, но сейчас превратившегося во врага. В глубинке Швейцарии одинокая женщина дважды в день приветствует пролетающий мимо ее дома скоростной поезд. Неожиданно между ней и машинистом проходящего рейса завязывается романтическая переписка. В венгерской школе новенькая девочка становится частью знаменитого местного хора, вот только петь ей не приходится, ведь у девочки и преподавательницы есть маленький секрет. В благополучной Дании в то же время мигрант из Ганы влачит жалкое существование в попытках наскрести денег для своей семьи на родине. Встреча с романтически настроенной девушкой-волонтером из местной общины оказывается для него отдушиной в жестоком мире. Наконец, в Испании два работника охраны подземной парковки общаются друг с другом посредством записи танцевальных посланий на камерах видеонаблюдения, и это делает их ближе, чем любой разговор или встреча взглядами. Всюду жизнь…

Можно только рукоплескать инициативе независимого российского прокатчика, который в течение вот уже нескольких лет радует отечественного зрителя бесценными подарками – возможностью посмотреть набор номинированных на «Оскар» короткометражек, лучших фильмов мини-формата, которые авторы пожелали представить миру. Просмотр таких лент – не только удовольствие, это школа для молодых авторов, ищущих возможность пробиться в мир кино, ведь короткий метр, даже тот, что представлен в оскаровских списках, – это не многомиллионные блокбастеры, не экранизации книг престижных авторов, не исторические экскурсы, требующие серьезной базы и подготовки. Это зарисовки на тему «Здесь и сейчас», которые часто оказываются сильнее большого кино. И получая возможность увидеть все пять картин вместе, зритель может сам оценить, насколько велико мастерство авторов дошедших до финала лент и точны ли были в своем решении академики, одарившие «Оскаром» румынскую картину.

Кадр из короткометражного фильма "Внутренние враги"

Кадр из короткометражного фильма "Внутренние враги"

О последнем хочется дискутировать более чем о чем-то другом, ведь каждая из пяти работ по-своему хороша. Например, лента о словесной дуэли чиновника и человека, пришедшего оформить французский паспорт, имеет серьезный внутренний стержень, с жесткостью которого не всякий полный метр сравнится. Лента «Внутренние враги» похожа на шахматы, боксерский поединок и фехтовальную схватку одновременно – ее герои то обмениваются зубодробительными ударами, то колют друг друга тонко, но ничуть не менее болезненно, то вдруг погружаются в многоходовые комбинации, преследуя каждый свою цель. Финал фильма может показаться шокирующим, он несколько выбивается из традиционного представления о строении подобных сюжетов, но такова сейчас жизнь, таковы настроения в Европе, таково гостеприимство Франции. И в этом – правда фильма!

Кадр из короткометражного фильма "Женщина и скоростной поезд"

Кадр из короткометражного фильма "Женщина и скоростной поезд"

Картина швейцарца Тимо фон Гунтена не столь социально ориентированная, но ничуть не менее драматичная – главная героиня «Женщина и скоростной поезд» настолько одинока и оторвана от действительности, что делом ее жизни становится ежедневное общение с пролетающим мимо ее дома за доли секунды поездом. На удивление, размахивание флажком из окна не остается незамеченным – растроганный машинист поезда завязывает с женщиной переписку, и мир для забытой всеми дамы преображается. Безусловного очарования картине добавляет блестящая работа знаменитой Джейн Биркин, но сила истории (кстати, реальной) не только в мастерстве актеров, но и в умении и желании авторов передать любовь к своим персонажам. Это настоящий талант.

Кадр из короткометражного фильма "Пой"

Кадр из короткометражного фильма "Пой"

История, ставшая основой сценария венгерского фильма «Хор», на самом деле произошла в Швеции, ее от своего приятеля услышал режиссер картины Кристоф Деак. Лента была снята всего за шесть дней, а вот постпродакшен затянулся почти на год

Обладатель главного приза 2017 года, венгерская лента «Хор» (или «Пой», как решили переводить оригинальное название в России), имеет один серьезный козырь, ее главные герои – дети. И хотя за детскими голосами и безголосицей прячутся совсем не детские аллюзии на мир обмана и несправедливости, которые часто строим мы сами, пусть даже руководствуясь благими намерениями, на переднем плане все равно остаются лица двух невинных созданий, двух подруг, одна из которых одарена голосом и талантом, а вторая лишена музыкального слуха. История получилась трогательной, а к финалу даже несколько вызывающей, но вся эта борьба за правду и справедливость, откровенно говоря, отдает постсоциалистическим нафталином, Европа эти восстания достоинства уже успешно пережила, в отличие от нас.

Кадр из короткометражного фильма "Тихие ночи"

Кадр из короткометражного фильма "Тихие ночи"

Романтическая рождественская история о влюбленной в мигранта из Ганы датчанке, в свою очередь, наоборот, лишь прячется за социальными вывесками. Сцены притеснения африканца местными хулиганами и другими беженцами – это всего лишь мрачный фон для светлых эмоций, для счастья влюбленности, для уроков жизни, жестоких и обидных, но необходимых. Из отношений Ингер и Кваме вполне мог получиться полный метр крепкого европейского кино, в сюжете есть несколько резких поворотов и оптимистичная развязка, но авторы скомпоновали «Тихие ночи» так, что полчаса просмотра здесь стоят каждой потраченной минуты. И это тоже показатель мастерства, достойного призов и премий.

Кадр из короткометражного фильма "Таймкод"

Кадр из короткометражного фильма "Таймкод"

Прежде чем оказаться в числе номинантов на «Оскар», лента «Таймкод» была отмечена престижной испанской премией «Гойя» и «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля 2016 года

Что же до испанского «Таймкода», то, подобно сиесте или корриде, эта короткая лента является отдушиной, чем-то совершенно особенным, не похожим на другие зрелищем. «Таймкод» увлекает не сложными взаимоотношениями, не драмами и конфликтами, не трагичным одиночеством или обидным обманом. Этот фильм – легкое напоминание о том, насколько близко к вам может оказаться тот единственный человек, которому вы будете небезразличны, та половинка, которую вы давно ищете, тот партнер по танцу, который подойдет идеально. Диего и Луна раньше обменивались лишь дежурными приветствиями, но одна запись камеры изменила их отношения, даже разведенные по разным сменам, они становятся близки и счастливы.

Удивительно, но каждый из фильмов, несмотря на национальный колорит и очевидную привязку к месту своего рождения, не чужд России, и более того – актуален для нас именно сейчас. И конфликты с мигрантами, и отчужденность периферии, и катастрофическая бедность, толкающая на преступления, и непокорное новое поколение, и даже разобщенность людей, объединенных работой, домом или школой, – все это не только европейские проблемы, это и наша жизнь. Просто мы об этом не снимаем кино. Ну так посмотрим, что сняли другие!

С 23 марта в кино.

 
23.03.2017 Текст: Евгений Ухов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00