Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Обзор иностранной прессы по неожиданно кровавому байопику пацифиста Десмонда Досса

Мел Гибсон возвращается к режиссерской работе после многолетнего перерыва. Для своего камбэка он выбрал историю военного, который не признает насилия, не собирается никого убивать даже на поле боя и не притрагивается к оружию. Согласитесь, странный выбор для постановщика, который столь скрупулезно относится к реалистичному насилию. Его «Апокалипсис» и «Храброе сердце» отличаются жесткостью, а тут вдруг фильм про пацифиста. Быть может, Гибсон за годы отсутствия в режиссерском кресле изменил своим принципам? Ага, как же.

Историю Десмонда Ти Досса пытались экранизировать несколько раз. Он – единственный отказник совести (человек, считающий аморальными убийства на войне), которого удостоили американской Медали за отвагу. Будучи адвентистом седьмого дня, Досс по религиозным соображениям отказывался быть типичным солдатом, однако все же пошел добровольцем на Вторую мировую. И как минимум 75 человек ему за это благодарны… их он вытащил из-под пуль и снарядов.

Изначально ленту под названием Hacksaw Ridge должен был ставить режиссер «Мы были солдатами» Рэндолл Уоллес, и было это еще в девяностых. Проект тогда отложили в долгий ящик, и байопик в итоге дождался Мела Гибсона, чему мы все должны быть рады. Дифирамбов драме «По соображениям совести» напели немало – даже окрестили лучшим фильмом о войне со времен «Спасти рядового Райана».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Реальный Десмонд Досс принимает награду

Реальный Десмонд Досс принимает награду

Десмонд Томас Досс родился в 1919 году и в возрасте 23 лет пошел добровольцем в армию. В апреле 1942 года его официально зачислили в ряды солдат, но он не прошел подготовку в полном объеме – на стрельбище в меткости не упражнялся и бегал не в полном обмундировании, так как не притрагивался к оружию. Досс стал медиком, и его отправили в одну из самых кровавых боен Второй мировой – на Окинаву, где бои шли 82 дня. Со стороны союзников погибло более 12 тысяч солдат, еще 38 000 было ранено. Окинава должна была стать плацдармом для вторжения на основные острова Японского архипелага, и, как только ее отвоевали, союзники даже успели оборудовать базу для воздушных операций. Правда, все закончилось раньше, чем Окинава стала трамплином для наступления. Американцы сбросили атомные бомбы, СССР выдвинулся в Манчжурию, а Япония капитулировала. Окинава, за которую проливали кровь с начала апреля до конца июня, стала бессмысленной. Символично, что именно в этой битве принимал участие отказник совести Десмонд Досс, убежденный в аморальности и бесцельности войны. По крайней мере, ему удалось спасти 75 человек. Он их вынес на своих плечах, получив четыре ранения.

БОКС-ОФИС

Байопик «По соображениям совести» угодил в мясорубку сродни той, в которой побывал его главный герой. Вместе с ним дебютировали «Доктор Стрэндж» (85 миллионов долларов в первый уик-энд) и «Тролли» (46,5 миллиона долларов). Десмонд Досс довольствовался 15 миллионами. При этом без своих кусочков пирога не остались «Инферно», «Расплата», «Джек Ричер», «Уиджи», «Девушка в поезде» и «Дом странных детей». Во второй уик-энд лента Мела Гибсона заработала еще 10 миллионов.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ

 

«ПО СООБРАЖЕНИЯМ СОВЕСТИ» ХВАЛЯТ

– За то, что это один из лучших, если не лучший фильм про войну за долгие годы. Самое частое сравнение – как вы уже поняли, «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга.

– За одну из лучших батальных сцен. Вокруг хаос. Солдаты бегут, вопят и яростно кидаются на врагов. Повсюду кровь, оторванные конечности, горы обгоревшего людского мяса, тела все еще дымятся на черном песке. Насилие настолько кровавое и реальное, что становится неуютно.

– За погружение Эндрю Гарфилда в образ. Рецензенты иронично отмечают, что актер почти избавился от бестолкового образа Человека-паука.

– За антивоенную риторику и своевременность. Мол, сейчас мир настолько разрознен, что нужен фильм, который напомнит людям о единстве.

«ПО СООБРАЖЕНИЯМ СОВЕСТИ» РУГАЮТ

– За чрезмерное насилие. Эта претензия редка, но, представьте себе, она встречается. Непонятно, почему люди, пришедшие на фильм про Вторую мировую с рейтингом R, ожидали увидеть что-то другое.

– За непрозрачную метафору. Тоже весьма сомнительный недостаток, тем не менее такая дискуссия есть. Мел Гибсон и Энрдю Гарфилд не говорят прямым текстом, что война – это плохо, убивать нехорошо, и главное – мир во всем мире. За них говорит ужас, творящийся на поле боя. Вся эта кровавость нужна для отпугивания, чтобы зритель понимал, насколько все было ужасно и будет, если человечество вновь устроит глобальную рубку.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Кадр из фильма "По соображениям совести"

ЧТО ПИШУТ КРИТИКИ

«Мел Гибсон погружается в кровавую резню и достигает антивоенного триумфа. “По соображениям совести” – один из лучших фильмов 2016 года. И вкус этого успеха для Гибсона становится еще слаще, потому что он достиг его по-своему. Он почти десять лет был изгоем в Голливуде, а теперь вернулся с фильмом, который не то чтобы не является компромиссом. Это чистый, неподдельный, отчаянно гибсоновский фильм». (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle)

«”По соображениям совести” – работа художника, который понимает, насколько парадоксальны его отношения к насилию и вере. Десмонд Досс – достойный наследник гибсоновских Уиллема Уоллеса и Христа». (Tirdad Derakhshani/Philadelphia Inquirer)

«Фильм жесток, он шокирует, пробирает насквозь и не забывается. И да, его снял Мел Гибсон, он тоже достоин медали». (Rex Reed/Observer)

«Мел Гибсон вернулся, показав нам кровавый ад в сердце войны и рассказав… о мире. Неудивительно, что именно батальные сцены вдыхают жизнь в “По соображениям совести”. Гибсон уловил самые жуткие, самые пугающие нюансы». (Peter Travers/Rolling Stone)

«Трактат об обмене славы на поле боя на собственную душу. “По соображениям совести” не позволяет скатываться к полутонам, здесь все в черных, белых и красных цветах». (Lee Greenblatt/Entertainment Weekly).

«Фильм затронул много психологически и этически сложных тем, но не копнул вглубь. Однако в ленте нашлось место детально проработанному бою, и тут Гибсон преуспел. Его битва навеяла воспоминания о “Спасти рядового Райана”, “Семи самураях” и “Звездном десанте”». (Peter Keough/Boston Globe)

СТАРЫЕ ОБИДЫ НА МЕЛА ГИБСОНА

В Голливуде к Мелу Гибсону относятся с опаской. Видите ли, студии боятся, что если к проекту будет приписан человек с нечистой репутацией, то пострадает и конечный продукт. Аудитория может из протестных настроений проигнорировать фильм. К примеру, недавно Warner Brothers подписали в «Фантастических тварей» Джонни Деппа, и об этом никто не знал почти до самой премьеры ленты. Едва ли «ворнеры» стремились сделать сюрприз зрителям, просто продюсеры не хотели угодить в одну повестку с домашним насилием и скандальным разводом с Эмбер Херд.

Так вот, у Мела Гибсона список грешков наберется немаленький. Если перечислять, не вдаваясь в подробности, то в 1991 году старина Мел позволил себе гомофобный комментарий в интервью испанской газете; также в девяностые на одной из звездных вечеринок Гибсон публично пошутил над другом-геем Вайноны Райдер; апогеем же стал 2006 год, когда актера-режиссера-продюсера остановили на автостраде за превышение скорости, а в машине нашли открытую бутылку текилы. На арестовавшего его офицера Мел Гибсон орал: F***ing Jews. Гомофобия и антисемитизм надолго закрыли Гибсону путь в топовые проекты. И если бы не этот послужной список, возможно, «По соображениям совести» уже прочили бы номинации на «Оскар».

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Кадр из фильма "По соображениям совести"

ЧТО ГОВОРЯТ СОЗДАТЕЛИ

Мел Гибсон о возвращении к режиссуре: «Не хотелось ржаветь. Пришлось попотеть над фильмом, выжать из себя все соки, но все равно было приятно снова сесть в кресло. Это как кататься на велосипеде, разве что за десять лет ужесточились ограничения по бюджету и по времени. Приходится относиться куда рассудительнее к тому, как и что ты снимаешь. Индустрия уже не та. Если ты не делаешь фильм о супергерое или о ком-то в спандексе, никто не даст тебе денег».

Эндрю Гарфилд о работе с Мелом Гибсоном: «У него невероятные интуиция и экспрессия. Он в работе с головой, уходит всем телом, каждым натянутом нервом и мускулом. При этом у него выдающийся интеллект. У Мела все очень органично. Даже если у него был план на день, Мел может его полностью перечеркнуть, потому что он чувствует – нужно снять что-то другое. Однажды утром я, Винс Вон и Мел засели в моем трейлере и написали с нуля целую сцену. Настолько Мел уверен в своем видении – таково его чутье».

РЕЙТИНГИ ПРЕДЫДУЩИХ ФИЛЬМОВ МЕЛА ГИБСОНА

 

ВЕРДИКТ

Вопрос, стоит ли смотреть «По соображениям совести», можно считать риторическим. Даже если отбросить все моральные установки и антивоенные мотивы, зрителю предлагают одну из лучших батальных сцен XXI века – такое нельзя пропускать. В конце концов Мел Гибсон не так уж часто балует нас режиссерскими работами.

В российском прокате с 17 ноября.

Комментарии  100

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть