
Смерть не приходит одна и другие тайские откровения.
Внимание! В тексте есть спойлеры!
«Белый лотос» дебютировал на HBO относительно безмятежным летом 2021-го — каждого коснулся ковид, о других глобальных коллапсах никто не думал, не гадал. Гавайи предлагали утешение в формате скромного сатирического whodunit («кто это сделал?») с классовыми тяготами, Италия во втором сезоне стала площадкой для супружеских сражений и заодно подтвердила превосходство Дженнифер Кулидж в образе несчастной Тани. Новую группу гостей-богачей принимал Таиланд. Реальность диктовала свои правила: ещё до релиза создатель шоу Майк Уайт намекал на «религиозность» сезона и трансформирующую силу новой локации, от которой напрямую зависят сюжетные арки героев. Он не обманул — зрителям достался драматургически насыщенный, убедительный, мемный и противоречивый сезон. В нём обнаруживаются отзвуки Шекспира и Древней Греции, а погружение в лабиринты человеческой природы, души и психики оказалось действительно глубоким.
Зрители третьего «Лотоса» находили множество поводов для недовольства: жаловались на бессюжетность и затянутость происходящего, на неэффективную музыкальную тему (композитор Кристобаль Тапия де Веер недавно заявил, что покинул шоу из-за творческих разногласий с Уайтом). Закулисные скандалы нередко подпитывают творческий процесс, а претензии и споры сигнализируют о задетых нервах общества и скрытых желаниях. Уайт выступил режиссёром и сценаристом всех восьми эпизодов, филигранно выстраивая напряжение и сталкивая две противоположные культурные системы. Буддийские практики заметно повлияли на всех постояльцев третьего сезона, превратив элитный отдых в болезненное, но необходимое перерождение. Финал — хронометражем в 90 минут — объединил героев в трагическом водовороте страданий, не забыв о доле юмора и ироничного морализаторства.
HBO и Уайт вряд ли предполагали, что финальный эпизод выйдет в разгар торговых войн США и других стран, введения президентом Дональдом Трампом пошлин (tariffs) и обвала мировых рынков. Семейство Рэтлиффов до курорта тоже не знало финансовых бед. Внезапно глава династии Тимоти (Джейсон Айзекс) оказывается втянут в коррупционные схемы своего коллеги; ему грозит тюремный срок, лишение всех финансов и даже дома. Вместо чистосердечного признания своей семье Тимоти ворует у жены Виктории (Паркер Поузи) таблетки (лоразепам) для облегчения тревожности, соглашается на цифровой детокс, игнорирует навалившиеся проблемы, размышляет о суициде.
Струны души будут задеты и у избалованных детей Рэтлиффов. Старший сын Сэксон (Патрик Шварценеггер) зависит от отца в карьерном плане и вынужденно проходит через кризис маскулинности при помощи новых знакомств и духовной литературы. Пайпер (Сара Кэтрин Хук), прилетевшая ради жизни в буддийском монастыре, не учла отсутствия там органической вегетарианской еды и комфортной кровати (по-другому жизнь не мила). Младший брат Локлен (Сэм Нивола) всячески угождает сиблингам, вплоть до шокирующего инцеста, а к концу переживает буквальное божественное озарение. И это не считая актёрской работы Поузи, чьи реплики с неповторимым южным акцентом моментально разлетелись на цитаты.
Главная история любви третьего сезона (а по сути, и всего шоу) развернулась между Риком (Уолтон Гоггинс) и Челси (Эйми Лу Вуд). Неврастеник Рик хочет отомстить владельцу тайского «Лотоса» (Скотт Гленн) за убийство своего отца. При этом мужчина игнорирует знаки со стороны наивной Челси, верящей в астрологию и кармическую связь (она Овен, он Скорпион, соотношение идеальное). По всем сценарным законам совместное счастье окажется недосягаемым, за ошибки одного придётся расплачиваться обоим. Дополнительный удар по зрительской психике в этой сюжетной линии нанёс Сэм Рокуэлл в образе друга Рика, Фрэнка. Его монолог о любви к азиатским женщинам и переосмыслении жизни в Таиланде является выдающейся актёрской удачей, поистине ошеломляющим опытом.
Период ссор между тремя подругами детства обернётся трогательным хеппи-эндом. Уставшая от притворства карьеристка Лори (Кэрри Кун) вступает в конфликт интересов с актрисой Жаклин (Мишель Монахэн) и подхалимкой Кейт (Лесли Бибб), счастливой женой и матерью из Техаса. Ни спортивный инструктор из Владивостока по имени Валентин (Арнас Федаравичус), ни его подозрительные дружки (среди них Юрий Колокольников) не смогли сломать крепкую дружбу героинь.
Массажистка Белинда (Наташа Ротуэлл) окажется в ситуации, зеркальной концовке первого сезона. Мечтающая открыть собственное дело женщина получает крупную сумму от ушлого Грега (Джон Грайс) за своё молчание и шанс вырваться из бедности. Не сбывает обещание открыть совместный бизнес, данное местному практику Порнчаю (Дом Тетракул), — Белинда, как и покойная Таня когда-то, выбирает себя и своё благополучие.
Уайт значительно вырос — из бывшего участника состязательного шоу «Выживший» и сценариста «Мадагаскара 3» в самобытного, самостоятельного автора, точно фиксирующего дух времени, превращающего мелкое сериальное удовольствие в телевизионную сенсацию. Со всем внутренним трагизмом «Белый лотос» встаёт на одну полку по масштабу с «Наследниками», «Игрой престолов», «Кланом Сопрано» и другими хитами HBO. От судьбы не убежишь, заключает Уайт. Остаётся принять и полюбить, упрямо вглядываться в бездну, находить Бога и предназначение (но это не точно).
Великолепно! Марк Уайт проник в самую суть зрительского сердца