Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Между нами тает лед: 10 важных исторических фильмов о холодной войне

Эпоха геополитического противостояния СССР и США и создала особую кинопоэтику, и развила несколько популярных жанров. Каждый режиссер пытался искать ответы на волнующие вопросы, видя в кинематографе ту силу, которая сможет моделировать, прогнозировать, иными словами – осмыслять реальность, где ядерные ракеты всегда нависают над миром дамокловым мечом. Вспоминаем 10 важных исторических картин, которые лучше всего живописуют период с 50-х по конец 80-х. 

 

Добавить в закладки
Между нами тает лед: 10 важных исторических фильмов о холодной войне

Том Хэнкс в роли Джеймса Б. Донована на кадре из фильма «Шпионский мост»

Том Хэнкс в роли Джеймса Б. Донована на кадре из фильма «Шпионский мост»

Еще до начала Карибского кризиса холодная война знала беспрецедентные эпизоды: обмен советского шпиона Рудольфа Абеля и американского летчика Фрэнсиса Пауэрса, произошедший на Глиникском мосту в феврале 1962 года, был одним из таких. Стивен Спилберг – не только волшебник кино и профессионал по части исторических реконструкций (режиссер комфортно чувствовал себя как в эпохе Авраама Линкольна, так и в воссоздании кульминации Второй мировой войны), но и завзятый гуманист. Том Хэнкс в жизнеутверждающем образе страхового агента Джеймса Донована выступает буфером между двумя идеологическими блоками, доказывая, что важна в конечном итоге не система, а человек как таковой. Что вездесущую эскалацию — от политических размолвок до пуска ядерных ракет — может остановить только грамотная дипломатия и любовь к ближнему. Спилберг не везде дальновиден, иной раз чрезмерен в шаржировании образов (и слишком фанерный гуманизм американского адвоката, и доведенный до карикатурных пределов образ советской разведки), но по-прежнему честен: мир спасут справедливые люди, чье умение договариваться снесет все форпосты противоречий. 

Лив Шрайбер в роли Бориса Спасского на кадре из фильма «Жертвуя пешкой»

Лив Шрайбер в роли Бориса Спасского на кадре из фильма «Жертвуя пешкой»

Битва двух ядерных держав происходит не только в гонке вооружений, освоении космоса и дипломатических неувязках, но и на шахматной доске. 1 июля 1972 года в Рейкьявике состязались мировые гроссмейстеры – американец Бобби Фишер и советский шахматист Борис Спасский. Лента Эдварда Цвика повествует о том, как спортсмены стали пешками в геополитической игре, попав под прослушку своих ведомств (за Спасским следил КГБ, а за Фишером – ФБР). Тоби Магуайр, сыгравший Фишера, борется с паранойей и все не может укротить свою скандальную натуру – такова расплата за выдающийся интеллект. А Лив Шрайбер с не меньшим великолепием отыгрывает свою партию – подтянутого советского шахматиста Спасского, чье спокойствие хорошо сочетается с серым пиджаком. Игра с фигурами здесь не столько метафора противостояния в разгар холодной войны (в 70-х вопрос решался уже не бряцанием ядерных ракет между США и СССР, а сублимированными способами победы – в том числе через спорт), сколько сама суть времени и состояния, когда битва ведется марионетками – пусть и достаточно умными, чтобы это осознавать. 

Ричард Бертон в роли Лимаса на кадре из фильма «Шпион, пришедший с холода»

Ричард Бертон в роли Лимаса на кадре из фильма «Шпион, пришедший с холода»

Холодная война активизировала работу разведки, тайных служб и специальных агентов, подобно призракам, перемещающихся с места на место. Наравне с этим родился особый шестидесятнический шпионский гламур, открытый Джеймсом Бондом и его бравыми последователями. «Шпион, пришедший с холода», снятый по роману Джона Ле Каре, – радикальная антитеза приключениям Агента 007: угрюмая реальность холодной войны, перебежчики, тонущие в алкоголизме и канцелярской рутине. Главный герой, агент Алек Лимас, внедряется в бюро ГДР, чтобы вынести оттуда нигилистическую пустоту: шпионы – не отважные пираты холодной войны, а эгоистичные и убогие проходимцы. Мир фильма Мартина Ритта – пространство тусклых пейзажей, скупых интерьеров и тотальной безнадеги: черное и белое не маркируется по сторонам Берлинской стены. Первая экранизация Ле Карре получилась витиеватой, но действительно важной, обогащающей шпионский мир. Оказывается, не так уж весело участвовать в тайной игре, где политические силы с высокой вероятностью сожмут тебя гидравлическим прессом.

Шон Коннери в роли Марко на кадре из фильма «Охота за "Красным Октябрем"»

Шон Коннери в роли Марко на кадре из фильма «Охота за "Красным Октябрем"»

80-е можно охарактеризовать ощущением усталости от холодной войны – недаром именно в это время курс пошел на взаимное разоружение. Но кино продолжало рефлексировать над геополитическим столкновением и предлагало самые неожиданные изводы. В «Охоте за "Красным Октябрем"» советский командир подлодки Марко Рэмиус (Шон Коннери) планирует двигаться к берегам Штатов, но попадает под пристальное внимание американских спецслужб – неясно, бежит ли он или планирует атаковать. Теперь аналитик ЦРУ Джек Райан (Алек Болдуин) должен предотвратить эскалацию между державами, выявить мотивы беглеца и эвакуировать его команду. «Охота за "Красным Октябрем"» – развесистая клюква в своем первозданном виде, но с витаминами: карикатурный экипаж советской подлодки и неловкие разговоры на русском компенсируются бесперебойным ритмом и актерским мастерством – Коннери и Болдуин знают свои сильные места. Для режиссера «Крепкого орешка» Джона МакТирнана, быть может, фильм и не лучший опыт, но именно «Октябрь» открыл дорогу Джеку Райану и всем последующим экранизациям романов Тома Клэнси. 

Мэттью Бродерик в роли Дэвида на кадре из фильма «Военные игры»

Мэттью Бродерик в роли Дэвида на кадре из фильма «Военные игры»

Холодную войну вполне реально смешать с беззаботной жизнью подростков. Одаренный хакер (Мэттью Бродерик) проникает в компьютерную сеть Пентагона и фактически разжигает третью мировую. «Глобальная термоядерная война» становится не забавной игрой, а симуляцией запуска ядерных ракет – от моделирования до реализации остается один неловкий шаг. «Военные игры» Джона Бэдэма – фильм, чей ядерный алармизм применим к эпохе электронных устройств и могущественных компьютерных систем. Через наивный сюжет мы понимаем, что призрак холодной войны поселился в вычислительных машинах, сделав виртуальность новым полем битвы. «Военные игры» обладают подлинным очарованием 80-х, а картину в свое время даже номинировали на премию «Оскар». Не говоря уже о том, что присутствие Мэттью Бродерика почти всегда превращает ленту сорокалетней давности в важный артефакт эпохи. 

Салли Хокинс в роли Элисы на кадре из фильма «Форма воды»

Салли Хокинс в роли Элисы на кадре из фильма «Форма воды»

Напряжение между СССР и США породило целую мифологию – пространство тайн и заговоров, в том числе самых причудливых и фантастических. Важным пунктом стали секретные лаборатории, построенные державами во время холодной войны; «Форма воды» Гильермо дель Торо эксплуатирует именно этот троп, рассказывая о человеке-амфибии, заточенном на военном объекте в Балтиморе. Драма высоких чувств обычной уборщицы и таинственного существа разыграна во многих жанровых регистрах: фантастика разбавляет политический реализм холодной войны, но главное – события происходят в параноидальной логике ядерной эскалации. Слышны радиосообщения о кубинском ракетном кризисе, где-то там выступает Джон Кеннеди, а американские ведомства все охотнее звереют на фоне международной турбулентности. Остаться человечным – целое искусство, и на этом поприще дель Торо всегда симпатизирует фантастическим существам и иным формам жизни. 

Дэн О’Херлихи в роли Блека на кадре из фильма «Система безопасности»

Дэн О’Херлихи в роли Блека на кадре из фильма «Система безопасности»

Один компьютерный сбой – и на человечестве можно ставить точку. «Cистема безопасности» Сидни Люмета – история о непоправимой ошибке, допущенной американской инфраструктурой безопасности. Бомбардировщики уже летят на Москву, а президент делает все возможное, чтобы предотвратить конфликт, проходя все стадии: от надежды на разрешение до фаталистического смирения. Картина Люмета во многом осталась в тени кубриковского «Cтрейнджлава» – та же тема, аналогичное предчувствие скорого апокалипсиса плюс рефлексия над миропорядком образца 1964 года – как известно, еще не все спокойно вздохнули после разрешения Карибского кризиса. Но лента Люмета выдает куда более обреченный и бескомпромиссный взгляд на гонку вооружений: нет места юмору, над абсурдизмом ракетного обмена шутить не пристало, а все два часа мы следим за растущим напряжением внутри бункера Белого дома. Генри Фонда в образе американского президента трудится до седьмого пота, тревога и предчувствие Судного дня разрастаются с каждым крупным планом, на которых Люмет и выстраивает поэтику картины. 

Йоанна Кулиг в роли Зулы на кадре из фильма «Холодная война»

Йоанна Кулиг в роли Зулы на кадре из фильма «Холодная война»

Конфронтация двух лагерей отразилась на сфере чувств – любовь, также захлопнутая железным занавесом, пытается преодолеть барьеры, и далеко не всегда удачно. «Холодная война» Павла Павликовского – пронзительная история о связи дирижера Виктора (Томаш Кот) и певицы Зулы (Йоанна Кулиг), прошедшей через горнило испытаний. Бегущие герои перемещаются по травмированной поствоенной Европе, пересекая ее с востока на запад и наоборот – в сущности, так и не сумев благоустроить свои жизни. Павликовский пользуется богатым наследием польского кино, стилизуя картину в формате ретро: это лаконичная, старомодная лента о любви, подозрительно похожей на странную диалектику холодной войны, где есть принятие и отторжение, торги и размолвки, границы и преодоление барьеров. Редкий случай, когда напряженная эпоха не только отрефлексирована в пространстве европейского кино, но и выведена на значительно новый, более глубокий уровень противостояния – сугубо внутреннего, развернутого не в кабинетах и на авиабазах, а в сердцах. 

Кадр из документального фильма «Человек, который спас мир»

Кадр из документального фильма «Человек, который спас мир»

Иногда подлинные герои – спасители мира, скромно остающиеся в тени. Таким, в частности, представлен советский офицер Станислав Петров, который в сентябре 1983 года зафиксировал компьютерный сбой в системе предупреждения о ракетном нападении и тем самым остановил потенциальную третью мировую. Документальная работа Питера Энтони показывает быт отставного офицера – всеми забытого человека, которого чудом находят в России и предлагают ему поехать в США, чтобы рассказать о своем подвиге сорокалетней давности. В «Человеке, который спас мир» документальная фиксация тесно союзничает с продуманными игровыми сценами, создавая неожиданный симбиоз – вчерашнюю реальность и сегодняшний день, который также не защищен от ядерных арсеналов и угрозы радиоактивным пеплом. Но уместный пафос фильма позволяет верить в героев-одиночек — таких, собственно, каким и был Петров.

Кадр из фильма «Доктор Стрейнджлав, или как я научился не волноваться и полюбила атомную бомбу»

Кадр из фильма «Доктор Стрейнджлав, или как я научился не волноваться и полюбила атомную бомбу»

Как осмыслить ядерный холокост, проживая в эпоху перманентного советско-американского напряжения? Стэнли Кубрик знал ответ, предложив свое саркастическое видение и актерский гений Питера Селлерса. Почти все ленты Кубрика о том, как человечество теряет контроль, реализуя свою иррациональную, разрушительную волю – так поступает командир военно-воздушной базы США Джек Д. Риппер (Стерлинг Хейден), направляя ядерные эскадрильи на территорию Советского Союза. Трагедия положения, превратившаяся в искрометную комедию, – Кубрика забавляет, как проект человечества споткнулся о непреодолимый барьер агрессии, жестокости и необдуманных решений. Фарс разгоняет и Питер Селлерс – актер-хамелеон, сыгравший сразу несколько ролей: от американского лидера до безумного ученого, знающего все об атомной энергетике. «Доктор Cтрейнджлав» – не только летопись ядерной эпохи, но и образцовая комедия, абсолютно раблезианский шедевр, предлагающий посмеяться над собой, растущей энтропией и политикой, которая просто рафинирует опасные инстинкты, присущие людям. 

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?