Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Пираты Эгейского моря»

Поверхностный, исторически неточный и абсолютно бездушный фильм о человеке, заслуживающем большего внимания и со стороны греческих, и со стороны российских кинематографистов. Грешно распоряжаться такими сюжетами столь бездарно

Добавить в закладки

1770 год. В разгар русско-турецкой войны к эскадре графа Орлова в Средиземном море присоединяется утлое суденышко греческого пирата Иоанниса Варвакиса. Своей смелостью и хитростью молодой морской волк внес смятение в ряды турецких мореходов и стал одним из главных кузнецов победы в ночном Чесменском сражении. Увы, мир между Российской и Османской империями не принес свободу Греции, и бегущий от преследования турок Варвакис отправился в Санкт-Петербург, чтобы просить помощи для своего народа у Екатерины Второй. Помощи пират не получил, но получил возможность развивать торговлю в Астрахани, Таганроге и на всем русском побережье Каспийского моря. Проявив недюжинный талант купца и промышленника, Варвакис стал одним из самых обеспеченных людей России. Однако сердце его неизменно рвалось на берега родной Эллады…

Кадр из фильма "Пираты Эгейского моря"

Картина получилась по-настоящему общеевропейской и межнациональной: производством ее занимались кинематографисты Греции, России и Испании, а ведущие роли исполнили немец, англичанин и француженка

Древнегреческой мифологии можно только позавидовать, такого богатства красок, разнообразия характеров, захватывающих дух сражений вы не найдете в священных книгах ни одной из крупнейших современных религий. Куда там христианским, иудаистским, мусульманским и буддийским святым до олимпийского сонма богов, алчущих власти над миром живых и мертвых, обладающих невероятными способностями, но не забывающих и о простой человеческой отваге. Увы, со времен падения Трои греческая героика попросту растворилась в песках времен, вспомнить каких-то отважных путешественников, великих полководцев, бравых первооткрывателей, родившихся в Элладе, сегодня очень сложно, а с отсутствием героев выродились и гомеры с софоклами – некому сегодня воспевать греческих титанов, некому петь осанны героям и строить храмы предводителям. «Пираты Эгейского моря» –- это попытка придать эпический размах одному из последних ярких представителей греческой земли. Попытка безуспешная и недостойная потомков Сократа и Платона.

Кадр из фильма "Пираты Эгейского моря"

В знак благодарности за внесенный Варвакисом в развитие южных рубежей России вклад в 2012 году в Астрахани был торжественно открыт памятник знаменитому греку, навсегда изменившему облик города

Начать стоит с того, что для биографической ленты «Пираты» получились слишком поверхностными – сюжет зияет дырами, мотивация героев отсутствует в принципе, исторические реалии хромают в самых очевидных вещах. Этот набор промашек приближает картину к мифологии, но отдаляет от восприятия зрителем исторического полотна. Практически полностью герой ленты лишен своей главной патриотической прелести, постоянного желания помогать родной стране и ее порабощенному турками народу – об этом сказано полслова, хотя пожертвования на вооружение греков, отправленные Варвакисом, составляли миллионы рублей, королевские по тем временам суммы.

Кадр из фильма "Пираты Эгейского моря"

То же самое касается и драйвовой составляющей ленты. Картина о пирате, о доблестном воине, о защитнике страждущих и легенде греческого сопротивления двигается со скоростью безногого калеки. Повествование режиссера и сценариста Янниса Смарагдиса столь уныло, что клонит зрителя в сон, на секунду оживая лишь в редких сценах пересказа подвигов Варвакиса героем Евгения Стычкина. На остальных же актеров просто больно смотреть – в кадре они чувствуют себя неуютно, словно их обрядили в чужие костюмы и отправили в не виданные ранее декорации.

Кадр из фильма "Пираты Эгейского моря"

Возможно, постановщик более умелый и смог бы сделать из «Пиратов» (кстати, оригинальное название ленты – «Бог любит икру», а в европейском прокате картина шла под названием «Пират») что-то по-настоящему увлекательное, но Смарагдис не тот человек, который умело сочетает драму и экшен, его постоянно тянет изъясняться метафорами, упоминать божественное провидение и строить философствования на пустом месте. Герои фильма слишком часто говорят о свободе, но даже сам режиссер ленты заключен в кандалы штампов, причем самых пошлых и низкопробных, начиная с построения сюжета на параллельных воспоминаниях о Варвакисе его сподвижников и заканчивая демонстрацией дворца Екатерины или астраханского рынка.

Безусловно, скромный бюджет фильма виден невооруженным глазом, и удача, что с таким финансированием лента вообще вышла. Но проблема «Пиратов Эгейского моря» кроется не в том, что в кадре горит мало фрегатов, погибает мало янычар и не слишком красочно наряжены вельможи самых разных уровней. Кино не получилось интересным, потому что создатели так и не решили, кем для них самих является Иоаннис Варвакис. Греческий герой, царский фаворит, трепетный влюбленный, суровый отец, бескорыстный друг, меценат, купец, строитель и общественный деятель – любая из ипостасей могла стать основой блистательного фильма, но, кажется, черная икра застила авторам ленты глаза и лишила вдохновения. Вместо яркой биографической ленты зритель получил теленовеллу о сомнительной исторической персоне с невнятными мотивами, которой место в дневном эфире кабельного канала для домохозяек. И ситуацию не спасают ни Катрин Денёв, ни Джон Клиз, ни Себастьян Кох, играющий Варвакиса. Герой остался нераскрыт, подвиг его остается безвестным до следующей экранизации.

С 27 августа в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?