Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Интервью

Восемь лет Никита Михалков не баловал поклонников новыми фильмами. Играть -- да, играл, а снимать после "Сибирского цирюльника" лишь грозился. И вдруг откуда ни возьмись римейк знаменитого фильма Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин". Психологическая драма "12" закручена вокруг суда присяжных, решающих судьбу чеченского мальчика, которого обвиняют в убийстве приемного отца, русского офицера. Премьера михалковской картины состоится 7 сентября в Венеции в рамках 64-го международного кинофестиваля, в основной конкурс которого включены "12". Российские зрители увидят фильм в сентябре.
Добавить в закладки

Восемь лет Никита Михалков не баловал поклонников новыми фильмами. Играть – да, играл, а снимать после «Сибирского цирюльника» (1998) лишь грозился. Долго писал продолжение «Утомленных солнцем» (1994), вроде бы даже начинал съемки, но затем все останавливал, брал паузу. И вдруг откуда ни возьмись римейк знаменитого фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» /12 Angry Men/ (1957). Психологическая драма «12» (2007) закручена вокруг суда присяжных, решающих судьбу чеченского мальчика, которого обвиняют в убийстве приемного отца, русского офицера. Премьера михалковской картины состоится 7 сентября в Венеции в рамках 64-го международного кинофестиваля, в основной конкурс которого включены «12». Российские зрители увидят фильм в сентябре.

Никита Михалков в фильме "12"

-- Начнем, Никита Сергеевич, с арифметики. Но не с двенадцати, а с пятнадцати. И не присяжных заседателей, а миллионов долларов, за которые вы, по слухам, построили дом под Нижним Новгородом.

-- Не хочу даже обсуждать этот бред! С другой стороны, люди готовы писать любую ерунду, лишь бы заработать на моем имени. Значит, ко мне по-прежнему есть интерес, и это радует. Конечно, противно, когда говорят неправду, нагло и цинично лгут. Но тут ведь расчет какой? Оскорбленный человек начнет биться в истерике, попытается засудить клеветников. А тем только и надо, чтобы скандал разгорелся поярче: можно напечатать еще несколько хлестких обложек, заработать на дополнительном тираже. Суд-то у газеты все равно не выиграть, поскольку фраза о пятнадцатимиллионном особняке Михалкова вынесена в заголовок с вопросом. Классическое иезуитство: дескать, мы ничего не утверждали, а лишь спросили… Я жизнью ученный, эти ходы просчитываю наперед, в ловушку добровольно не полезу. А за что страдает Андрей Зайцев, молодой замечательный режиссер, он же монтажер моих фильмов? Как ему объяснять родным и знакомым, что на фото в газете запечатлен действительно он, хотя дублером Олега Меньшикова никогда не был и становиться им не собирается? Это у меня кожа задубела, я никак не реагирую, натыкаясь на заметку, будто стал старообрядцем. Почему, спрашивается, не мусульманином или буддистом? Наверное, сочинять небылицы интереснее, чем писать, как я целыми днями – от рассвета до заката – снимаю «Утомленных солнцем». Очень рассчитываю, что в России появится закон, реально карающий за клевету. Правда, сомневаюсь, что наши депутаты в обозримом будущем решатся принять подобный документ. Он слишком невыгоден тем из них, кто использует черный пиар и грязные технологии в политической борьбе. А такие среди народных избранников – что дурака валять – увы, есть.

-- Вас, кстати, к стартующей вскоре предвыборной думской кампании не привлекают?

-- Нет. Впрочем, в фильме формулируются столь серьезные проблемы нашей сегодняшней жизни, что он вполне может показаться кому-то политическим. Хотя я, разумеется, не подгонял «12» под выборы, а лишь попытался вслух ответить на вопросы, которые мы вполголоса задаем друг другу на кухнях, не решаясь вынести на публичное обсуждение. Хватит шептаться о наболевшем по углам, надо лечить раны, пока те не загноились.

-- Значит, готовы отдать фильм на рекламные ролики, Никита Сергеевич?

-- Не ищи конъюнктуру там, где ее нет. Повторяю, в картине я высказывал личное мнение, а не выполнял чей-то социальный заказ. Если моя точка зрения совпадет с позицией людей, ответственных за принятие решений на политическом уровне, буду этому только рад.

-- Как думаете, где больше ваших единомышленников? В стане Бориса Грызлова? Или, может, в ЛДПР?

-- У меня, брат, профессия другая, и голова занята не поиском отличий в партийных программах, а тем, как в пасмурную погоду лучше снять ясный солнечный день. Еще нужно посчитать, сколько немецких танков понадобится для сцены боя…

-- Тогда, может, Путин? Для него кино?

-- Почему-то думал, ты вменяемый человек… Да, я буду очень горд, если мою картину увидят, оценят наш президент и наше правительство, поскольку в конечном счете именно они кровно заинтересованы в улучшении жизни в стране, но для меня по-настоящему важно, чтобы картину посмотрели не только избранные, а максимальное количество людей. Нам всем необходимо понять: ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕ СРЕДСТВО, А ЦЕЛЬ. Обязательно выдели последнюю мысль шрифтом, чтобы было заметнее. Уяснить эту истину важно и сильным мира сего, и простым смертным. Пора научиться не болтать, а разговаривать, вспомнить, что в России понятие чести отстаивали ценой жизни, а стыд считался очищающим человека чувством. Задавая вопрос «Как дела?», надо, не раздражаясь на собеседника, не ограничившегося привычной отговоркой «нормально», выслушать ответ, сколь бы длинен он ни оказался… Моя картина о персональной ответственности каждого за принятое им решение. Или за не принятое. Знаете определение слова «святой»?

-- Вряд ли воспроизведу навскидку, Никита Сергеевич.

-- Формулировка простая и гениальная одновременно. Святым достоин зваться лишь тот, кто всегда и любому делает лучше, чем себе. Мы можем иногда пожертвовать чем-то для совсем чужого, ради родного идти на жертвы готовы многие, но так, чтобы всегда и для любого… Много назовешь людей, подпадающих под эту характеристику?

-- А вы?

-- Я встречал праведно живущих, но они вряд ли позволили бы вслух рассуждать о своей святости. Возможно, это сделают другие. Потом, спустя время. Однако речь ведь сейчас не о конкретных фамилиях, не о суете мирской, а об определенном образе жизни.

-- Почему вы заговорили об этом применительно к «12»?

-- Допускаю, что слишком самоуверен, но у тех, кто внимательно посмотрит мой фильм, подобного вопроса остаться не должно. Надеюсь, люди поймут: жертвовать собою ради других чрезвычайно трудно, тем не менее это единственный путь к спасению. И речь ведь идет не о жизни или о здоровье, совсем нет. Всего-то и надо: поступиться толикой привычного уюта и тепла, поделиться с близким или с дальним, а мы часто оказываемся не готовы. Это особенно актуально в наше гламурно-глянцевое время, когда основополагающим смыслом бытия стало достижение максимального комфорта. Не должны главными ценностями быть лишь те, которые можно купить или потрогать руками. Об этом давно хотел сказать и сегодня чрезвычайно счастлив, что Господь даровал мне шанс снять «12». В картине нет блеска, шика или постановочного масштаба, зато есть боль, которую я считал долгом донести до других. Пусть не все со мной согласятся, примут позицию, поймут ее, но хотя бы задумаются, и это будет много.

-- Вы ведь прежде уже обращались к «Двенадцати разгневанным мужчинам»?

-- Когда-то ставил в Щукинском училище спектакль по одноименной пьесе Роуза, делал инсценировку картины Люмета. Вышло забавно: из-за киносъемок во время учебного года, что в ту пору считалось серьезным нарушением дисциплины, меня выгнали из «Щуки», вымарали фамилию на афише, тем не менее ребята премьеру сыграли. Говорят, получилось неплохо. Но то действо не имеет почти ничего общего с картиной «12», которую даже нельзя считать классическим римейком. По сути, совпадает лишь канва. Сходство можно найти в другом: сорок лет назад я делал спектакль по фильму, а теперь снимал по большей части театральных актеров. Я их всех очень люблю.

Кадр из фильма "12"

-- Хотя со многими работали впервые.

-- С Сергеем Маковецким, Романом Мадяновым, Виктором Вержбицким, Алексеем Горбуновым, Михаилом Ефремовым, Юрием Стояновым, Сергеем Арцибашевым.

-- Ни в ком из новобранцев не промахнулись?

-- Нет, все попадания – в десятку! Добавьте к перечисленным Сергея Гармаша, Алексея Петренко, Валентина Гафта, Сергея Газарова. Двенадцатый заседатель – я. Кстати, не отказался от идеи спустя время сыграть этим же составом спектакль «12». Скажем, на арене баскетбольного Дворца ЦСКА. Думаю, антреприза будет ломовая… То, что актеры на картине подобрались театральные, помогало, мне не приходилось подолгу объяснять, что такое репетиции и как они важны. Иногда мы засиживались до четырех часов утра, люди, конечно, валились с ног, зато сколько находок обнаружилось в атмосфере коллективного творчества! Играли весело, азартно, импровизировали бесконечно, легко соглашаясь выходить за рамки образов, к которым привык зритель. Случались по-человечески трогательные моменты. Валентин Гафт приезжал после вечернего спектакля, шел в съемочный павильон и оставлял букеты в моей машине, прося водителя: «Передай потом Сергеичу». Звезда, большой артист, как ребенок радовался нашей совместной работе. И я был счастлив от встречи с ним и со всеми остальными…

-- Отказники имелись?

-- Олег Меньшиков вышел из проекта за пару дней до начала съемок, хотя мы обо всем, кажется, договорились. Что-то его остановило. Такое бывает.

-- Крепко поругались?

-- Почему? Ты же видишь: Олег снимается в моей новой картине… Конечно, я огорчился, да и ситуация возникла непростая, поскольку роль в «12» Меньшикову отводилась важная, ключевая. В принципе могу понять Олега, поскольку хорошо его знаю. Думаю, он пока внутренне не созрел к изменению привычного имиджа. Это штука опасная: когда-то все равно придется разрушать стереотипы, важно не пропустить момент. С «12» же Бог управил так, что на место Олега пришел Сережа Маковецкий. Он как-то звонил мне, жаловался, что не снимаю его. Я нашел тогда отговорку и, честно говоря, почти сразу забыл разговор, поскольку, признаюсь, недооценивал Сергея. А тут эта заминка с Меньшиковым… Словом, теперь уже я позвонил Маковецкому и, не представляясь, спросил: «В Бога веруете?» Он не узнал мой голос: «Кто говорит?» Я продолжил: «Ответьте сначала на вопрос: в храм ходите?» Сергей ответил: «Да». Я продолжил: «Вас услышали». И только потом объяснил суть, сразу предупредив, что придется на время отказаться от других проектов и резко полысеть для роли. Маковецкий ни секунды не сомневался: «Я согласен». Сережа сыграл блестяще! Считаю, сегодня он один из лучших в стране актеров…

-- Премьеру покажете в Грозном?

-- Если найдем зал с надлежащим звуком и экраном. Не хочу устраивать показательное шоу: мол, фильм о Чечне, поэтому и привезли. Мне про Грозный ничего рассказывать не надо, впервые я приехал туда в 1973 году, когда снимал картину «Свой среди чужих, чужой среди своих».

-- Венецию, надо полагать, вы посетили позже?

-- В 1991 году получил «Золотого льва» за «Ургу». С тех пор в конкурсе там не участвовал, но прекрасно понимаю, сколь значимо участие в этом престижнейшем фестивале.

-- Олимпийский принцип ведь не про вашу честь. Вам, Никита Сергеевич, мало быть одним из, непременно захотите стать первым.

-- Почему так решил?

-- Сами рассказывали о своем перфекционизме.

-- Брат, он заключается не в названии приза, а в качестве продукции! Да, стараюсь добиваться абсолюта в каждой снятой сцене, смонтированном эпизоде. Ненавижу приблизительности и случайности, всегда ратую за профессионализм. В этом смысле я действительно перфекционист. Но не в наградах.

-- Михалков не может публично облажаться, уехать с конкурса с пустыми руками?

-- Опять с кем-то меня путаешь! Верно, не люблю проигрывать. А покажи, кому это нравится? Тем не менее, повторяю, на фестиваль еду не за призами. Логика предельно прагматичная: для меня крайне важно, чтобы картину заметили, а Венеция – прекрасный трамплин для мирового проката. Я не небожитель, творящий для вечности и не думающий о прозе жизни. Постоянно помню, что все средства, которые взял в долг на производство «12», придется возвращать. А ведь хотелось бы еще и какую-нибудь прибыль получить. Ничего, что признаюсь в желании заработать, это не предосудительно? Специально для любителей считать деньги в чужом кармане сообщаю: за «12» я не получил пока ни копейки. Ни как актер, ни как режиссер, ни как продюсер, ни как автор сценария. Ни е-ди-ной! Для меня важнее было рассчитаться с другими исполнителями. А сумма набежала приличная: за шестьдесят-то съемочных дней плюс репетиционный период! Артисты ведь все уважаемые, заслуженные…

Кадр из фильма "12"

-- Какой бюджет в итоге получился?

-- Пока не могу точно сказать, поскольку не все расходы сведены.

-- Неужели пришлось добавлять из тех полутора миллионов долларов, которые, по данным «Форбс», вы, Никита Сергеевич, заработали в прошлом году?

-- Опять двадцать пять! Откуда эти цифры берутся? Очередные фантазии на тему… Хотя, строго говоря, при том количестве фильмов, которые я снял, и успехе, которые они имели в стране и в мире, дом мне полагалось бы иметь хоть за пятнадцать миллионов долларов, хоть за двадцать. Заодно и годовой доход с семью нулями… В этом смысле можно сказать: не там родился. Впрочем, сегодня, повторяю, мои мысли заняты иным, не арифметическими подсчетами. К тому же, уверен, все и вовремя приходит лишь к тем, кто умеет ждать.

-- Вы научились?

-- Надеюсь, да.

Текст: Андрей Ванденко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?