
Душевный роуд-муви про страну в глубоком кризисе и о поиске тепла в разговорах с единомышленниками.
Ноябрь 2022 года. Режиссёр Салим Мрад вместе с друзьями-сценаристами Джихадом Сааде и Реа Эль Хури отправляется в восьмидневное путешествие по Ливану. Картина поделена на восемь глав, в которых кинематографисты беседуют с жителями Бейрута, Триполи и разных провинций страны, чтобы попытаться составить актуальный портрет родины. Какие-то точки на маршруте друзей обозначены изначально, другие встречи вышли случайными, но важными.
Премьера работы ливанского автора прошла на фестивале в Роттердаме, где четыре года назад показывали «Моховой агат» Салима Мрада. «Очертания обычных человеческих созданий» демонстрировали пока всего раз, даже на родине сеансов документальной картины ещё не было.
Друзья-кинематографисты неслучайно решают поговорить с соотечественниками здесь и сейчас. Страна граничит с Сирией и Израилем, а спокойной жизни на Ближнем Востоке нет давно. В 2011 году из-за гражданской войны в Сирии в Ливане тоже начались волнения, крупнейшие правительственные фракции спорили, поддерживать ли Башара Асада. В 2015-м Бейрут накрыли беспорядки, причём начались протесты с требования вывезти мусор с улиц столицы. В 2020 году в стране был объявлен дефолт, и пандемия коронавируса наложилась на тяжёлый экономический кризис и отставку правительства. К концу 2022-го Ливан оказался в удручающем положении: общество находилось в глубокой депрессии.
Мраду неинтересно разбираться в положении дел в стране с политиками, экономистами и социологами. Ливан находится в турбулентном состоянии, где роль правительства сведена к минимуму. Когда других точек опоры нет, Мрад рассчитывает разобраться с собственным экзистенциальным кризисом, выслушав других. Встречи кинематографистов с жителями разных провинций напоминают милые посиделки накануне конца света.
Документалист уверен, что страна — это люди, а потому даёт голос горожанам и жителям сельской местности с разным достатком. Портрет современного Ливана складывается из судеб отдельных рассказчиков. Это не серия интервью и не социологический опрос, а череда дружеских бесед в спокойной обстановке. Хотя съёмочная группа встречается с героями картины у них дома или в саду коттеджа, рано или поздно в разговоре неминуемо всплывают рост насилия, постоянный отъезд молодёжи за границу, тревожные мысли о будущем и бедность в настоящем. Одни годами не могут сделать дома ремонт, другие сменили машину на тук-тук и стали таксовать, третьи вынуждены уезжать от семьи на несколько месяцев в крупные города в поисках работы. Никакой надежды на помощь со стороны давно нет, рассчитывать можно только на себя. Общество атомизировано и подавлено, но возможность высказаться, понять, что ты в страданиях не одинок, заряжает энергией, даёт силы не сдаваться.
Между сюжетами происходит закономерная перекличка. Хани, второй оператор картины, рассказывает, как случайная пуля влетела в дом, разбила окно и едва не убила его дочь. А житель Триполи Милад признаётся, что не расстаётся с револьвером — только так можно отпугнуть мелких хулиганов. Своими историями делятся беженцы из Сирии, которые покинули родину из-за гражданской войны. Женщина средних лет Аршо вспоминает, как во сне увидела Деву Марию, а на следующий день узнала о беременности. Юный Ахмад, потерявший брата-электрика в результате несчастного случая, считает святой собственную тётю. Всё это растерянные люди, у которых нет универсальных ответов на бесконечные потрясения, но остаются юмор и вера.
Сопровождают поездку по родине личные комментарии автора. Мрад чудом не погиб в 2020 году из-за взрыва в порту Бейрута, а после массовых протестов и поражения оппозиции тяжело заболел. «Очертания обычных человеческих созданий» подкупают полным отсутствием деления на документалиста и объекты наблюдения, герои и авторы картины постоянно меняются местами, это подчёркивают регулярные повороты камеры на 360 градусов. Оператор оглядывается по сторонам, чтобы показать всех действующих лиц и поставить знак равенства между кинематографистами и собеседниками. Текучий и непредсказуемый фильм рождается у зрителей на глазах. Пусть драматургию выстраивает случай.
Наверняка Мрад и не рассчитывал уместить в два часа портрет большой страны, но душевное кино дарит тепло и зрителям, и героям, объединяет в трудные времена. Автор возвращается к простым истинам. Любовь, дружба, взаимное уважение, умение слушать, эмпатия и отзывчивость помогают вместе пережить беду. Нехитрый рецепт может сработать не только в Ливане.
Документальный фильм «Очертания обычных человеческих страданий» будет показан в рамках фестиваля «Докер».