
Выстраданный перезапуск главной франшизы студии Troma.
«Токсичный мститель» — название, знакомое каждому, кто хотя бы раз нырял в мутные воды трэш-кино. В 1984 году основатели студии Troma Ллойд Кауфман и Майкл Херц выпустили фильм, словно созданный для самых дальних полок убыточных салонов видеопроката на задворках цивилизации. Но нелепая история о неудачливом уборщике, который попал в чан с химикатами и превратился в ужасного снаружи, но доброго внутри супергероя со шваброй наперевес стала народным хитом. В «Токсичном мстителе» было все, за что зрители обожали фильмы категории B: литры бутафорской крови, гэги на грани (впрочем, весьма размытой) пошлости, сатирические уколы в грузное тело общества потребления и ощущение бесконечной свободы. Кино такого рода не нуждалось ни в похвале, ни в критике, а его создатели ни перед кем не собирались отчитываться.
Спустя сорок лет Токси возвращается. Кауфман и Херц числятся почетными продюсерами перезапуска, но сама картина кажется, несмотря на все старания авторов, лишь блеклой копией оригинала. В реальности, где супергерои обязаны быть либо серьезными и многоуровневыми, либо безопасными для семейного просмотра, уборщик-мутант с обезображенным лицом и добрым сердцем мог бы стать глотком свежего воздуха. Но, к сожалению, Токси справляется с возложенными на него надеждами с большой натяжкой, а режиссер Мэйкон Блэр с попыткой объединить критический нарратив с забавным трэшем в цель не попадает.
Уборщик Уинстон (Питер Динклэйдж) работает на опасном производстве фармацевтической компании магната Боба Гарбинджера (Кевин Бейкон). Компания делает биодобавки, на деле сокращающие население городка Сэйнт Рома. Жена Уинстона — одна из жертв бигфармы, да и сам он, оставшись с приемным сыном-подростком (Джейкоб Трембле), вскоре узнает, что неизлечимо болен. Попытка получить у работодателя положенную медицинскую страховку (сперва легально, а затем и радикальными методами) оборачивается падением в чан с токсичными отходами — Уинстон превращается в ужасного мутанта, но с неожиданной суперсилой. Город, раздираемый мафией и корпорацией, сначала относится к чудовищу без воодушевления, но после нескольких весьма кровавых подвигов нарекает нового героя Токсичным мстителем.
Перезагрузка оригинальной картины под руководством Мэйкона Блэра легко могла бы не случиться: фильм был снят еще в 2021 году, а премьера состоялась в 2023-м на фестивале Fantastic Fest. А затем «Токсичный мститель» лег на полку в ожидании дистрибьютора — ленту сочли слишком проблемной для проката. Чудо произошло лишь в 2025 году, когда права на показ картины получил прокатчик Cineverse, известный, в частности, по выпуску «Ужасающего 3» и грядущему ребуту слэшера «Тихая ночь, смертельная ночь». Так корпорации внезапно проиграли, а фанаты получили робкую надежду увидеть «Мстителя» в кинотеатрах, в том числе и в российском прокате.
Впрочем, к просмотру стоит подойти осторожно. Переосмысление «Токсичного мстителя» — попытка одновременно сохранить дух оригинала и встроиться в новую культурную конъюнктуру. И надо сразу сказать: попытка неидеальная. Динклэйдж — голос и душа Токси — звучит с такой смесью усталости и иронии, что персонаж приобретает дополнительный трагикомический вес, не свойственный герою фильма 1984 года. А актриса Луиза Геррейро, отвечающая за действия протагониста уже в костюме, доводит образ до абсурда: ее движения напоминают одновременно старые кукольные шоу и карикатурные VHS-хорроры. Такой дуэт рождает фигуру, которая выгодно отличается от прилизанного мира Marvel или DC (даже в вариации Джеймса Ганна), и в этом союзе основное очарование ленты.
Если оригинал высмеивал социальные условности и смачно плевал в лицо эстетике мейнстрима, то Блэр переводит конфликт в более современную плоскость: бал правят бигфарма, непроходимо тупая бюрократия и экологическая повестка. Сэйнт Рома страдает не просто от загрязняющих воздух и реку химикатов, а от целого комплекса системных проблем, прекрасно знакомых человеку XXI века. А в грязном углу ринга — злодей в костюме и с лицом Кевина Бэйкона, играющего с невероятным энтузиазмом. Его карикатурный образ — настоящий подарок для уставших от унылых антагонистов зрителей. Вторит Бэйкону прекрасный Элайджа Вуд в роли эдакого корпоративного Голлума (шутка про «прелесть» — в обязательной программе).
На этом сильные стороны картины заканчиваются. Сюжет «Мстителя» — набор сшитых наспех эпизодов разной степени абсурда. Юмор протух на стадии препродакшена, хоть динамика между персонажами в некоторых редких эпизодах и выстроена выше всяческих похвал. Кровавый гротеск оригинала, в 1984 году по понятным причинам созданный с помощью исключительно практических эффектов, уступил место не менее дешевому сейчас CGI, что уничтожило очарование формата «так плохо, что хорошо». Тональность скачет от удивительно едкой сатиры до проходного фарса, а ритм проседает на протяжении всего фильма: от внушительной и тягучей экспозиции до стремительного финала.
В результате на свет появился проект, который сложно назвать удачным ремейком в привычном понимании. Мэйкон Блэр не стремится однозначно переосмыслить старого «Токсичного мстителя», не пытается конкурировать с традиционным супергеройским кино и точно не задает никаких новых рамок. Его фильм существует скорее как дань уважения и одновременно насмешка над самим жанром — кино для тех, кто способен увидеть красоту в уродстве и готов ради этого потерпеть.