Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJmsqh2 Okko
Обзоры

Как снимает Люк Бессон и почему с «Дракулой» на самом деле все так?

Люк Бессон — режиссер, хорошо известный российской аудитории благодаря культовым фильмам «Никита», «Леон» и «Пятый элемент», которые в девяностые и нулевые годы пользовались огромной популярностью. Недавно его интерпретация знаменитого романа Брэма Стокера, ставшая вторым за короткое время обращением к вампирской тематике после нашумевшего «Носферату» Роберта Эггерса, разделила критиков и зрителей на два лагеря. Кому-то фильм, как и некоторые другие поздние работы автора, кажется устаревшим и не вполне уместным в контексте 2025 года, а кто-то искренне восхищается неугасающим талантом известного режиссера. Попробуем разобраться, кто прав и почему. 

Сегодня Текст: Яна Телова 1 Обсудить
Добавить в закладки
Как снимает Люк Бессон и почему с «Дракулой» на самом деле все так?

История одного камушка

Люк Бессон родился в 1959 году в Париже. Его родители — известные инструкторы по подводному плаванию — с юных лет готовили сына к продолжению семейной традиции, поэтому он провел детство на побережье, занимаясь нырянием и подводной фотосъемкой. В интервью Бессон отмечал: «Когда я был маленьким, не было ни Интернета, ни телевизора. Даже библиотеки у меня не было. Поэтому, чтобы развлечь себя, нужно было пойти на улицу, найти какой-нибудь камушек и придумать историю». Построить спортивную карьеру у Бессона не вышло из-за травмы, но первые контакты с многообразием флоры и фауны проложили путь к вымышленным мирам, сформировали особое внимание к деталям и развили стремление создавать самодостаточные вселенные. 

Люк Бессон с отцом Клодом Бессоном

Люк Бессон с отцом Клодом Бессоном

Режиссерскую карьеру Бессон начал с короткометражного фильма «Предпоследний» и выросшего из него полного метра «Последняя битва». Уже ранние работы показывают интерес кинематографиста к персонажам-отшельникам и героям, чьи действия разворачиваются в ограниченных, зачастую вымышленных пространствах. Например, «Последняя битва» — это постапокалиптическая история без речи, где герои пытаются выжить в пустынном мире. Позднее в «Голубой бездне» Бессон погрузит зрителя в пучину дайверов, исследующих океанские глубины. Неисполненная мечта режиссера консервируется в замкнутом мире: герои ментально изолированы от внешнего общества, и все их размышления и мечтания обращены к погружениям. 

Жан Рено в роли Брута на кадре из фильма «Последняя битва»

Жан Рено в роли Брута на кадре из фильма «Последняя битва»

Фильм, который встряхнул Францию

Настоящим прорывом в карьере молодого Люка Бессона стала «Никита». Картина была популярна не только во Франции, но и в США, и проложила режиссеру дорогу к мировой известности. Фильм рассказывает историю молодой наркозависимой девушки, оказавшейся втянутой в ограбление с убийством. Вместо пожизненного заключения ее ждет секретный учебный центр, где она становится агенткой спецслужб. Сам Бессон отмечал: «Когда я снял «Никиту», Франция была слишком буржуазной, благополучной, сонной. А мне хотелось встряхнуть ее…» При этом картина сочетает напряженный экшен с вниманием ко внутреннему миру главной героини: Анн Парийо в роли Никиты создала культовый образ волевой, но уязвимой женщины, вынужденной самостоятельно искать силы там, где доминируют мужчины. 

Анна Парийо в роли Никиты на кадре из фильма «Никита»

Анна Парийо в роли Никиты на кадре из фильма «Никита»

Фильм оказал значительное влияние на мировую культуру: в 1993 году в США вышел ремейк «Возврата нет», в 1997-м — канадский телесериал «Ее звали Никита», японский аниме-сериал «Нуар» также признан вдохновленным фильмами «Никита» и «Леон». В 2010-2013 годах канал CW показывал сериал «Никита», а в 2019 году сам Бессон выпустил фильм «Анна», фактически повторяющий мотивы оригинальной истории. Даже современный российский сериал «Надежда» можно рассматривать как переработку тех же идей. 

Люк Бессон на съемках фильма «Никита»

Люк Бессон на съемках фильма «Никита»

Самый провокационный фильм

В «Леоне», своей шестой картине, Бессон развивает образ мрачного киллера, намеченный еще в «Никите». Сюжет драмы строится вокруг киллера (Жан Рено) и 12-летней Матильды (Натали Портман), которую герой берет под опеку. Картина продолжает бессоновскую серию фильмов об «отшельниках», которые замыкаются и строят свою, не всегда понятную окружающим вселенную. Леон испытывает к Матильде чувства, которые можно трактовать как отеческие, но элементы сюжета и личная биография режиссера указывают на обратное (сам Бессон познакомился с 12-летней Майвенн, когда ему было уже 29). Смесь американского размаха постановки и французской сентиментальности позволила картине добиться ошеломляющего успеха. Спустя годы после премьеры фильм продолжает оставаться культовым, хоть и плодит вокруг себя новые, соответствующие времени дискуссии об этической подоплеке. 

Жан Рено, Люк Бессон и Натали Портман на съемках фильма «Леон»

Жан Рено, Люк Бессон и Натали Портман на съемках фильма «Леон»

Побег в иные миры

В 1997 году Люк Бессон представил «Пятый элемент» — проект, в котором его стремление создавать уникальные кинопространства достигло нового уровня. Фильм собрал впечатляющий актерский ансамбль: Брюс Уиллис, Гари Олдман и Мила Йовович — и получил масштабный бюджет в $90 млн, который был реализован в детально проработанных декорациях, костюмах Жан-Поля Готье и профессиональном, хорошо продуманном гриме. Музыка Эрика Серра и ироничные диалоги привлекли внимание широкой аудитории, а сборы в $266 млн диагностировали коммерческий успех.

Мила Йовович в роли Лилу на кадре из фильма «Пятый элемент»

Мила Йовович в роли Лилу на кадре из фильма «Пятый элемент»

Футуристический мир Нью-Йорка XXIII века Бессон придумал еще в школьные годы (вдохновлялся серией комиксов «Валериан и Лорелин») и, приобретя имя, смог наконец воплотить идею с подходящим бюджетом. Перед нами история обычного нью-йоркского таксиста, который неожиданно встречает загадочную девушку. Вместе они должны собрать четыре классических элемента природы и объединить их с таинственным пятым, чтобы спасти Землю от надвигающейся катастрофы. Бессон сохраняет привычную концентрацию на внутреннем мире героев, делая их взаимодействие главным источником эмоциональной силы картины. И, что немаловажно, Бессон полностью погружается в альтернативное измерение. 

Мила Йовович и Люкс Бессон на премьере фильма «Пятый элемент»

Мила Йовович и Люкс Бессон на премьере фильма «Пятый элемент»

Режиссер вообще часто подчеркивает важность наличия четких границ у пространств, в которых он оказывается: «Когда у тебя студия площадью 2000 квадратных метров и 400 человек статистов… Нужно все продумать, вплоть до расположения туалетов, чтобы посещение этих комнат не отнимало слишком много рабочего времени». Внимание к деталям, планирование каждого элемента — от туалетных комнат до визуальной композиции — становится главным правилом режиссера.

«Жанна д’Арк» и поиски новых дорог

Следующей крупной работой Люка Бессона стала историческая драма «Жанна д’Арк» с Миллой Йовович. Фильм переносит зрителя в XV век, в атмосферу военных конфликтов и религиозного фанатизма. Спасти Францию может только чудо — Жанна д’Арк, глубоко верующая девушка с божественными видениями, становящаяся символом для армии. Бессон не стремился к историчности, его интересовало прежде всего исследование внутреннего мира Жанны. Героиня погружена в свои переживания, а внешнее давление и обстоятельства лишь усиливают изоляцию.

Мила Йовович в роли Жанны на кадре из фильма «Жанна Д’Арк»

Мила Йовович в роли Жанны на кадре из фильма «Жанна Д’Арк»

Несмотря на амбиции и техническое мастерство, фильм провалился в прокате, и после «Жанны д’Арк» Бессон на время сконцентрировался на строительстве собственной студийной империи EuropaCorp. Этот период характеризуется поиском новых талантов и развитием коммерческих проектов в качестве продюсера (франшизы «Такси», «Перевозчик» и других боевиков), но режиссер все же не теряет интереса к более личным кинопроектам, где он мог бы продолжить воплощать фантазии в жизнь и иметь полный контроль над миром и персонажами. Спустя время Бессон возвращается к собственным постановкам, реализуя давние идеи, — начинается работа над «Артуром и минипутами». 

Разговоры с детьми

Трилогия рассказывает о мальчике Артуре, который узнает о существовании страны минипутов — маленьких человечков, скрывающихся в саду. Главную роль Артура исполнил Фредди Хаймор, а минипуты заговорили голосами известных артистов: Мадонны, Селены Гомес, Снуп Догга и Дэвида Боуи. Бессон сам набросал сценарий, который позже стал литературной серией и был экранизирован в анимационном формате. 

Фредди Хаймор в роли Артура на кадре из фильма «Артур и минипуты»

Фредди Хаймор в роли Артура на кадре из фильма «Артур и минипуты»

«Артур и минипуты» продолжает традицию Бессона: сюжет позволяет зрителю погрузиться в альтернативную реальность, где можно примерить на себя роль героя, пережить его приключения и эмоциональные испытания. «Мы все живем достаточно обычной жизнью, а в кино хочется увидеть нечто нестандартное, экстраординарное: побыть немножко Жанной Д'Арк, Леоном или Артуром… А с детьми говорить — в том числе на языке кино — гораздо интереснее, чем со взрослыми», — считает Бессон. 

Возвращение в космос

«Валериан и город тысячи планет» — очередная попытка режиссера воплотить детскую мечту в масштабном кинематографическом проекте. История, вдохновленная одноименной серией графических романов Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера, переносит зрителя в далекое будущее, где человечество создало межгалактическую станцию, ставшую впоследствии городом тысячи планет. Порядок поддерживают специальные агенты, в том числе и главные герои — Валериан и Лорелин (Дэйн ДеХан и Кара Делевинь).

Кара Делевинь в роли Лорелин на кадре из фильма «Валериан и город тысячи планет»

Кара Делевинь в роли Лорелин на кадре из фильма «Валериан и город тысячи планет»

Проект, хоть и хулиганский и местами не выдерживающий критики, полностью отражает творческую адженду режиссера: фантазия и сложно устроенная организация вымышленного пространства становятся центральными элементами повествования. Бессон сочетает в «Валериане» детскую наивность и взрослую возможность тратить огромные бюджеты, создавая вселенную, насыщенную невероятными существами, необычными ландшафтами и причудливыми деталями. 

Калеб Лэндри Джонс и собаки

Премьера «Догмена» состоялась на Венецианском кинофестивале, где зрители, несмотря на завораживающую актерскую игру Калеба Лэндри Джонса, встретили картину с настороженностью и скепсисом. И зря: «Догмен», пожалуй, единственный на настоящее время проект позднего Бессона, напоминающий его серьезные ранние работы об аутсайдерах нашего мира. 

Кален Лэндри Джонс в роли Дага на кадре из фильма «Догмен»

Кален Лэндри Джонс в роли Дага на кадре из фильма «Догмен»

Главный герой Даг — пугливый и замкнутый одиночка, для которого собаки стали единственным источником доверия и поддержки. Мы изучаем отдельные главы из жизни Дага: детство в страхе, юность с ограниченными возможностями, волонтерство в приюте и поиски собственного места в мире. В отличие от других поздних фильмов Бессона, «Догмен» не пытается давить масштабом, и, возможно, именно его камерность и прямое, ничем не прикрытое желание вернуться к простым историям вызывают неожиданную, но вполне искреннюю симпатию. 

Фальшивое хулиганство

«Джун и Джон» был создан в условиях пандемии COVID-19 и снят на смартфон, с минимальной командой из 12 человек и дебютантами в главных ролях. Первоначальная идея проекта возникла в сотрудничестве с производителями смартфонов, однако они отказались от участия, и режиссер воплотил замысел самостоятельно. 

Матильда Прайс в роли Джун на кадре из фильма «Джун и Джон»

Матильда Прайс в роли Джун на кадре из фильма «Джун и Джон»

Главный герой, невезучий офисный работник Джон (Люк Стэнтон Эдди), встречает Джун (Матильда Прайс) — эксцентричную девушку с ярким цветом волос, которая втягивает героя в череду опасностей. Герои следуют принципу «жить на полную катушку», что делает сюжет напряженным, хаотичным и местами абсурдным. В интервью режиссер отмечал, что работа над фильмом напомнила ему о ранних экспериментах с независимым кино и свободой творчества, хотя критикам так не показалось: многие посчитали, что проект не передает той легкости и вдохновения, которыми отличались ранние работы Бессона. Похоже, мир движется дальше, и его уже не может поразить хулиганство, казавшееся радикальным в 1990-е. 

Люк Бессон на съемках фильма «Джун и Джон»

Люк Бессон на съемках фильма «Джун и Джон»

Влюбленный вампир

Идея «Дракулы» возникла на площадке «Догмена», когда режиссер работал с Калебом Лэндри Джонсом и понял, что хочет создать для него уникальную роль. Среди множества вариантов возник древний вампир, и Бессон заинтересовался романтической линией графа, который способен 400 лет ждать встречи со своей возлюбленной. Режиссер подчеркнул: ему не интересны традиционные хоррор-элементы и мифология вампиров. Ключевой мотив фильма — любовь и эмоциональная привязанность.

Калеб Лэндри Джонс в роли Влада на кадре из фильма «Дракула»

Калеб Лэндри Джонс в роли Влада на кадре из фильма «Дракула»

На экране разворачивается визуальное пиршество: страсть, любовь, ненависть и отчаяние переплетаются с экшен-сценами, однако кажется, что драматургически фильм сильно уступает визуальной части. Герои легко могут показаться плоскими, их мотивации — сомнительными. Тем не менее «Дракулу» можно рассматривать как логичное продолжение антиэволюции режиссера — перед нами снова история отшельника, но на этот раз еще и законсервированная в вымышленных фантастических декорациях (бессмертная «Никита» + «Валериан» с горгульями). «Дракула» — фильм эклектичный и во многом повторяющий давно знакомые сюжеты, но удивительным образом и он все равно нашел своего зрителя, готового смотреть в одном направлении с режиссером. 

Калеб Лэндри Джонс в роли Влада на кадре из фильма «Дракула»

Калеб Лэндри Джонс в роли Влада на кадре из фильма «Дракула»

Люк Бессон — режиссер-консерватор 

Кино Бессона не изменилось — оно осталось таким же, каким было десятки лет назад. «Никита», «Леон», «Пятый элемент», «Валериан», «Дракула». Режиссер снимает так, будто время остановилось, а внешний мир перестал существовать, в то время как зритель продолжает жить в постоянно меняющейся реальности и во многом требует того же от кинематографа. Для Бессона есть только он и маленькие, тщательно выстроенные миры, где эмоции бьют через край: страсть, любовь, ненависть — жизнь кипит во всей своей полноте. Если ранние работы постановщика часто рассказывали о людях, оказавшихся на периферии общества, вызывая сопереживание у зрителя, то с течением времени его подход стал более радикальным: режиссер все глубже погружается в вымысел, отгораживаясь от внешней критики и влияния аудитории. 

Обладание именем и статусом позволяет Бессону находить финансирование даже для самых смелых проектов, что снимает необходимость соответствовать вкусам большинства. «Я так вижу в своей голове и именно так работал с самого начала — менять ничего не собираюсь», — говорил Бессон в недавнем интервью. «Я не умею соответствовать», — отмечал он еще 25 лет назад. Эти слова, пожалуй, лучше всего подтверждают все вышесказанное. 

Калеб Лэндри Джонс и Люк Бессон на съемках фильма «Дракула»

Калеб Лэндри Джонс и Люк Бессон на съемках фильма «Дракула»
Текст: Яна Телова
3 комментария
А
Такие вы смешные, ей-Богу. Сначала публикуете рецензию на Дракулу с оценкой 4/10, а потом: "да всё в порядке с Дракулой, вы просто не поняли автора!"
Очень непоследовательно, знаете ли.
Статья неплохая, спасибо, хотя и отдает отчаянными попытками натянуть сову на глобус, так как общего у снятых Бессоном фильмов настолько мало, что считать эти черты режиссерским стилем - это перебор . Как говорится, "а этот авторский почерк сейчас с нами в одной комнате?"
Я бы добавил прекрасный фильм " Ангел А".
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?