
Люк Бессон — режиссер, хорошо известный российской аудитории благодаря культовым фильмам «Никита», «Леон» и «Пятый элемент», которые в девяностые и нулевые годы пользовались огромной популярностью. Недавно его интерпретация знаменитого романа Брэма Стокера, ставшая вторым за короткое время обращением к вампирской тематике после нашумевшего «Носферату» Роберта Эггерса, разделила критиков и зрителей на два лагеря. Кому-то фильм, как и некоторые другие поздние работы автора, кажется устаревшим и не вполне уместным в контексте 2025 года, а кто-то искренне восхищается неугасающим талантом известного режиссера. Попробуем разобраться, кто прав и почему.
История одного камушка
Люк Бессон родился в 1959 году в Париже. Его родители — известные инструкторы по подводному плаванию — с юных лет готовили сына к продолжению семейной традиции, поэтому он провел детство на побережье, занимаясь нырянием и подводной фотосъемкой. В интервью Бессон отмечал: «Когда я был маленьким, не было ни Интернета, ни телевизора. Даже библиотеки у меня не было. Поэтому, чтобы развлечь себя, нужно было пойти на улицу, найти какой-нибудь камушек и придумать историю». Построить спортивную карьеру у Бессона не вышло из-за травмы, но первые контакты с многообразием флоры и фауны проложили путь к вымышленным мирам, сформировали особое внимание к деталям и развили стремление создавать самодостаточные вселенные.
Режиссерскую карьеру Бессон начал с короткометражного фильма «Предпоследний» и выросшего из него полного метра «Последняя битва». Уже ранние работы показывают интерес кинематографиста к персонажам-отшельникам и героям, чьи действия разворачиваются в ограниченных, зачастую вымышленных пространствах. Например, «Последняя битва» — это постапокалиптическая история без речи, где герои пытаются выжить в пустынном мире. Позднее в «Голубой бездне» Бессон погрузит зрителя в пучину дайверов, исследующих океанские глубины. Неисполненная мечта режиссера консервируется в замкнутом мире: герои ментально изолированы от внешнего общества, и все их размышления и мечтания обращены к погружениям.
Фильм, который встряхнул Францию
Настоящим прорывом в карьере молодого Люка Бессона стала «Никита». Картина была популярна не только во Франции, но и в США, и проложила режиссеру дорогу к мировой известности. Фильм рассказывает историю молодой наркозависимой девушки, оказавшейся втянутой в ограбление с убийством. Вместо пожизненного заключения ее ждет секретный учебный центр, где она становится агенткой спецслужб. Сам Бессон отмечал: «Когда я снял «Никиту», Франция была слишком буржуазной, благополучной, сонной. А мне хотелось встряхнуть ее…» При этом картина сочетает напряженный экшен с вниманием ко внутреннему миру главной героини: Анн Парийо в роли Никиты создала культовый образ волевой, но уязвимой женщины, вынужденной самостоятельно искать силы там, где доминируют мужчины.
Фильм оказал значительное влияние на мировую культуру: в 1993 году в США вышел ремейк «Возврата нет», в 1997-м — канадский телесериал «Ее звали Никита», японский аниме-сериал «Нуар» также признан вдохновленным фильмами «Никита» и «Леон». В 2010-2013 годах канал CW показывал сериал «Никита», а в 2019 году сам Бессон выпустил фильм «Анна», фактически повторяющий мотивы оригинальной истории. Даже современный российский сериал «Надежда» можно рассматривать как переработку тех же идей.
Самый провокационный фильм
В «Леоне», своей шестой картине, Бессон развивает образ мрачного киллера, намеченный еще в «Никите». Сюжет драмы строится вокруг киллера (Жан Рено) и 12-летней Матильды (Натали Портман), которую герой берет под опеку. Картина продолжает бессоновскую серию фильмов об «отшельниках», которые замыкаются и строят свою, не всегда понятную окружающим вселенную. Леон испытывает к Матильде чувства, которые можно трактовать как отеческие, но элементы сюжета и личная биография режиссера указывают на обратное (сам Бессон познакомился с 12-летней Майвенн, когда ему было уже 29). Смесь американского размаха постановки и французской сентиментальности позволила картине добиться ошеломляющего успеха. Спустя годы после премьеры фильм продолжает оставаться культовым, хоть и плодит вокруг себя новые, соответствующие времени дискуссии об этической подоплеке.
Побег в иные миры
В 1997 году Люк Бессон представил «Пятый элемент» — проект, в котором его стремление создавать уникальные кинопространства достигло нового уровня. Фильм собрал впечатляющий актерский ансамбль: Брюс Уиллис, Гари Олдман и Мила Йовович — и получил масштабный бюджет в $90 млн, который был реализован в детально проработанных декорациях, костюмах Жан-Поля Готье и профессиональном, хорошо продуманном гриме. Музыка Эрика Серра и ироничные диалоги привлекли внимание широкой аудитории, а сборы в $266 млн диагностировали коммерческий успех.
Футуристический мир Нью-Йорка XXIII века Бессон придумал еще в школьные годы (вдохновлялся серией комиксов «Валериан и Лорелин») и, приобретя имя, смог наконец воплотить идею с подходящим бюджетом. Перед нами история обычного нью-йоркского таксиста, который неожиданно встречает загадочную девушку. Вместе они должны собрать четыре классических элемента природы и объединить их с таинственным пятым, чтобы спасти Землю от надвигающейся катастрофы. Бессон сохраняет привычную концентрацию на внутреннем мире героев, делая их взаимодействие главным источником эмоциональной силы картины. И, что немаловажно, Бессон полностью погружается в альтернативное измерение.
Режиссер вообще часто подчеркивает важность наличия четких границ у пространств, в которых он оказывается: «Когда у тебя студия площадью 2000 квадратных метров и 400 человек статистов… Нужно все продумать, вплоть до расположения туалетов, чтобы посещение этих комнат не отнимало слишком много рабочего времени». Внимание к деталям, планирование каждого элемента — от туалетных комнат до визуальной композиции — становится главным правилом режиссера.
«Жанна д’Арк» и поиски новых дорог
Следующей крупной работой Люка Бессона стала историческая драма «Жанна д’Арк» с Миллой Йовович. Фильм переносит зрителя в XV век, в атмосферу военных конфликтов и религиозного фанатизма. Спасти Францию может только чудо — Жанна д’Арк, глубоко верующая девушка с божественными видениями, становящаяся символом для армии. Бессон не стремился к историчности, его интересовало прежде всего исследование внутреннего мира Жанны. Героиня погружена в свои переживания, а внешнее давление и обстоятельства лишь усиливают изоляцию.
Несмотря на амбиции и техническое мастерство, фильм провалился в прокате, и после «Жанны д’Арк» Бессон на время сконцентрировался на строительстве собственной студийной империи EuropaCorp. Этот период характеризуется поиском новых талантов и развитием коммерческих проектов в качестве продюсера (франшизы «Такси», «Перевозчик» и других боевиков), но режиссер все же не теряет интереса к более личным кинопроектам, где он мог бы продолжить воплощать фантазии в жизнь и иметь полный контроль над миром и персонажами. Спустя время Бессон возвращается к собственным постановкам, реализуя давние идеи, — начинается работа над «Артуром и минипутами».
Разговоры с детьми
Трилогия рассказывает о мальчике Артуре, который узнает о существовании страны минипутов — маленьких человечков, скрывающихся в саду. Главную роль Артура исполнил Фредди Хаймор, а минипуты заговорили голосами известных артистов: Мадонны, Селены Гомес, Снуп Догга и Дэвида Боуи. Бессон сам набросал сценарий, который позже стал литературной серией и был экранизирован в анимационном формате.
«Артур и минипуты» продолжает традицию Бессона: сюжет позволяет зрителю погрузиться в альтернативную реальность, где можно примерить на себя роль героя, пережить его приключения и эмоциональные испытания. «Мы все живем достаточно обычной жизнью, а в кино хочется увидеть нечто нестандартное, экстраординарное: побыть немножко Жанной Д'Арк, Леоном или Артуром… А с детьми говорить — в том числе на языке кино — гораздо интереснее, чем со взрослыми», — считает Бессон.
Возвращение в космос
«Валериан и город тысячи планет» — очередная попытка режиссера воплотить детскую мечту в масштабном кинематографическом проекте. История, вдохновленная одноименной серией графических романов Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера, переносит зрителя в далекое будущее, где человечество создало межгалактическую станцию, ставшую впоследствии городом тысячи планет. Порядок поддерживают специальные агенты, в том числе и главные герои — Валериан и Лорелин (Дэйн ДеХан и Кара Делевинь).
Проект, хоть и хулиганский и местами не выдерживающий критики, полностью отражает творческую адженду режиссера: фантазия и сложно устроенная организация вымышленного пространства становятся центральными элементами повествования. Бессон сочетает в «Валериане» детскую наивность и взрослую возможность тратить огромные бюджеты, создавая вселенную, насыщенную невероятными существами, необычными ландшафтами и причудливыми деталями.
Калеб Лэндри Джонс и собаки
Премьера «Догмена» состоялась на Венецианском кинофестивале, где зрители, несмотря на завораживающую актерскую игру Калеба Лэндри Джонса, встретили картину с настороженностью и скепсисом. И зря: «Догмен», пожалуй, единственный на настоящее время проект позднего Бессона, напоминающий его серьезные ранние работы об аутсайдерах нашего мира.
Главный герой Даг — пугливый и замкнутый одиночка, для которого собаки стали единственным источником доверия и поддержки. Мы изучаем отдельные главы из жизни Дага: детство в страхе, юность с ограниченными возможностями, волонтерство в приюте и поиски собственного места в мире. В отличие от других поздних фильмов Бессона, «Догмен» не пытается давить масштабом, и, возможно, именно его камерность и прямое, ничем не прикрытое желание вернуться к простым историям вызывают неожиданную, но вполне искреннюю симпатию.
Фальшивое хулиганство
«Джун и Джон» был создан в условиях пандемии COVID-19 и снят на смартфон, с минимальной командой из 12 человек и дебютантами в главных ролях. Первоначальная идея проекта возникла в сотрудничестве с производителями смартфонов, однако они отказались от участия, и режиссер воплотил замысел самостоятельно.
Главный герой, невезучий офисный работник Джон (Люк Стэнтон Эдди), встречает Джун (Матильда Прайс) — эксцентричную девушку с ярким цветом волос, которая втягивает героя в череду опасностей. Герои следуют принципу «жить на полную катушку», что делает сюжет напряженным, хаотичным и местами абсурдным. В интервью режиссер отмечал, что работа над фильмом напомнила ему о ранних экспериментах с независимым кино и свободой творчества, хотя критикам так не показалось: многие посчитали, что проект не передает той легкости и вдохновения, которыми отличались ранние работы Бессона. Похоже, мир движется дальше, и его уже не может поразить хулиганство, казавшееся радикальным в 1990-е.
Влюбленный вампир
Идея «Дракулы» возникла на площадке «Догмена», когда режиссер работал с Калебом Лэндри Джонсом и понял, что хочет создать для него уникальную роль. Среди множества вариантов возник древний вампир, и Бессон заинтересовался романтической линией графа, который способен 400 лет ждать встречи со своей возлюбленной. Режиссер подчеркнул: ему не интересны традиционные хоррор-элементы и мифология вампиров. Ключевой мотив фильма — любовь и эмоциональная привязанность.
На экране разворачивается визуальное пиршество: страсть, любовь, ненависть и отчаяние переплетаются с экшен-сценами, однако кажется, что драматургически фильм сильно уступает визуальной части. Герои легко могут показаться плоскими, их мотивации — сомнительными. Тем не менее «Дракулу» можно рассматривать как логичное продолжение антиэволюции режиссера — перед нами снова история отшельника, но на этот раз еще и законсервированная в вымышленных фантастических декорациях (бессмертная «Никита» + «Валериан» с горгульями). «Дракула» — фильм эклектичный и во многом повторяющий давно знакомые сюжеты, но удивительным образом и он все равно нашел своего зрителя, готового смотреть в одном направлении с режиссером.
Люк Бессон — режиссер-консерватор
Кино Бессона не изменилось — оно осталось таким же, каким было десятки лет назад. «Никита», «Леон», «Пятый элемент», «Валериан», «Дракула». Режиссер снимает так, будто время остановилось, а внешний мир перестал существовать, в то время как зритель продолжает жить в постоянно меняющейся реальности и во многом требует того же от кинематографа. Для Бессона есть только он и маленькие, тщательно выстроенные миры, где эмоции бьют через край: страсть, любовь, ненависть — жизнь кипит во всей своей полноте. Если ранние работы постановщика часто рассказывали о людях, оказавшихся на периферии общества, вызывая сопереживание у зрителя, то с течением времени его подход стал более радикальным: режиссер все глубже погружается в вымысел, отгораживаясь от внешней критики и влияния аудитории.
Обладание именем и статусом позволяет Бессону находить финансирование даже для самых смелых проектов, что снимает необходимость соответствовать вкусам большинства. «Я так вижу в своей голове и именно так работал с самого начала — менять ничего не собираюсь», — говорил Бессон в недавнем интервью. «Я не умею соответствовать», — отмечал он еще 25 лет назад. Эти слова, пожалуй, лучше всего подтверждают все вышесказанное.
Очень непоследовательно, знаете ли.