
Почему непременно стоит дождаться выхода в прокат дебюта Сергея Малкина.
Тридцатилетние Олег (Денис Парамонов) и Серёга (Кузьма Котрелев) снимают комнаты в одной квартире в Москве. Сосед по жилплощади — тихий и правильный Андрей (Василий Михайлов). Олег и Серёга мечтают о музыкальной карьере и играют в пока малоизвестной панк-группе с барабанщиком Чебой (Александр Поршин). Впереди у коллектива первое выступление на андеграундном фестивале. Но тут друзьям на голову сваливается нейроотличный дядя Олега по имени Юра (Константин Хабенский). Парочке лоботрясов предстоит в течение десяти дней следить за беззащитным и молчаливым мужчиной.
«Здесь был Юра» — полнометражный дебют Сергея Малкина, выпускника мастерской Алексея Попогребского в Московской школе кино и автора симпатичных коротких метров «Накипь», «Ветивер» и «Последний фильм о любви», которые участвовали в конкурсах «Кинотавра» и «Короче». Со сценарием, основанным на реальных событиях из жизни автора, постановщику помогала опытная Юлиана Кошкина («Втроём», «Завтрак у папы», «Жанна»). Премьера «Здесь был Юра» прошла на фестивале «Маяк» в Геленджике, где фильм получил главный приз, а Константин Хабенский удостоился награды за лучшую мужскую роль.
В сценарии были прописаны только реперные точки — с чего начинается и куда должна прийти к финалу сцена. Основная часть отдавалась на откуп актёрам, так что фильм во многом состоит из импровизаций, добавляющих повествованию витальности и точности в деталях и узнаваемого вокабуляра. Олег и Серёга в первые минуты кажутся безответственными кидалтами, которые любят веселиться, спать до обеда и действовать на нервы примерному соседу. Однако музыканты столь обаятельны и ироничны к себе и окружающим, что моментально вызывают симпатию — да и их пацанский юмор трогает за живое. Да, пока парочке друзей не приходилось брать на себя ответственность и заботиться о других, но это неопытность, а не чёрствость сердца.
Поначалу кивающий головой, обезоруживающе улыбающийся и тянущийся к пульту от телевизора Юра кажется для начинающих музыкантов обузой, ведь дядюшку с ментальными особенностями нельзя оставить одного, а по ночам новый домочадец стучит в дверь и пытается вернуться домой. Родственника Олега везде приходится таскать с собой, в том числе на репетиции и интервью. Однако день за днём друзья привязываются к Юре, а время вместе пролетает слишком быстро. Квартиру, в которой оказались заперты представители разных поколений, можно считать метафорой нашего общества, многонационального и глухого к нуждам других. Тем не менее всем нам нужно научиться общаться и договариваться.
Прежде о дяде заботился отец Олега, с которым сын давно не общается, так что родственник с ментальными особенностями помогает членам семьи сделать первый шаг к примирению и объединяет их. Все бытовые проблемы постепенно отходят на второй план, уступая место человечности и желанию помочь ближнему.
Фильм Малкина заметно отличается от многочисленных сентиментальных социальных драм о нейроотличных героях, которые стремятся выдавить из зрителей слёзы манипулятивными приёмами. В картине нет фальши и чрезмерно душераздирающих сцен, молодому автору удаётся обойти все штампы социально значимого кино. Самые драматичные эпизоды сняты на крупных планах и без лишних слов, отчего зрителей пробирает ещё сильнее. Уравновешивают нежные сцены с Юрой громкие репетиции панк-группы, дурашливое поведение друзей и бесконечный поток шуток. На первый взгляд простой фильм лишён ненужных эпизодов и выверен до мелочей.
Юра не показан как суперчеловек, который умеет умножать в уме четырёхзначные числа за секунду или решать сложнейшие уравнения. У дяди Олега даже нет чётко обозначенного диагноза: на Юру не приходится вешать никакие ярлыки, достаточно лишь приглядеться и принять родственника, как расставаться с новым другом уже не захочется. Сверхспособность Юры — умение всех вокруг делать лучше и открывать в себе милосердие и душевную теплоту. Причём это касается как героев, так и зрителей.
«Здесь был Юра» — кино, на котором трудно, да и не нужно сдерживать очищающие слёзы. Это добрый фильм в лучшем понимании затёртого выражения, потому что он полон искренности и света, в отличие от потоковых и дурацких семейных комедий. На картине Малкина, скорее всего, аудитории предстоит плакать и смеяться много раз, поскольку режиссёр прекрасно нашёл баланс между драмой и комедией. Все мы заслужили большой зрительский хит, от которого на душе становится тепло и хочется помогать другим. Драм, которые лишают дара речи и почвы под ногами, в российском кино с избытком, а тонкие и душевные драмеди попадаются реже.
Фильм «Здесь был Юра» выйдет в прокат 5 февраля 2026 года