Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Мимо кассы: Культовые научно-фантастические фильмы, которые провалились в прокате

Не все фильмы, которые позже заслужили всеобщее признание, были хорошо приняты на момент выхода, и за примерами далеко ходить не надо. Сегодня мы решили вспомнить 14 ныне культовых фантастических картин, которые в своё время не смогли привлечь зрителей в кинотеатры: от лент Джона Карпентера и Ридли Скотта до нового «Дредда».

Добавить в закладки
Мимо кассы: Культовые научно-фантастические фильмы, которые провалились в прокате

Курт Рассел в роли Макриди на кадре из фильма «Нечто»

Курт Рассел в роли Макриди на кадре из фильма «Нечто»

Удивительно, но один из лучших фильмов Джона Карпентера в своё время с треском провалился в прокате. Причин было несколько: во-первых, студия выпустила фильм немногим позже «Инопланетянина» Стивена Спилберга и день в день с «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта — публика просто пресытилась научной фантастикой; а во- вторых, американская пресса очень холодно приняла картину и нарекла её очередной жанровой безделушкой. Справедливость, впрочем, всё-таки восторжествовала. Когда рынок захватили VHS, «Нечто» сразу стал народным хитом: публика оценила зловещую камерность, мрачные заснеженные пейзажи и жутких аниматроников, а вокруг полок с работами Карпентера в видеосалонах выстроились целые очереди. Хотя режиссёр и утверждает, что финансовый успех картины мог круто перевернуть его карьеру, провал не помешал ему снять культовых «Чужих среди нас» и «Кристину».

Бюджет: 15 миллионов долларов
Сборы: 19 миллионов долларов

Шон Янг в роли Рейчел на кадре из фильма «Бегущий по лезвию»

Шон Янг в роли Рейчел на кадре из фильма «Бегущий по лезвию»

«Бегущий по лезвию» — чуть ли не самый известный пример культовой фантастики, которая на момент выхода провалилась в прокате. Причин тут много: во-первых, все тот же «Инопланетянин» Спилберга, который доминировал в кинотеатрах, и параллельный выпуск «Нечто». Во-вторых, до зрителей дошла отредактированная продюсерами версия картины — с надоедливым закадровым голосом и без знаменитой амбивалентной концовки. Критики разругали фильм за неспешное повествование и слишком большое внимание к спецэффектам, за которыми якобы не осталось никакой истории. Тот самый «Бегущий по лезвию», которого мы все любим, появился сильно позже: Director’s Cut вышел в 1992-м, а Final Cut — в 2007 году.

Бюджет: 28 миллионов долларов
Сборы: 32,9 миллиона долларов

Джефф Бриджес роли Кевина на кадре из фильма «Трон»

Джефф Бриджес роли Кевина на кадре из фильма «Трон»

Революционный супергеройский киберпанк Стивена Лисбергера на фоне всех прочих фильмов из этого списка выглядит настоящим отличником: картина собрала в два раза больше своего бюджета, и всё же 33 миллионов долларов оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить возложенные продюсерские ожидания. «Трон» сделал неоценимый вклад в развитие CGI, внедрил компьютерную графику в самые невообразимые экшен-сцены и навсегда изменил представление академиков о современном блокбастере, однако продолжения не последовало и франшиза была заморожена на почти что 30 лет. Лишь в 2011 году Disney выпустили продолжение, которое смогло преодолеть рубеж в 400 миллионов долларов и стать одним из самых кассовых фильмов года.

Бюджет: 17 миллионов долларов
Сборы: 33 миллиона долларов

Джонатан Прайс в роли Сэма на кадре из фильма «Бразилия»

Джонатан Прайс в роли Сэма на кадре из фильма «Бразилия»

Если большинство картин из этого списка оказались непонятыми или просто опередили время, то главная беда «Бразилии» — самонадеянные продюсеры. На тестовых просмотрах студийные боссы оказались недовольны мрачной концовкой фильма и всячески переубеждали режиссёра Терри Гиллиама оставить простой и оптимистичный финал. Однако он оказался непреклонен: несмотря на то что картину выпустили с урезанной развязкой, постановщик начал устраивать подпольные показы авторской версии и разоблачал продюсеров прямо со страниц Variety. Хотя на провал ленты повлиял не только производственный ад: стильная и фантасмагоричная антиутопия «Бразилия» показалась зрителям слишком сложной и причудливой. Гиллиам сталкивался и с более серьёзными проблемами (чего стоила история создания его «Дон Кихота»), однако этот опыт режиссёр воспринял также болезненно.

Бюджет: 15 миллионов долларов
Сборы: около 10 миллионов долларов

Кадр из фильма «Крикуны»

Кадр из фильма «Крикуны»

Экранизировать Филиппа К. Дика, судя по всему, дело неблагодарное. Как и «Бегущий по лезвию», снятый по повести «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», «Крикуны» на момент выхода провалились в прокате, но позже обрели вторую жизнь на VHS и DVD. Здесь кассовую неудачу гораздо сложнее объяснить творческими решениями: «Крикуны» — не медленная философская фантастика, а задорный экшен-хоррор о солдатах, которые на отдалённой планете сражаются с обретающими разум роботами, научившимися копировать людей. Эдакое более адреналиновое «Нечто», которое, как и его собрата, критики совсем не оценили: ругали за вторичность, глупый сюжет и несоответствие первоисточнику.

Бюджет: 20 миллионов долларов
Сборы: 5 миллионов долларов

Кадр из фильма «Сквозь горизонт»

Кадр из фильма «Сквозь горизонт»

Фильм Пола У.С. Андерсона можно назвать главной жертвой кэмероновского «Титаника». Продюсеры потребовали удалить все жестокие сцены из финального монтажа, а срок для постпродакшена сократили до месяца, потому что студия не успевала подготовить к прокату флагманский фильм-катастрофу о крушении гигантского лайнера. Вместо задуманных 130 минут итоговая картина длилась всего 95, так что кино напоминало скорее безвкусный B-movie, чем эстетский триллер с отсылками к «Солярису» Тарковского. Когда «Сквозь горизонт» стал культовым, Paramount предложил съёмочной группе вернуться к работе и выпустить новую версию фильма, однако оказалось слишком поздно. Как говорит сам У.С. Андерсон, материала просто не нашлось — удалённые сцены так плохо заархивировали, что их не удалось сохранить. Впрочем, в 00-е картина всё-таки выходила на DVD и Blu-Ray с дополнительными материалами — мелочь, но фанаты оказались в восторге.

Бюджет: 70 миллионов долларов
Сборы: 26,5 миллиона долларов

Итан Хоук в роли Жерома на кадре из фильма «Гаттака»

Итан Хоук в роли Жерома на кадре из фильма «Гаттака»

«Гаттака» — яркий пример неординарной научной фантастики, которая прошла мимо зрителя, чтобы затем обрести вторую жизнь на VHS и DVD. Провал ленты во многом ожидаем: это неспешное, вдумчивое кино, которое вместо размашистых экшен-сцен и безумных футуристичных декораций предлагает публике философские размышления о дискриминации и уродливых капиталистических ценностях. Не помогли ни Итан Хоук с Умой Турман в главных ролях, ни выдающийся оператор из фильмов Кшиштофа Кеслёвского: режиссёр-дебютант Эндрю Никкол, несмотря на все старания, столкнулся с первым голливудским фиаско. У него, однако, позже всё наладилось: Никкол писал сценарий к «Шоу Трумана» и «Терминалу», а ещё выпустил несколько ярких полнометражных работ («Время», «Оружейный барон»).

Бюджет: 36 миллионов долларов
Сборы: 12 миллионов долларов

Каспер Ван Дин в роли Джонни на кадре из фильма «Звёздный десант»

Каспер Ван Дин в роли Джонни на кадре из фильма «Звёздный десант»

Экранизация культового романа Роберта Хайнлайна возмутила и фанатов оригинала, и любителей большой студийной фантастики. Первые утверждали, что Пол Верховен извратил идеи первоисточника и слишком увлёкся излюбленным китчем, а вторые видели в «Звёздном десанте» неприглядный эксплотейшен с откровенными сценами насилия и оголёнными телами. Они все, в общем-то, были правы — только воевали не в ту сторону. Фильм нидерландского провокатора действительно относился к роману без должного уважения, а вместо блокбастера о космических приключениях подарил публике едкую сатиру на американский империализм. Лишь спустя десяток лет большие издания стали включать «Звёздный десант» в списки лучшей и недооценённой фантастики, а зрители поняли, над чем так безудержно смеялся Верховен.

Бюджет: 105 миллионов долларов
Сборы: 121 миллион долларов

Руфус Сьюэлл в роли Джона на кадре из фильма «Темный город»

Руфус Сьюэлл в роли Джона на кадре из фильма «Темный город»

Фантастический нуар Алекса Пройаса часто входит в списки самых недооценённых фильмов 90-х. Это мрачный триллер о мужчине, который обнаруживает, что живёт в мире, где каждый день архитектура перестраивается по-новому, а людям в полночь вживляют новые воспоминания. В момент выхода критики посчитали, что «Тёмный город» слишком сумбурен и вообще похож на фантастику категории B, и только знаменитый Роджер Эберт защищал картину, сравнивая её с работами Фрица Ланга и Франца Кафки. Впрочем, несмотря на кассовый провал, история у картины скорее положительная: сам Пройас позже снимет «Я, Робот» и «Знамение», а эстетика и проблематика ленты отчасти перекочуют в куда более популярную «Матрицу». Более того, Вачовски даже использовали декорации, оставшиеся после «Тёмного города».

Бюджет: 27 миллионов долларов
Сборы: 27 миллионов долларов

Кадр из анимационного фильма «Стальной гигант»

Кадр из анимационного фильма «Стальной гигант»

В конце 90-х Warner Bros. тяжело переживали провалы нескольких своих проектов, так что боссы решили сэкономить на рекламной кампании дорогостоящего «Стального гиганта». Как оказалось, зря. Шедевр Брэда Бёрда, позже разошедшийся на DVD, собрал в два раза меньше собственного бюджета, а на строчках релизов недели его оттеснили «Ведьма из Блэр» и «Шестое чувство». На карьеру режиссёра этот случай, к счастью, не повлиял, и спустя несколько лет он снял любимые всеми «Суперсемейку» и «Рататуя». Для мультфильмов конца 90-х и начала 00-х такая судьба была особенно распространена: что-то похожее случилось с «Атлантидой» и «Дорогой на Эльдорадо», но у «Стального гиганта», не окупившегося даже наполовину, самая вдохновляющая история.

Бюджет: 73 миллиона долларов
Сборы: 23 миллиона долларов

Джейк Джилленхол в роли на кадре из фильма «Донни Дарко»

Джейк Джилленхол в роли на кадре из фильма «Донни Дарко»

Сюрреалистичный триллер Ричарда Келли далеко не сразу нашёл свою аудиторию — и это как раз совсем не удивительно. Сюжет о парне, который чудом избежал смерти и после этого начал странным образом воспринимать временной континуум (иногда общаясь с человеком в костюме кролика), оказался слишком сложным для мейнстримного зрителя. Фильм провалился в прокате, но, как это часто бывает, нашёл фанатов после релиза на VHS и DVD — сегодня «Донни Дарко» регулярно упоминают как одну из главных фантастических картин XXI века. А вот про остальные работы Ричарда Келли того же сказать не получится: что «Посылку», что «Сказки Юга» точно так же не поняли, но и после не переоткрыли. По крайней мере, пока.

Бюджет: 4,7 миллиона долларов
Сборы: 7,6 миллиона долларов

Кадр из фильма «Пекло»

Кадр из фильма «Пекло»

После успеха «28 дней спустя» и малозаметных «Миллионов» Дэнни Бойл взялся за амибициозный сай-фай «Пекло» — драму об экипаже космического корабля, который летит к Солнцу, чтобы бросить в него огромную бомбу и вернуть светило к жизни (иначе вся жизнь на Земле вскоре исчезнет). Несмотря на острый сюжет и первоклассный актёрский состав (тут и молодой Крис Эванс, и любимец режиссёра Киллиан Мёрфи, и Марк Стронг, Бенедикт Вонг и Мишель Йео), фильм провалился в прокате: зрители ждали громкий блокбастер, а не вдумчивый психологический триллер. Никому из авторов долго грустить об этом не пришлось: уже через год Бойл снял оскароносного «Миллионера из трущоб», а сценарист Алекс Гарленд спустя 7 лет станет самостоятельным автором, снимет «Из машины», «Аннигиляцию» и сериал «Разрабы».

Бюджет: 26 миллионов долларов
Сборы: 32 миллиона долларов

Карл Урбан в роли Дредда на кадре из фильма «Судья Дредд 3D»

Карл Урбан в роли Дредда на кадре из фильма «Судья Дредд 3D»

Алексу Гарленду вообще часто не везло с кассовыми сборами: «Судья Дредд 3D», также снятый по его сценарию (а по слухам, ещё и почти полностью срежиссированный им), тоже провалился в прокате. Фильм получил хорошие отзывы критиков, а создатель оригинальной серии комиксов Джон Вагнер похвалил экранизацию, в отличие от версии 1995 года со Сталлоне. Но в финансовый успех это признание не конвертировалось. Зато с тех пор «Дредда» вспоминают исключительно как брутальный талантливый экшен и ставят в один ряд с «Рейдом», с которым они похожи даже сюжетно.

Бюджет: 50 миллионов долларов
Сборы: 41 миллион долларов

Скарлетт Йоханссон на кадре из фильма «Побудь в моей шкуре»

Скарлетт Йоханссон на кадре из фильма «Побудь в моей шкуре»

Медитативный хоррор об инопланетянке, которая ловит мужчин и убивает, чтобы извлечь органы, до сих пор вызывает ожесточённые споры зрителей. Для кого-то это современная классика фантастики, для других — скучный и бессмысленный фильм, в котором «ничего не происходит». Мы, конечно, склоняемся к первому. Ничего похожего артистически с 2013-м мы так и не увидели, а изящная режиссура Джонатана Глейзера и саундтрек Мики Леви завораживают до сих пор: такие фильмы в лучшем случае бывают раз в десятилетие.

Бюджет: 13 миллионов долларов
Сборы: около 6 миллионов долларов

Текст: Ефим Гугнин, Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?