Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Рецензия на фильм «Неповиновение»

Расплывчатая и наивная в своем посыле драма о противостоянии двух влюбленных девушек ортодоксальной религиозной общине

Добавить в закладки
Мимо кассы: «Неповиновение»

Трейлер

Много лет назад, не выдержав гнета строгих правил ортодоксальной еврейской общины, Ронит Крушка покинула дом отца-раввина и переехала из Лондона в Нью-Йорк. Вернуться женщину заставило лишь известие о смерти ее единственного родственника, но, к удивлению Ронит, в наследство ей досталась лишь курительная трубка, все свое имущество и дом усопший завещал синагоге. Отступнице на время прощания с отцом приходится остановиться в доме своих друзей детства Довида и Эсти, и это пробуждает старинные чувства Ронит, но не к мужчине, а к подруге, с которой она когда-то была близка. Эсти, ощутив источаемую Ронит свободу, тоже начинает противиться устоям общины, что становится препятствием для ее супруга, которому прочат место умершего раввина.

Кадр из фильма «Неповиновение»

Рэйчел Вайс выступила сопродюсером ленты – именно она обратила внимание на роман Наоми Олдерман и приобрела права на его экранизацию, правда, поиски финансирования и съемочной команды затянули подготовку к работе на долгие три года

Сюжетом, разворачивающимся вокруг однополых отношений, в кинематографе сегодня никого не удивишь – персонажи, чью сексуальную ориентацию принято называть «нетрадиционной», появились в комедиях и хоррорах, они разрешают свои проблемы в школе и армии, даже в киновселенных супергероев появились представители ЛГБТ-сообщества. Зрители, привыкшие к темам спорным, эмоциональным, драматичным, давно перестали воспринимать экранную гомосексуальность как аргумент, радикально влияющий на восприятие общей картины, – вот и приходится авторам драм прибегать к не слишком честным манипулятивным приемам, умножающим степень накала страстей. Фильм «Неповиновение», например, рассказывает о влюбленных друг в друга женщинах, живущих в строгой религиозной общине, не допускающей однополых отношений. Чем-то одним толстую кожу зрителя уже не проткнуть, приходится мультиплицировать усилия.

Кадр из фильма «Неповиновение»

Рэйчел МакАдамс для подготовки к роли обратилась за помощью к ортодоксальной еврейской общине, разместившейся в пригороде Лос-Анджелеса. Актрисе позволили провести некоторое время в жилых помещениях, но запретили проход в большую часть религиозных и культовых строений

С одной стороны, это даже интересно – все-таки серьезных фильмов о женской любви, которые открыто демонстрировали бы сексуальную сторону чувств своих героинь, не так много (на память приходит «Жизнь Адель», но этой ленте, на минутку, уже пять лет), еще меньше картин о закрытых религиозных сообществах с их строгими нравами. И оба направления по-своему интересны, если их стержнем является добротная эмоциональная невымученная история. Но в том-то и проблема, что режиссер Себастьян Лелио, взявшийся за экранизацию романа Наоми Олдерман, погнался за двумя зайцами и упустил если не обоих, то что-то главное, что должно было высечь искру на пересечении двух направлений.

Кадр из фильма «Неповиновение»

Безусловно, демонстрация меланхоличных и не слишком красочных обычаев ортодоксальных евреев – сложная для поддержания динамики и зрительского интереса задача, и создателей «Неповиновения» можно лишь похвалить за множество интересных деталей, добавленных в кадр, в диалоги, в декорации, лента достаточно точно отражает мир, в котором живут рьяные приверженцы иудаизма. Однако, стремясь к «голливудским» стандартам, авторы фильма срезают многие острые углы и даже корректируют концовку по сравнению с оригинальным романом – не хватило у них сил и смелости удержаться в рамках строгих канонов, потянуло в романтику и мелодраматизм.

Кадр из фильма «Неповиновение»

То же касается и однополых отношений – до определенного момента зритель чувствует не столько запретность этой темы для главных героинь, сколько давление на них внешнего мира: оказалось достаточно одного поцелуя, чтобы стать объектами порицания, признание в своих чувствах влечет едва ли не изгнание, а требование свободы в таком окружении звучит несбыточным желанием достать звезду с неба. Но затем авторы сбиваются на плотское, что, при всем уважении к Рэйчел Вайс и Рэйчел МакАдамс, несколько приглушает яркость пламени – женщинам вроде как и не особенно нужны дальнейшие отношения, просто вспомнилась давняя влюбленность, а все последующие трогательные признания в любви зрителям уже не кажутся искренними.

Свое название картина пытается обосновать сразу по трем направлениям: неповиновение проявляет Ронит, бросившая общину и променявшая аскезу на соблазны мегаполиса, отрицает каноны Эсти, посчитавшая вдруг, что ее тихое семейное счастье мешает свободе и самореализации. Даже Довид бросает вызов синагоге, отказываясь от предложенного ему поста раввина в силу того, что ситуация в семье заставляет его засомневаться в своих силах вести кого-то за собой. Однако все три направления из широких и понятных магистральных путей очень скоро превращаются в узенькие тропки и сосредотачиваются на личном, на тех непритязательных желаниях, что затмевают для героинь нечто действительно большое. Авторам наверняка хотелось показать значимость свободы принимать решения и самому определять свою жизнь, но получился какой-то детский бунт, не заслуживающий специального просмотра. Ну, разве что ради знакомства с бытом ортодоксов, но для этого есть хорошие документальные ленты.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?