Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Две тысячи лет назад британская королева Боадицея действительно восстала против римлян, убивших ее мужа, высекших ее плетью, изнасиловавших невинных дочерей у нее на глазах, и на этой волне она даже некоторое время побеждала их со своим войском. Потом проиграла и отравилась, чтобы не попасть в плен. Но королевское имя «Боадицея» – это единственное, что в фильме Тимура Бекмамбетова «Гладиатрикс» /Arena, The/ совпадает с историей, хотя действие его тоже происходит две тысячи лет назад. Фильм до Британии не доезжает совершенно откровенно, имя – повод для стилизации вполне сегодняшних помыслов Бекмамбетова, и надо сразу сказать: стилизация вышла удачной.

В римскую тогу с бюстгальтером на меху одет всесильный наместник провинции Дорострум (Виктор Вержбицкий), но его современные баки в кадре даже не подбриты. В экзотические лохмотья одеты рабыни (Лиса Дерган, Карен Макдугал, Юлия Чичерина), но глаза их накрашены тушью «Волюмиссим», а губы – помадой «Мэйбеллин». В шкурах ходят дикие племена, сам Дорострум на территории Ленинградской области построен целиком и полностью, но никакой иллюзии «окраин величественного Рима» Бекмамбетов и не думал создавать. Никаких фронтальных общих планов, миллионных когорт и въезда Клеопатры на слонах. Полтора часа коротких крупняков, смонтированных чисто по психологии. Прелесть в том, что психология соответствует стилизации.

Скучающий наместник, бывший полководец Тимаркус знает только власть, все остальное ему чуждо. В том, как власть употребить – весь его юмор, страсть, изобретательность и надежда. Все кино он изгаляется над соратниками, над местными, над приезжими гладиаторами. Сделал гладиаторов из баб, когда больше никого не осталось, убил беременную руками ее подруги, убил друга и тренера, который сделал беременной гладиаторшу, всех бы убил, лишь бы стереть с лица земли ненавистный Дорострум, лишь бы смыться. Он и смоется – только на небеса, когда гладиаторши его сделают, и сотрет – только их победившими руками. Рабыни Жасмин и Боадицея сами по себе ничего не значат, но им власть не нужна, им потрахаться бы, порожать, повоспитывать, а коль этого нет и нет, страх становится неведом. Вещи простые, но без Древнего Рима они больше не доходят.

В малобюджетном фильме по заказу Роджера Кормана на пафос денег не было, поэтому в нем все время что-нибудь происходит. И на антураж особенных денег не было, поэтому все происходит монтажно, кинематографично. Когда в разгар боев на арене один из прихлебателей Тимаркуса требует от Жасмин вина и одновременно лезет ей под юбку, манипулируя гениталиями, это на секунду отвлекает внимание гладиатора, который накануне провел с ней ночь. Гладиатор тут же кончается – он пропустил удар, а вслед за ним кончается и другой гладиатор, друг его, проведший ночь с Боадицеей. Боадицея с горя проливает вино на Тимаркуса, давно на нее запавшего. Ох, он отомстит, и скоро отомстит.

В фильме, в котором нет денег, есть только нужные кадры, только выразительные лица, только продуманный цвет тоскливого монохрома с вкраплениями красных перьев на плюмажах легионеров, только избранные ритуалы легионерского быта, но уж танцы – так танцы под музыку наших дней. Жесткая музыка, три пейзажа, зато красивых, сплошной рекламный рапид, который еще Тарковский считал неизбывной пошлостью, зато этот рапид – не сбоку, не из «реальности», он из общего напряга, и целая туча человеческого опыта, который все создает: и Рим, и когорты, и мир, и город.

Это город Бекмамбетова, любопытный донельзя, потому что наследует тому самому «авторскому кино» (Годар, Куросава, Пазолини, Вайда). Когда вы в последний раз этим «авторским» баловались? Есть, конечно, провалы по мысли и по напрягу – стилизация все-таки ограничивает, как обязывает и положение русского режиссера, попавшего в Голливуд. Но город уже есть, какой бы он ни был нищий. Американец Корман («Дом Эшеров», «Гробница Лигейи» и еще 300 фильмов, снятых и спродюсированных) даже на старости лет ставки делает правильно. Во всяком случае, «Гладиатрикс» не оставляет сомнений, что никакой «тайны русской души» нет и не было, что наши питерские дубы для декора ничуть не хуже, чем американские сикоморы, что рядом с девицами из «Плейбоя» Чичерина смотрится хорошо и что банк «Империал» совершенно не зря давал Бекмамбетову деньги на рекламу «Всемирной истории» (Тамерлан, Македонский, Наполеон). Он набил на ней руку и оказался благодарно состоятелен во времени, то есть в полном метраже.

Комментарии  65


Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть