Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

«Мир! Дружба! Жвачка!» и ещё 6 недавних сериалов о советском и постсоветском прошлом

С 24 мая на малые экраны вернётся «Мир! Дружба! Жвачка!» — трогательный и честный сериал о жизни в девяностых. В честь его выхода советуем ещё шесть недавних отечественных сериалов о советском и постсоветском прошлом.

Добавить в закладки
«Мир! Дружба! Жвачка!» и ещё 6 недавних сериалов о советском и постсоветском прошлом

Валентина Ляпина в роли Жени на кадре из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Валентина Ляпина в роли Жени на кадре из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

В последние годы, когда большинство режиссёров-дебютантов возвращаются к детским воспоминаниям и пытаются переосмыслить 90-е, удивительно невинным кажется сериал, который не демонизирует эпоху и не представляет её как время, морально сломавшее наше население. «Мир! Дружба! Жвачка!», впрочем, и не романтизирует неоднозначную эпоху, а говорит всё как есть: было сложно и страшно, но всё равно жили — рисковали, ошибались, любили и менялись. Вот о таких обычных людях и рассказывает сериал: это не только история взросления 14-летних подростков, но и семейная драма, криминальная комедия и всё ещё редкое для отечественного кино рассуждение о гражданской жизни прошедших через Афган солдат.

Даниил Вершинин в роли Игоря Корзухина на кадре из сериала «Пищеблок»

Даниил Вершинин в роли Игоря Корзухина на кадре из сериала «Пищеблок»

Легче всего обозвать «Пищеблок» нашим ответом «Очень странным делам» — это вроде бы такая же паразитирующая на ностальгии по 1980-м история взросления, которая, впрочем, напичкана не отсылками к знаковым фильмам эпохи, а атрибутами времени: от значков и галстуков до пластинки «Битлз» и Олимпийского мишки. Однако экранизация одноименного романа Алексея Иванова скорее напоминает другой сериал — «Американскую историю ужасов: 1984», в котором создатели по традиции упражняются в очередном классическом хоррор-сеттинге — слэшере в детском лагере. «Пищеблок» едва ли удивит зрителя смелыми рассуждениями, осмысляющими 80-е (здесь разве что говорят о нонконформизме и нежелании вписываться в покорный коллектив), зато качественно проиллюстрирует бессмертные страшилки о вампирах в пионерском лагере.

Сергей безруков в роли Фёдора Эйхманиса на кадре из сериала «Обитель»

Сергей Безруков в роли Фёдора Эйхманиса на кадре из сериала «Обитель»

В прошлом году показанная по ТВ экранизация романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» вызвала массу споров и возмущений из-за якобы переписывания истории и неоднозначного портрета советской власти начала 1930-х. В этом состоялась премьера еще одного тематически смежного сериала, «Обитель», в котором тоже показано выживание человека в СССР. В экранизации одноименного романа Захара Прилепина московский интеллектуал Артём попадает на печально известные Соловки в конце 1920-х — там он влюбляется в сожительницу начальника лагеря, чекистку Галину. Это не просто история о запретном чувстве, но и аккуратная (в рамках допустимого на федеральном ТВ) попытка показать тесную эмоциональную связь палача и жертвы и в очередной раз продемонстрировать истинную природу советской власти. Надо ли говорить, что и в этот раз не обошлось без обвинений в переписывании истории?

Пётр Фёдоров в роли Олега Костина на кадре из сериала «Перевал Дятлова»

Пётр Фёдоров в роли Олега Костина на кадре из сериала «Перевал Дятлова»

Стоит вспомнить и один из главных сериальных хитов прошлого года — пытающийся раскрыть одну из главных загадок советской истории «Перевал Дятлова». Здесь и военные флешбэки, которые выглядят честнее и динамичнее любого патриотического блокбастера, и первоклассно стилизованная драма о последних днях из жизни дятловцев, и советский процедурал о расследовании гибели студентов. Эти три ветки складываются не только во взвешенное размышление о цене утраты, но и в напряженный триллер, который блестяще выдерживает интригу и здорово её раскрывает в трагичном финале.

Александр Яценко в роли Германа Неволина на кадре из сериала «Ненастье»

Александр Яценко в роли Германа Неволина на кадре из сериала «Ненастье»

Еще одна экранизация романа Алексея Иванова: «Ненастье» основано на реальном случае, произошедшем в Перми. Бывший военный, ставший инкассатором, пытался сбежать с 250 миллионами рублей, но был пойман. Иванов перенес в роман сюжетную канву, но в первую очередь решил через неё осмыслить жизни солдат, которые прошли Афган, но вернулись в другую страну и оказались никому не нужны. Создатели сериала перенесли бегство инкассатора в 1999 год, чтобы одновременно исследовать и развал СССР, и последующие за ними 90-е, и ожидание нового тысячелетия. Сбежавший с деньгами герой прячется в деревне Ненастье, вспоминает службу и последнее десятилетие, а потом понимает, что в новой стране он просто лишний человек. «Ненастье» портит разве что квасной патриотизм, но всё же сериал получился достойным — особенно, как бы уничижительно это ни звучало, для федерального канала.

Клавдия Коршунова в роли Аглаи Демидовой на кадре из сериала «А.Л.Ж.И.Р.»

Клавдия Коршунова в роли Аглаи Демидовой на кадре из сериала «А.Л.Ж.И.Р.»

Не только Россия 1 может похвастаться смелыми проектами о советской действительности с непопулярными для их целевой аудитории взглядами на эпоху. На НТВ, например, шёл сериал про уникальную для телевидения тему — женский лагерь, в котором содержали членов семей изменников родины. Как раз в один из таких лагерей, расположенный в степи Казахской ССР, отправляют жену авиаконструктора Ольгу. Там она учится выживать и начинает по-другому смотреть не только на лицемерную советскую власть, но и на окружающих её людей — кто-то из них, несмотря ни на что, остается человеком, другие хватаются за каждую возможность, чтобы спасти себя.

Марина Ворожищева в роли Нины Метлицкой на кадре из сериала «Заступники»

Марина Ворожищева в роли Нины Метлицкой на кадре из сериала «Заступники»

Трудно поверить, что всего лишь год назад на Первом канале вышел мини-сериал «Заступники» — это экранизация книги советского адвоката Дины Каминской, которая участвовала в самых крупных судебных процессах над диссидентами. Это не байопик, поэтому главная героиня здесь — молодая идеалистка Нина Метлицкая, которая в последние годы «оттепели» и первые годы брежневского застоя защищает сначала просто невиновных людей, названных «врагами народа», а позже, как и сама Каминская, — неудобных для советской власти диссидентов. Интригующий, а главное, важный и злободневный (особенно после череды надуманных судебных процессов начала года) сериал о том, что даже самые талантливые правозащитники в нашей стране обречены на проигрыш: решение здесь принимают до суда, а справедливость торжествует, только когда это нужно кому-то свыше.


Текст: Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?