Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Миру мир: 7 антимилитаристских фильмов

Кино о войне снимали с тех пор, как изобрели камеру. Режиссеры и художники разных поколений изображали на экране губительные последствия бессмысленных кровопролитий, чтобы напомнить о том, что в войне нет победителей, есть только проигравшие. Собрали 7 знаковых антимилитаристских фильмов, от пацифистских картин Терраса Малика до сатирической комедии Тайки Вайтити.

27.02.2022 Текст: Film.ru Обсудить
Добавить в закладки
Миру мир: 7 антимилитаристских фильмов

Величайший визуальный поэт XX века, американский режиссер Терренс Малик снял во всех смыслах нетрадиционное военное кино, лишенное привычного для жанра социального надлома и патриотизма. Здесь нет правых и виноватых, победителей и проигравших, героев и предателей. Сюжет «Тонкой красной линии» рассказывает о буднях американских военных, находящихся на передовой острова Гуадалканал. Война в картине показана как нечто противоестественное и совершенно не свойственное природе человека. Благодаря шикарной операторской работе Джона Толла контраст между уродством насилия и красотой окружающего мира становится еще более очевиден — особенно показательна сцена, в которой завораживающая безмятежность и практически медитативная умиротворенность острова Гуадалканал прерываются резкой минометной атакой, которая несет с собой лишь смерть и разрушение.

Наверное, было бы уместнее выбрать фильм, в котором в первую очередь показывают губительные, разрушительные последствия войны для мирного населения. «Джонни взял ружье» — это тоже кино о жертве, травмах и страданиях, но их переживает обычный солдат; тот самый Джонни, который отправился на фронт Первой мировой войны и получил ужасные ранения. Ему ампутировали руки и ноги, а еще он потерял возможность видеть, слышать и говорить. Джонни изолирован в своем сознании, он проматывает в голове воспоминания о счастливом прошлом и надеется, что страдания скоро закончатся, но врачи отказываются помогать ему уйти из жизни. Да, это кино об исключительном медицинском случае, но не так важна его правдоподобность, как антивоенный, пацифистский посыл: «Джонни взял ружье» — это один самых страшных и жестоких фильмов об эмоциональных и физических страданиях людей, которых как пушечное мясо отправляют на смерть. Воевать не за мир над головой, а ради алчных интересов сидящих в кабинетах политиков.

Через историю мальчика, которого его воображаемый друг Адольф Гитлер подталкивает стать арийским героем, режиссер Тайка Вайтити вырисовывает один из самых оригинальных антимилитаристских фильмов за последние годы. Здесь нет драматического накала — вместо него режиссер использует сатиру и проблему взросления в условиях вооруженного конфликта. Детский взгляд на ужасы нацизма перемежается наивной романтизацией и оглушительным разочарованием, а красочная юмористичная картинка оказывается лишь способом поговорить о границах между народами. Остатки человечности сохраняются в смехе и танцах героини Скарлетт Йоханссон, которая произносит ключевые для сегодняшнего дня слова «Я люблю свою страну. Ненавижу я войну».

После «Тонкой красной линии» и продемонстрированной в ней изнанки войны Малик мог навсегда оставить тему антимилитаризма, ведь всё было сказано. Но не вернуться к этому состоянию как единственно верному для режиссера было бы попросту бесчеловечно, особенно под конец раздробленных по всему миру 2010-х. В «Тайной жизни» (или скрытой) Малик даёт своему герою, реально существовавшему австрийскому фермеру Францу Ягерштетеру голос неповиновения. Франц отказывается давать присягу Адольфу Гитлеру, для того чтобы сражаться за нацистскую Германию во Второй мировой. Ценой этого поступка становится статус изгоя, арестанта и в дальнейшем — осуждение на смерть. Правдивая, разрезающая воздух, максимально пацифистская картина о возрождающей любви и универсальной борьбе за свободу и принципы, которыми в реальности всё чаще пренебрегают, страшась последствий.

Преступно недооцененный режиссер Алексей Федорченко создал на экране отточенный слепок герметичного ужаса. Вся война в глазах-блюдцах крохотной девочки: горизонты жизни простираются для нее не дальше камина в кабинете школы. Школы, которая стала немецким штабом. Нет выстрелов, пороха, прямых угроз: лишь нарастающее ощущение непрекращающегося кошмара. В противовес тревоге, которая стала сценаристкой этой картины, оператор Алишер Хамиходжаев ловит крупицы витальности в чердачном быте и духоте пыльных углов: в том, как Анна ищет капли воды в комнатных цветах, жует книжные страницы или греется у огня. Человек (даже маленький ребенок) способен на немыслимые подвиги ради выживания, но нет ни одной причины точно узнать границы этих возможностей.

Пробираясь через застывшую кашу из земли, крови и конского дерьма, венгерский отряд военных ищет партизан на территории оккупированного Советского Союза. Камера выхватывает капрала Шеметку: он, кажется, и сам не знает, что делает среди этой беспробудной печали. Его потерянный, расфокусированный взгляд останавливается то на местных жителях из деревни, то на безрадостных серых лесах. Податься некуда — надо выполнять миссию начальства, а замаливать грехи уже слишком поздно — до эшафота осталось всего ничего. В прошлом году «Естественный свет» Денеша Надя казался интересным, но абсолютно неактуальным антивоенным высказыванием. Сейчас же он, напротив, выглядит как страшное предзнаменование: от войны, пожирающей душу и разум, увы, не скрыться.

«Тропы славы» — ещё один военный шедевр Стэнли Кубрика, снятый за семь лет до «Доктора Стрейнджлава». 1916 год. Война на Западном фронте. Звезда «Спартака» Кирк Дуглас играет полковника Дакса, который встаёт на защиту трёх солдат на военном трибунале. За трусость и безуспешную операцию французских военных приговаривают к смертной казни. «Тропы славы» — не только один из самых выверенных, перфекционистских фильмов о войне (чего стоят сцены в траншеях, снятые длинными дублями), но и мощное антимилитаристское высказывание о бессмысленности кровопролития и беспределе, который оно порождает что на полях сражений, что в кабинетах руководства. Кубрик взял в оптику судьбу простых людей, на чьи плечи взвалили страшную ответственность за деятельность огромной и неостановимой милитаристской машины. Хаос повседневности Кубрик передаёт своеобразным антитезисом через точное, строгое, совершенное движение образов и форм.

Текст: Film.ru
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?