Наверх
Люди Икс: Тёмный Феникс Рокетмен Люди в черном: Интернэшнл История игрушек 4 Дитя робота Детские игры План побега 3 Проклятие Аннабель 3 Проклятие плачущей Дылда
 

Рецензия на фильм «Превосходство»

Нелепая и примитивная фантастическая драма, запугивающая зрителей разумными компьютерами

5
оценка

Супруги Уилл и Эвелин Кастер (Джонни Депп и Ребекка Холл) работают над созданием разумного компьютера. Когда террористы наносят удар по лабораториям, занимающимся искусственным интеллектом, и смертельно ранят Уилла радиоактивной пулей, Эвелин считывает мозговую активность умирающего мужа и создает компьютерную копию сознания Уилла. «Поселившись» в машине и проникнув в Интернет, Кастер становится самым умным существом на планете, и он использует свои способности для превращения городка в пустыне в прообраз общества будущего, где нет ни болезней, ни свободы воли (излечивая людей, Уилл монтирует им в головы чип управления).

 

В отличие от полетов в глубокий космос, которые пока остаются несбыточной мечтой, разумные компьютеры – это, вероятно, дело ближайшего будущего. Поэтому можно только приветствовать появление фильмов, которые обсуждают связанные с такими агрегатами этические, моральные и философские дилеммы. Не все же креститься, когда гром уже грянул!

 

«Превосходство» заработало в прокате США всего 23 миллиона долларов – при бюджете в 100 миллионов долларов

Дебютная режиссерская работа известного оператора Уолли Фистера, постоянного сотрудника Кристофера Нолана, на первый взгляд кажется именно такой постановкой. Подчеркнуто серьезное фантастическое кино с минимумом блокбастерной «майклбеевщины» (экшен фильма, в сущности, исчерпывается сценами, в которых военные обстреливают питающие «супер-Уилла» солнечные батареи) и драматическими актерами первой величины – о чем еще мечтать вдумчивым ценителям кинофутуризма! Так что же – да здравствует «Превосходство»?

 

Когда Эвелин скрывается от террористов, она регистрируется в гостинице под фамилией Тюринг. Это имя британского математика и компьютерного теоретика Алана Тюринга, который, в частности, придумал «тест Тюринга» – метод определения разумности компьютера

К несчастью, нет. Даже по синопсису картины видно, что она сводит сложные, заслуживающие пристального внимания проблемы к примитивной страшилке о машине-поработителе. «Разумный компьютер первым делом захватит Интернет, а затем начнет превращать людей в зомби». А с какого, собственно, перепугу? До переселения в машину Уилл не демонстрирует никакого интереса к порабощению людей – он даже на конференции для инвесторов выступает неохотно. Да, от превращения в компьютер с человеческим разумом может случиться что угодно. Но ведь никто в фильме даже не спрашивает у Уилла, почему он занялся зомбификацией, и никто не пытается уговорить его дать его жертвам свободу воли! Хотя среди персонажей – жена Уилла, его любимый учитель (Морган Фримен) и его лучший друг (Пол Беттани).

 

И, кстати, разве так ведут себя ученые, да еще и специалисты по компьютерному интеллекту? Для любого из них высшее наслаждение – поговорить с разумным компьютером, поспорить с ним и понять, как он думает и чем он руководствуется. Благо, что в машине «живет» не какой-то абстрактный ИИ, а их друг и товарищ (а в случае Эвелин – еще и муж). Герои же ведут себя как те косные селяне из «Франкенштейна», которые, увидев странное существо, тут же начинают гоняться за ним с вилами и факелами. И они не просто нападают на Уилла вместо того, чтобы попытаться на него повлиять. Для уничтожения всех следов разумной программы они уничтожают Интернет и все подключенные к нему системы, отбрасывая цивилизацию на полвека в прошлое (это не спойлер – фильм начинается в бескомпьютерном будущем и сам спойлерит финал, разрушая большую часть своей сюжетной интриги).

 

Мало того, герои подключают к самоубийственной операции не только военных, но и террористов – тех самых, которые убили Уилла и всех сотрудников лаборатории персонажа Фримена. И фильм все это не осуждает, а приветствует. Мол, что еще можно сделать с компьютером, который покушается на величайшую человеческую свободу и превращает в роботов даже маленьких детей? Ради войны с таким врагом можно заключить союз с самим дьяволом! Особенно если дьявол выглядит не как Осама бен Ладен, а как возглавляющая «неолуддитов» белокурая Бри (Кейт Мара).

 

Защитники «Превосходства» порой пишут, что это не столько футуристическое кино, сколько замаскированная под фантастику трогательная мелодрама – серьезная вариация на тему тех фильмов о зомби, где герой или героиня оживляют своих близких, а потом мирятся с любым их поведением, потому что не могут их «отпустить». Действительно, отношения Уилла и Эвелин – это самая глубокая и убедительная сюжетная линия фильма. Но лишь в сравнении, например, с отношениями Бри и героя Беттани, которые попросту абсурдны (вы бы стали по собственной воле помогать террористам, которые убили десятки ваших друзей и коллег?). Поскольку картина не концентрируется на двух главных героях, а растекается мыслию по древу, у Деппа и Холл слишком мало совместных сцен, чтобы выстроить сколь-нибудь сложную психологическую интригу, и все и в этом случае сводится к примитивному: «Я тебя люблю! Я без тебя не могу! Я тебя боюсь! Я готова тебя убить, но я также готова с тобой умереть!» И опять же – почему Эвелин не пытается повлиять на мужа? Почему она не старается его направить? Где создатели фильма видели решительных и предприимчивых жен, которые так себя ведут?!

А что же актерская игра, порой спасающая неудачные сценарии? Из всех звезд «Превосходства» можно похвалить лишь Холл и Мара, равно правдоподобных в своих образах. Джонни Депп же проводит почти весь фильм с одним напряженным выражением лица. Он выражает минимум эмоций, говорит почти что голосом робота, и его роль мог бы сыграть любой актер с умной физиономией. Пол Беттани, напротив, явно переигрывает. Ну, а Морган Фримен и Киллиан Мерфи (правительственный агент, курирующий разработку думающих компьютеров) просто присутствуют в кадре и произносят требуемые сюжетом реплики. Так что спасения не получается, и картина и в этом отношении разочаровывает. Что очень обидно – ее идеи можно было раскрыть куда увлекательнее и умнее, чем это сделали Фистер и сценарист-дебютант Джек Паглен.

С 10 июля в кино.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


 153

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть