Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «По соображениям совести»

Впечатляющий военный байопик о героическом американском санитаре, который участвовал в штурме Окинавы

Добавить в закладки
На фронте без оружия

Трейлер

Молодой провинциальный рабочий Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) исповедует адвентизм седьмого дня и отвергает насилие. Его вера запрещает ему даже прикасаться к оружию. Но в разгар Второй мировой войны Десмонд решает, что не может отсиживаться в тылу, пока другие юноши из его города воюют. Поэтому он добровольно записывается в армию, и ему обещают, что он станет полевым санитаром, которому не нужно носить оружие. Однако командиры парня настаивают, что каждый солдат должен научиться стрелять, даже если его военная работа – спасать раненых, а не убивать японцев. Десмонду многое приходится перенести, пока его не посылают на Окинаву, где ему предоставляется случай показать, чего он стоит на поле боя.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Чем дольше существует Голливуд, тем менее он склонен делать главными положительными героями пылко верующих христиан с Библией у сердца и молитвой на устах. Голливудцы знают, что такие персонажи раздражают многих людей как в Америке, так и в мире, и потому стараются не потерять публику еще до того, как она распробовала кино на вкус. Но так как ревностные христиане существуют и им хочется смотреть про себя фильмы, то в Америке сложился почти что параллельный фундаменталистский кинематограф, где есть свои герои, свои хиты, свои любимые сюжеты.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Мелу Гибсону предложили снять «По соображениям совести» вскоре после выхода «Страстей Христовых». Он дважды отказывался от проекта, прежде чем решился им заняться

В 2004 году героем христианского кино стал Мел Гибсон. Его библейская драма «Страсти Христовы» была ориентирована на фундаменталистскую аудиторию, и Гибсон подключил к рекламе ленты влиятельных пастырей и крупные церковные общины. В результате картина собрала более 600 миллионов долларов, что сделало «Страсти» самым прибыльным фильмом не на английском языке (напомним, что лента была снята на аутентичных наречиях библейского времени).

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Несмотря на этот колоссальный успех, Гибсон тогда не стал его развивать. В этом году, однако, он вновь выпустил если не фундаменталистский, то явно христианский фильм, в первую очередь рассчитанный на церковную аудиторию.

Конечно, «По соображениям совести» – история героя войны, а не библейского персонажа или знаменитого священника. Однако несгибаемая вера Десмонда Досса (реального человека, награжденного высшей военной наградой США) имеет колоссальное значение для повествования. Сперва скромный, но решительный юноша отстаивает свое право служить родине, не беря в руки винтовку, и никакие издевательства сослуживцев и командиров не могут его сломить. Хотя его одолевают сомнения и искушения, герой стоит на своем.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Когда же Десмонд оказывается на поле боя, молитва поддерживает его во время поразительного подвига, который мы не будем в деталях описывать, чтобы не испортить сюрприз. Досс не проповедует свою веру и даже молится часто про себя, но его поступки говорят громче слов. И суть его подвига в спасении жизней, а не в обычном на войне геройском убийстве. Можно соглашаться или не соглашаться с философией Десмонда – кстати, картина предлагает убедительные и здравые аргументы в пользу того, почему полевой санитар должен уметь стрелять, – но невозможно отрицать духовную силу и невероятное мужество парня, человечно и обаятельно сыгранного Эндрю Гарфилдом, бывшим Человеком-пауком.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Картина полностью снята в родной для Мела Гибсона Австралии. Боевые сцены снимались в окрестностях Сиднея

Первая часть картины стандартна для такого рода лент, и пробежки под крики сержанта из учебки, ночные побои, чистка сортиров и прочие прелести подготовки к войне не особенно захватывают. Равно как и шаблонные картины из личной жизни парня (у героя есть милая девушка и отец-алкоголик). А вот когда Десмонд и его рота оказываются на Окинаве и начинают штурмовать неприступный горный кряж, зрители понимают, почему «По соображением совести» удостоился на Западе высоких оценок.

Кадр из фильма "По соображениям совести"

Помните знаменитую сцену высадки в Нормандии в «Спасти рядового Райана», которая столь сильна, что подминает под себя все последующее повествование? Мел Гибсон снял еще более страшную и беспощадную войну – настоящую мясорубку, в которой американцы и японцы перемалывают друг друга пулями, гранатами, огнеметами, штыками, ножами и даже голыми руками. Они сражаются за безжизненную гору, но она имеет стратегическое значение, и этого достаточно, чтобы изо дня в день буквально заваливать друг друга трупами. «Война – это ад» – немного найдется картин, которые так доходчиво и кроваво доносят до зрителей эту мысль.

Казалось бы, такие бои должны выжигать из людей все человеческое, превращать их души в дымящиеся остовы вроде того, который курится в голове Досса-старшего, потерявшего во время Первой мировой войны лучших друзей и так и не смирившегося с утратой. Но Десмонд остается человеком, и в этом его главное, самое невероятное достижение. Так же как главное достижение Гибсона как режиссера в том, сколь мастерски он сопоставляет кошмар войны с ее пафосом, безумие с благородством, жестокость с душевностью и нотками юмора, внутренние переживания с внешними испытаниями. «По соображениям совести» не революционизирует военный байопик, но он наполняет мощным содержимым знакомые жанровые формы. И он напоминает, что великие герои воевали не только в Красной армии. Хотя, конечно, у нас их было больше, и они, как правило, защищали свою землю, а не штурмовали чужую.

С 17 ноября в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?