Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Статьи о кино

На голову больной

Все спортсмены немного того. Они повернуты прежде всего на том, что делают. Люди из мира профессионального спорта могут забить на семью, на здоровье, закрыть глаза на риски, переступить страх и позабыть, что такое здравый смысл

Добавить в закладки
На голову больной

В 1991 году на большие экраны вышел фильм Кэтрин Бигелоу «На гребне волны» с Киану Ривзом и Патриком Суэйзи в главных ролях. Тогда Бигелоу еще не называли режиссером культовых фильмов, и у нее не было двух номинаций на «Оскар». «На гребне волны» на бумаге выглядел непримечательно: ничего оригинального в сюжете, еще не набравший звездности Киану Ривз, некий романтизм и не самый большой бюджет.

Итак, Джонни Юта не смог стать профессиональным футболистом, хотя блистал в колледже. В команду НФЛ его не взяли, зато позвали в ФБР, и там его спортивная подготовка пригодилась. Юту забросили под прикрытием в банду экстремалов, обчистивших 27 банков за 3 года. Ему нужно понять их, вывести на чистую воду и организовать поимку. Но в какой-то момент Юта теряет грань между законом и беззаконием, его захлестывает волна, гребень которой уже загнулся и не развернется обратно.

Кадр из фильма "На гребне волны"

Фильм вошел в историю боевиков. У него вырисовался свой стиль, своя философия, желание оседлать идеальную войну и достичь бодхисатвы, то бишь буддийского просветления. Ленту Бигелоу до сих пор смотрят, а ее ремейк, хоть и не официальный, породил одну из самых прибыльных и долгоиграющих франшиз в истории кино – экстремалы поменяли доски для серфа на прокачанные тачки и вот уже 14 лет колесят по всему миру (речь про «Форсаж», если вы не догадались). Интерес к оригиналу побудил Alcon Entertainment взяться за прямой ремейк.

В 2008 году Alcon выкупила права и даже подумывала позвать в обновленный Point Break Киану Ривза. У руля хотели поставить Яна Де Бонта, постановщика сиквела «Расхитительницы гробниц» и двух «Скоростей» с Ривзом. Но тогда у Alcon не получилось разогнать проект, и его пришлось отложить в долгий ящик. Этот ящик открыли спустя 5 лет, утвердив на пост режиссера начинающего постановщика Эриксона Кора. Что примечательно, Кор работал над гоночной версией «На гребне волны» – он был оператором в «Форсаже» Роба Коэна. Анонсируя ремейк, Alcon заявила, что это будет фильм, поставленный в мире международного экстремального спорта. В 2013 году мы не представляли, что кроется за этими словами, и лишь первый трейлер картины позволил нам понять, что имели в виду продюсеры студии.

Видите ли, сменщики Суэйзи и Ривза – Эдгар Рамирес и Люк Брэйси соответственно – выполняют несколько иные задачи. Сохранилась вся исходная сюжетная канва, философский настрой, работа под прикрытием, закон гравитации как единственный действующий в этом мире, но упор сделан вовсе не на них, а на безбашенный, безграничный и безостановочный экстрим. Он льется рекой, охватывает весь земной шар и дарит абсолютно умопомрачительные кадры.

Кадр из фильма "На гребне волны"

Подход с сильным уклоном в сторону экстрима и сочной картинки оценили не все, тем не менее все в один голос признают, что съемки в новой «На гребне волны» просто убойные.

«Создатели, очевидно, уделяли внимание мельчайшим деталям, но каким-то образом они умудрились упустить из виду важные вещи, которые сделали оригинальный “На гребне волны” запоминающимся, уводящим от реальности фильмом», – считает Питер Хартлауб (Peter Hartlaub/San Francisco Chronicle).

«Нужен очень специфичный режиссер, чтобы снять скайдайвинг, скалолазание без страховки, бейсджампинг и все равно заставить зевать. Как бы то ни было, Эриксон Кор является таким чудом, ибо новый “На гребне волны” – это экстрим-кавалькада, которая напичкана красивыми моментами и не утруждает себя драмой», – не поразилась экстремальными видами спорта Стефани Мерри (Stephanie Merry/Washington Post).

«Кастинг сыграл фильму на руку. Рамирес харизматичен, но все же у него нет этого безумного прищура Патрика Суэйзи. В фильме нет юмора, и вы чаще говорите “Вау”, нежели пытаетесь вникнуть в сюжет», – говорит все о том же, но другими словами Роджер Мур (Roger Moore/Movie Nation).

«Чувство жизненного ритма на грани – это то, чего не хватает безэмоциональному сценарию Курта Уиммера, чтобы аудитория хоть как-то начала переживать за персонажей, проливающих пот и кровь», – не желает довольствоваться технической составляющей «На гребне волны» Мэгги Ли (Maggie Lee/Variety).

Кадр из фильма "На гребне волны"

«Если только вы не фанат экстремального спорта, “На гребне волны” 2015 года во многом проиграет в ваших глазах оригиналу», – правильно расставил акценты Джеймс Берардинелли (James Berardinelli/Reel Views).

Если же вы фанат и вас приводят в восторг маунтинбайк, полеты на вингсьютах и серфинг на волнах-убийцах, путь в кино вам открыт – в российском прокате с 24 декабря.

В случае с «Защитником» речь, скажем прямо, действительно идет о на голову больных спортсменах. Лента Питера Лэндесмена углубляется в проблему постоянных сотрясений мозга, с которым сталкиваются профи. Он ставит во главу угла доктора Беннета Омалу, нигерийца, переехавшего в США и устроившего разоблачительную революцию в НФЛ благодаря своим нейрохирургическим знаниям.

У Лэндесмена налицо тяга к историям разоблачения – «Парклэнд», «Убить гонца» и теперь «Защитник». Омалу своими работами неслабо насолил миру профессионального спорта и самим спортсменам. Он, выражаясь простым языком, заявил, что футбольная лига жертвует здоровьем игроков в угоду зрелищности. В какой-то степени «Защитник» выступает антиподом «Каждого воскресенья» Оливера Стоуна; там один из подтекстов ленты в том, что футболисты готовы за премию, за страсть к игре, за победу в конце концов пожертвовать собой, даже расстаться с жизнью. Здесь же Лэндесмен говорит, что не стоит так убиваться и буквально расшибать себе лоб.

Кадр из фильма "Защитник"

Все началось с Майка Уэбстера, футболиста «Питсбург Стилерз», который завершил карьеру, но вскоре скончался. Он умер в возрасте 50 лет. Вначале клуб заявил, что имела место сердечная недостаточность, но затем его тело изучил Беннет Омалу. Доктор обратил внимание на одну деталь – деформированный череп и обильные повреждения мозга. Приплюснутый лоб сказался на работе мозга, привел к когнитивной дисфункции, симптомам слабоумия и энцефалопатии (невоспалительного заболевания мозга). Повреждения черепа накладывались на постоянные перегрузки, тренировки и употребление препаратов. Хоть Уэбстер и настаивал, что никогда не принимал стероидов, он порой делал оговорку: мол, не прибегал к препаратам, запрещенным в то время.

Беннет Омалу решил обнародовать результаты своего исследования и, естественно, разозлил целую индустрию, поставив под вопрос ее прибыль. К слову, прибыль эта совсем не маленькая – для справки: в 2014 году доходы НФЛ составили 11,2 миллиарда долларов, при этом речь только о лиге, а не о каждом отдельно взятом клубе. Короче говоря, нигериец объявил войну спортивным функционерам, и его борьба стала впоследствии поводом для спортивной драмы.

Стоило ли делать из этого фильм, вопрос вполне законный, поскольку среди критиков разброд и шатания. Четкого мнения о том, хорош или плох «Защитник», нет.

«Режиссер Питер Лэндесмен не выходит за рамки традиционной драмы, но его прямолинейная манера повествования выгодно выглядит благодаря сильному актерскому составу и взвинченному сценарию. В эту историю было бы очень сложно поверить, если бы она не была правдива», – пишет Лиа Гринблатт (Leah Greenblatt/Entertainment Weekly).

Кадр из фильма "Защитник"

«”Защитник” – это “Эрин Брокович” в футбольной экипировке, фильм на широкую аудиторию об издавна игнорируемой проблеме», – резюмирует Стив Персэлл (Steve Persall/Tampa Bay Times).

«Главная сила “Защитника” – актерская игра его звезды», – отмечает Джо Моргенштерн (Joe Morgenstern/Wall Street Journal).

Главную роль в фильме Лэндесмена сыграл Уилл Смит. Ради фильма о наболевшей проблеме Смит даже отказался от перспективного сай-фая «Гениальность». Дабы проникнуться сутью, актер консультировался с докторами и спортсменами. Его труды не остались незамеченными.

«Работа Смита и суть вопроса делают из “Защитника” интересное кино, но недостаточно актуальное, каким оно могло бы быть», – считает Билл Гудикунц (Bill Goodykoontz/Arizona Republic).

«У фильма душераздирающая тема, но каким-то образом Лэндесмену никак не удается сделать ленту цепляющей», – сетует Найджел Эм Смит (Nigel M Smith/The Guardian).

Кадр из фильма "Защитник"

Коллега Смита тут же объясняет, в чем причина – Джастин Гербер (Justin Gerber/Consequence of Sound): «”Защитник” пытается рассказать правду, но создатель ленты убежден, что нужно окружить правду эпизодами из жизни главного героя, которую сложно назвать интересной».

Тронет ли вас «Защитник», сказать сложно, поскольку фильм получился противоречивым. Вдобавок россияне далеки от американского футбола, а в наших национальных видах спорта проблема сотрясений мозга не так актуальна. Так или иначе, в российском прокате с 10 марта.

Текст: Владислав Копысов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?