Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

В новом фильме Олега Фомина «Господа офицеры: спасти императора» бьются на саблях и шашках, много и со вкусом палят из маузеров, демонстрируют казачье дзюдо, угоняют паровоз, взрывают елки динамитом, но царя в результате не спасают. Зато полковники КГБ расстреливают Марата Башарова по приговору белогвардейского суда.

Отряд белогвардейского спецназа под командованием штабс-капитана Давыдова (Олег Фомин) получает задание проникнуть в тыл противника и спасти семью Николая II, которую большевики мыкают по екатеринбургским застенкам. Революционная контрразведка в лице чахоточного комиссара с быстро ускользающим из памяти то ли латышским, то ли немецким, но в общем каким-то нерусским именем (Анатолий Белый) не дремлет и высылает на перехват диверсионной группы отряд красноармейцев с революционным матросом во главе. И без того рискованную операцию по очереди усложняют дед-пчеловод, цыганский табор, невеста Давыдова (Анна Азарова), попавшая в лапы к комиссару, обожающий звон червонцев куртуазный бандит Красовский (Евгений Стычкин), утечка секретов из Генштаба и аварийный разлив военно-патриотического тестотерона, который из этого фильма можно добывать бочками.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Господа офицеры: cпасти императора"

Сразу уточним, проливают ли эти факты дополнительный свет на историю Гражданской войны и трагические события вокруг и внутри Ипатьевского дома. Не проливают ни капли. В отличие от господина Атанесяна, которого пришлось всем миром убеждать, что Сталин был хоть и демонической персоной, но младенцами фашистские амбразуры не затыкал, Олег Фомин сходу, безоговорочно и даже с видимым облегчением признался журналистам, что его штабс-капитан – фикция от начала до конца. В подтверждение своих слов он с готовностью отвечал на каверзные вопросы подкованных в истории представителей СМИ. Например, что за странную форму носит в его фильме внушительная группа монархически настроенных усачей с нагайками. «Это казаки-пластуны», – как-то неуверенно пристыдил прессу режиссер Фомин, тут же оговорившись, что все про пластунов он «подробнейше узнал из интернета». Дело ясное – провайдеру уже заплачено, а на консультантов скромного бюджета не хватило. Пластунов из интернета крыть оказалось нечем, и на этом военно-историческую дискуссию сочли законченной.

Хотя события, описанные в «Господах офицерах», вымышленные, в те годы случались и более удивительные истории. Мы вспомнили некоторые из них – как демоны барона Унгерана украли у китайцев живого бога, похождения Япончика и трагическое противостояние Фунтикова и Востросаблина.

Читать дальше…

Безусловно, та немногочисленная партия наших граждан, которая готова до посинения обсуждать на узкоспециализированных форумах, каким узлом завязывать георгиевские ленточки, куда мотать портянку и с какой стороны залезать на лошадь, найдет в «Господах офицерах» кучу поводов, чтобы вывихнуть челюсть от гомерического хохота. Но историческая достоверность – совсем не та проблема, над которой билась режиссерская извилина под офицерской фуражкой штабс-капитана Фомина. Его смелая инициатива по спасению царя, которого, положа руку на сердце, белые (сторонники Учредительного собрания по большей части) не знали бы куда приткнуть точно так же, как и красные, оказалась не более, чем подходящей наживкой для, по его же определению, «хорошей мужской истории». А мужскую историю из спасения царя Фомин выудил, спору нет, аршинную.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Господа офицеры: cпасти императора"

Неправы будут те, кто лишит себя удовольствия от знакомства с «Господами офицерами», посчитав что всех, кто истово не перекрестился и не спел Глинку на финальной сцене, поведут из зала на расстрел с хоругвями. Ерунда. Главной движущей силой в этом фильме является не монархическое мракобесие, а замечательный военно-спортивный праздник, который полтора часа празднуют наперегонки «красные» и «белые» под командованием штабс-капитана и чекиста. Тут они угоняют друг у друга паровоз с криками «контра» и «полундра», там скачут на коне и подрывают елки динамитом, здесь стреляются из маузеров за барышню Азарову, которая недурна собой и в своих шелковых юбках и корсете гонит «Господ офицеров» из их дремучей тайги в кафе-шантан и далее прямо в вестерн. Точнее – истерн, как правильно определил жанр своих «Господ» режиссер Фомин.

«Господами офицерами» Фомин проиллюстрировал распространенную в определенных кругах и, похоже, разделяемую им самим точку зрения, что подтянутые жеребцы в военной форме, скрип портупеи, радостный запах пороха и милые русскому сердцу сапоги гармошкой – эта та единственная рафинированная форма существования мужчины, которую можно уверенно равнять с патриотизмом, честностью, его национальными, ментальными и даже детородными достоинствами. Не зря барышня Азарова должна стать финальным бонусом в вооруженном противостоянии, где отстаивают различные взгляды на будущее развитие страны. Не зря Фомин откровенно любуется белогвардейской статью, а большевики у него кто слаб на грудь, кто заикается, этот азиат, а у того больные зубы. Вообще, если уж доводить спартанскую линию до упора, без кафешантанной девушки «Господам офицерам» можно и нужно было обойтись, и не очень ясно, зачем вообще потребовался весь этот эфемерный анекдот с освобождением императора, придавший фильму нафталинный душок какой-то белогвардейской пикулевщины. С тем же энтузиазмом, с каким «наши благородия» с навешанными в нагрузку пластунами рванули освобождать августейшее семейство, они отправились бы в красный тыл вызволять у красных матросов компанию гимназисток или отбивать у большевиков цистерну с этанолом. Пожалуй, что такие мотивации для «хорошей мужской истории» оказались бы куда более национальными и убедительными, чем кислое «за веру, царя, отечество», траченое вековой молью.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Господа офицеры: cпасти императора"

Без малого полтора часа, отведенные Фоминым на энергичные марш-броски по тайге, казачье дзюдо и демонстрацию в деле разного коллекционного оружия, проносятся совершенно незаметно, уже одним этим доставляя большое удовольствие глазам, помимо прочих приятных неожиданностей. Например – Марата Башарова в кружевной рубашке и гусарских трениках, берущего прощальную парочку аккордов на гитаре перед расстрельным взводом («все – сплошь полковники КГБ», как с гордостью уточнил звание своей массовки Олег Фомин, любящий историческую точность).

«Господа офицеры», оттиснутые по лекалу советского истерна, кому-то (много ли таких?) действительно напомнят «Шестого», «Неуловимых мстителей» или «Тачанки с Юга», но с перевернутым знаком с точки зрения идеологии, которую, в данном случае, можно смело замести под плинтус. Большого зрительского отклика на этот кавалерийский наскок из прошлого мы не ожидаем: массовый интерес к ограблениям поездов и вооруженным мачо на лошадях безнадежно иссяк как на Востоке, так и на Западе, а заявленные Фоминым национальные типы жутко устарели и не вступают с актуальным моментом, переживаемым нашей страной, ни в какой эмоциональный резонанс.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Господа офицеры: cпасти императора"

Отметим, однако, хорошую игру Анатолия Белого, сыгравшего совсем не карикатурного большевика намного более вдумчиво, чем это, наверное, предполагалось по сценарию. И Евгения Стычкина, чей бандит Красовский, который, видите ли, не вступил ни в какую партию, потому что «не в силах смотреть, как русский убивает русского», зато всем сердцем полюбил бильярд, патефон и чемодан с червонцами. Молодец. Его физиономия – единственно родная в фильме – как бы уже предвосхищает то умилительное выражение, с каким сейчас по субботним вечерам перетекает из стейк-хауса в стриптиз-бар российский менеджер среднего звена. Он-то вас и победит, господа-товарищи.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  90



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть