Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Не по плану: 13 неожиданных актерских импровизаций, которые сделали фильм лучше

Как известно, по плохому сценарию хорошего фильма не снимешь, а по хорошему можно снять и так себе кино. Но порой бывает, что сценарий выигрывает благодаря экспромту и спонтанным выходкам артистов на площадке или находчивости режиссеров, которым приходится менять сцену в последний момент. Исчерпывающий список вряд ли удастся составить – мы вспоминаем 13 импровизаций на съемках, которые стали культовыми.

Добавить в закладки
Не по плану: 13 неожиданных актерских импровизаций, которые сделали фильм лучше

Леонардо Ди Каприо в роли Джека Доусона на кадре из фильма «Титаник»

Леонардо Ди Каприо в роли Джека Доусона на кадре из фильма «Титаник»

Молодой Леонардо ДиКаприо поначалу сомневался, стоит ли ему соглашаться на роль Джека в «Титанике», после «Ромео+Джульетта» артист боялся застрять в одном амплуа романтического героя. Однако все колебания были отброшены в сторону, и уже на съемочной площадке не осталось и следа от нерешительности – в импровизационных па перед камерой Лео был замечен несколько раз.

«Я – король мира!» – кричит Джек Доусон, стоя на носу корабля, этой реплики не было прописано в сценарии, тем не менее она лучше чем что-либо описывает состояние молодого парня без гроша за душой, оказавшегося на величественном лайнере.

Другой экспромт ДиКаприо скорее все же ошибка или оговорка, но настолько обаятельная, что для нее нашлось место в финальном монтаже. В сцене «Нарисуй меня как одну из своих француженок» Джек предлагает Роуз лечь «на кровать», а затем поспешно исправляется: «на диван». Кэмерону такое нелепое смущение пришлось по душе – именно так и должен чувствовать себя молодой человек в присутствии красивой леди.

Ричард Гир в роли Эдварда Льюиса и Джулия Робертс в роли Вивиан Уорд на кадре из фильма «Красотка»

Ричард Гир в роли Эдварда Льюиса и Джулия Робертс в роли Вивиан Уорд на кадре из фильма «Красотка»

Сегодня история Золушки с обочины Голливудского бульвара и прочие титульные романтические комедии 80-90-х проходят ревизию временем на предмет устаревших идеалов и ценностей. Моральные ориентиры меняются, но любоваться Джулией Робертс и Ричардом Гиром все же можно бесконечно – дуэт слишком сильно запал в душу зрителям, не без магии пресловутой химии между артистами. Импровизация Гира, ставшая частью фильма, лишь укрепляет этот образ идеально подобранного актерского дуэта. Перед визитом в оперу Эдвард предлагает Вивиан надеть колье («кажется, чего-то не хватает»), когда та едва касается его, он резко щелкает футляром украшения. Заливистый смех Джулии Робертс – неподдельная реакция, которую решили оставить в фильме.

Харрисон Форд в роли Индианы Джонса

Харрисон Форд в роли Индианы Джонса

Случайность, ставшая классикой, а вернее, даже непростое стечение обстоятельств. В «Утраченном ковчеге» должна была быть длинная сцена драки Индианы Джонса с очередным антагонистом в черном с головы до пят, но в день съемки актера подвело здоровье – из-за дизентерии он не был готов к выполнению акробатических трюков. Здесь настало время не актерской импровизации, а режиссерской: Спилберг предложил ему не мучиться, а просто застрелить подлеца (кое-где пишут, что это была идея все же самого Форда). В итоге сцена стала одной самых знаковых для всей франшизы.

Марлон Брандо в роли дона Корлеоне на кадре из фильма «Крестный отец»

Марлон Брандо в роли дона Корлеоне на кадре из фильма «Крестный отец»

На съемках эпичного полотна Фрэнсиса Форда Копполы многое шло не по плану, и это неудивительно: Марлон Брандо никогда не отличался смирным характером и не раз преподносил режиссерам сюрпризы (тому же Копполе). Тем не менее в большинстве случаев в «Крестном отце» небольшие случайные детали стали украшением картины – в том числе кот, который в один момент стал знаменитостью. Никакого животного не было в сценарии – он сам пришел на площадку. Дальше версии о произошедшем разнятся: то ли Брандо, который отлично ладил с пушистыми, сам усадил кота на колени, то ли Коппола это сделал, точные обстоятельства остаются загадкой, покрытой патиной времени. Тем не менее кот сыграл свою роль и образу бескомпромиссного мафиози придал амбивалентности: если и не продемонстрировал его уязвимость, то добавил чуть-чуть гуманности.

Еще одна спонтанная реплика, которая, как и большинство спонтанных реплик, стала культовой, принадлежит актеру Ричарду Кастеллано: «Оставь пистолет. Захвати канноли». Упоминание десерта было импровизацией, речь идет о сицилийских вафельных трубочках с сыром риккоттой – ранее в фильме жена Клименца напоминала ему о них.

      Джон Войт в роли Джо Бака и Дастин Хоффман в роли Ратсо на кадре из фильма «Полуночный ковбой»

Джон Войт в роли Джо Бака и Дастин Хоффман в роли Ратсо на кадре из фильма «Полуночный ковбой»

Обладатель премии «Оскар» 1970 года за лучший фильм, адаптированный сценарий и режиссуру, а также россыпи номинаций, в том числе и актерских для Джона Войта и Дастина Хоффмана, в первую очередь в истории запомнился гениальной импровизацией. Во время съемок диалога на оживленных улицах случайный таксист заехал прямо в кадр, да еще и на красный свет. Хоффман не растерялся и сорвал злость на водителе, не выходя из образа (сцену снимали уже довольно долго, и она никак не удавалась). Так родился гениальный эпизод и фраза, ставшая крылатой: I’m walking here! («Я здесь иду!»). Позже ее пародировали и цитировали не в одном в фильме, в том числе в романтической комедии «Мисс Конгениальность» с Сандрой Буллок.

Том Хэнкс в роли Сэма Болдуина и Мэг Райан в роли Энни Рид на кадре из фильма «Неспящие в Сиэтле»

Том Хэнкс в роли Сэма Болдуина и Мэг Райан в роли Энни Рид на кадре из фильма «Неспящие в Сиэтле»

Фильмы и их просмотры являются неотъемлемой частью миров Норы Эфрон (все как в жизни): ее герои ходят в кинотеатры, пересматривают любимые картины и взахлеб их цитируют и обсуждают. В «Неспящих в Сиэтле» после чувственного монолога Сьюзи (Рита Уилсон) о «Незабываемом романе» 1957 года с Кэри Грантом и Деборой Керр партнеры по сцене – ее муж Том Хэнкс и Виктор Гарбер – не стали отказывать себе в удовольствии ответить своим признанием. Актеры разыграли самую душераздирающую, по их мнению, сцену из «Грязной дюжины» 1967 года. Это не было прописано в сценарии, но Эфрон решила оставить момент в фильме, и действительно, сцена вышла довольно смешной.

Джек Николсон в роли Джека Торранса на кадре из фильма «Сияние»

Джек Николсон в роли Джека Торранса на кадре из фильма «Сияние»

Еще одна коронная фраза, которая появилась случайно. Стэнли Кубрик славился своими упражнениями в прекрасном и тягой к бесконечному количеству дублей в погоней за идеалом (на съемках «Сияния» он поставил мировой рекорд), но даже перфекционизм фигуры гения не остановил Джека Николсона. В культовой сцене «Сияния», когда Торренс орудует топором (говорят, потрачено было 60 дверей), актер добавил своему сумасшествию зловещего гротеска фразой: «А вот и Джонни!» (Here is Johnny!), которую он позаимствовал из популярного вечернего шоу – так конферансье представлял ведущего Джонни Карсона.

Джим Керри в роли графа Олафа на кадре из фильма «Лемони Сникет: 33 несчастья»

Джим Керри в роли графа Олафа на кадре из фильма «Лемони Сникет: 33 несчастья»

Талантливый комедиант Джим Керри ожидаемо внес свою импровизационную лепту в картину «Лемони Сникет: 33 несчастья». Когда сиротки Бодлеры напомнили своему опекуну о том, что только что лишились родителей, он отреагировал (как актеру показалось в тот момент) недостаточно драматично и попросил повторно подать ему реплику, чтобы отыграть партнеров в полной мере. Тем не менее режиссер Брэд Силберинг посчитал, что для нарциссичного артиста, коим является граф Олаф, такая реакция вполне правдоподобна, и оставил реплику в фильме.

Сальма Хайек в роли Сантанико Пандемониум на кадре из фильма «От заката до рассвета»

Сальма Хайек в роли Сантанико Пандемониум на кадре из фильма «От заката до рассвета»

Фильм Роберта Родригеса, снятый по сценарию Квентина Тарантино и с ним же в одной из главных ролей, запомнился даже не одной, а двумя импровизациями: первой стала реприза Джорджа Клуни, которая прочно вошла в золотой фонд поп-культурного достояния. Демоническая вампиресса в исполнении Сальмы Хайек угрожает Сету рабством и местом домашнего песика. Клуни саркастично замечает, что уже был женат, и стреляет в люстру, висящую над головой клыкастой дьяволицы. Родригес не был уверен, что реплику стоит включать в фильм, но с подачи продюсеров фрагмент оказался в трейлере – пришлось ставить кадр и в финальный монтаж.

Вторая импровизация несколько отличается от прочих, поскольку она по большому счету запланированная и не имеет отношения к сценарию или внезапным актерским озарениям. Для постановки танца-выступления Сальмы Хайек Родригес не стал нанимать хореографа, а предложил актрисе двигаться, как ей того захочется, в такт музыке – результат можно увидеть на экране, а танец по праву считается одним из самых страстных и чувственных в кино.

Марк Хэмилл в роли Люка Скайуокера

Марк Хэмилл в роли Люка Скайуокера

В библию фанатов детища Джорджа Лукаса наряду с культовыми «Да пребудет с тобой сила!» и «Люк, я твой отец» (кстати, фраза в оригинале звучит несколько иначе) вошел и диалог принцессы Леи и Хана Соло из второй части оригинальной трилогии. Отважного капитана корабля «Тысячелетний сокол» вот-вот заморозят имперские штурмовики, но перед этим принцесса Лея успевает признаться ему в любви. В сценарии был прописан лаконичный и вечный ответ: «Я тебя тоже», но Харрисон Форд не удержался и ответил Кэрри Фишер: «Я знаю!» Именно этот вариант оставили в фильме, он куда больше подходит строптивому характеру Соло, да и разрывает вековой шаблон.

Мэтт Деймонв роли Уилла Хантинга

Мэтт Дэймон в роли Уилла Хантинга

Шесть лет прошло с тех пор, как Робина Уильямса нет с нами: чуть ли не чаще всего в перечне заслуг и взятых высот актерского мастерства вспоминают его спонтанный монолог в «Умнице Уилле Хантинге» Гаса Ван Сента. Уильямс, играющий психотерапевта, излил душу своему пациенту (Мэтт Деймон) и рассказал про покойную жену и ее проблемы с кишечником: это была речь о мелочах, которые знал только он и которых ему чертовски не хватает после ее смерти. Хохотала вся съемочная группа, если приглядеться, можно увидеть, как трясется камера, за которой, по-видимому, оператору не удается сдерживать эмоции. Абсолютно закономерно эта роль Робину Уильямсу принесла премию «Оскар».

Леонардо Ди Каприо в роли Кэлвина Кэнди на кадре «Джанго освобожденный»

Леонардо Ди Каприо в роли Кэлвина Кэнди на кадре «Джанго освобожденный»

Локальный подвиг Леонардо ДиКаприо мгновенно стал своего рода притчей во языцех. Во время съемок «Джанго» Квентина Тарантино актер настолько вошел в кураж, что слишком сильно ударил по столу и разбил бокал, в результате порезался. Лео это нисколько не смутило, и он продолжил играть сцену с кровоточащей рукой, что придало эпизоду зловещей оттенок, а его персонажу Кэлвину Кэнди – еще больше жестокости в образе рабовладельца. Импровизация, которая столь зацепила зрителей, академиков не так сильно впечатлила, и номинации на «Оскар» за роль второго плана в этот раз не последовало.


Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?