Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Не только Хаяо Миядзаки: 7 отличных, но недооценённых мультфильмов Studio Ghibli

Недавно студии Ghibli исполнилось 35 лет — естественно, все ринулись вспоминать и пересматривать любимые работы основателя и главного лица компании, великого Хаяо Миядзаки. Но сегодня мы предлагаем вам познакомиться с другими работами студии — благо, там и без маэстро Хаяо очень много интересного.

Добавить в закладки
Не только Хаяо Миядзаки

Кадр из фильма "Могила светлячков"

Двое детей — брат-подросток и его маленькая сестра — брошены родителями во время Второй мировой войны. Вокруг бомбардировки американской авиации, разруха и голод, единственная задача — выжить любой ценой, оставшись при этом человеком.

Вместе с «Босоногим Гэном» этот мультфильм — одно из главных японских кино о войне. Щемящая, невыносимо трагичная, но вовсе не манипулятивная драма о детях, чью судьбу вдребезги разбила общечеловеческая трагедия. Сделал «Могилу светлячков» Исао Такахата — сооснователь студии Ghibli и старший соратник Хаяо Миядзаки, на которого тот, по собственному признанию, всю жизнь оглядывался.

Интересно, что фильм прокатывали одновременно с «Моим соседом Тоторо», и тематически они пересекаются: обе картины рассказывают о разновозрастных детях, пытающихся справиться с трагедией. Но если у Миядзаки они буквально убегают в фэнтезийный мир с добрым лесным духом, то у Такахаты времени на мечты нет: реальность вокруг слишком жестока, чтобы можно было отвлечься хоть на что-то. По крайней мере, до своей неминуемой смерти.

Кадр из фильма "Здесь слышен океан"

Ещё на заре существования студии Ghibli её основатели пригласили перспективного аниматора Томоми Мотидзуки, чтобы тот сделал для них фильм. Мотидзуки, будучи фанатом романтических подростковых повестей Саэко Химуро, решил экранизировать одну из них — собственно, «Здесь слышен океан». Это, в общем-то, типичная история с любовным треугольником и школьным сеттингом, но, как и всегда у студии, прекрасно решённая изобразительно. «Здесь слышен океан» точно не входит в список величайших работ Ghibli (как творчество того же Такахаты), что, впрочем, не мешает ему быть очень милым мультфильмом.

Кадр из фильма "Со склонов Кокурико"

В 2006 году Горо Миядзаки, сын Хаяо, дебютировал как режиссёр с мультфильмом «Сказания Земноморья». Отец ту работу разругал, а с сыном даже толком не общался — мэтра обижало, что его отпрыску всё легко даётся только из-за фамилии. Спустя несколько лет Хаяо, впрочем, смягчился и сам же предложил Горо сделать новую картину по его сценарию, «Со склонов Кокурико».

Хаяо был весьма условно задействован в производстве мультфильма, но его почерк, разумеется, виден — Горо явно оглядывается на своего отца (а кто бы не стал?). Старшему Миядзаки «Кокурико» в итоге, кажется, не слишком приглянулась, но спишем это на его природную ворчливость — всё же сама картина неплоха. Это размеренная и вдумчивая история о маленькой девочке, потерявшей отца и вынужденной собственноручно вести хозяйство. Как режиссёр Горо тут явно подрос — и, кто знает, в будущем, может, сделает что-то ещё более впечатляющее.

Кадр из фильма "Наши соседи Ямада"

Ещё один шедевр от Исао Такахата — нарочно минималистичный набор зарисовок о простой японской семейке Ямада. Это бытовое, в общем, кино, не обременённое сложными сюжетными формациями, но этим оно и ценно: режиссёр с удивительным вниманием подмечает мельчайшие детали повседневной жизни, а его анимация лишь на первый взгляд незамысловата и проста. На самом деле она жутко выразительна и идеально подходит фильму. Позже, к слову, свои эксперименты с формами рисунка Такахата продолжит в великом «Сказании о принцессе Кагуя».

Кадр из фильма "Ариэтти из страны лилипутов"

Хиромаса Ёнэбаяси — режиссёр из нового поколения Ghibli, которого часто называют прямым наследником творческих изысканий Миядзаки. По крайней мере две его картины — «Ариэтти», а также выпущенная вне стен студии «Мэри и ведьмин цветок» — действительно сильно напоминают самые детские и безоблачные работы маэстро вроде «Ведьминой службы доставки» и «Моего соседа Тоторо». Ёнебаяси удачно копирует это мечтательное настроение и изобразительную лёгкость, за которую многие так любят Ghibli. И хотя в его подходе может чувствоваться некое эпигонство, как последователь он очень хорош. Сам Миядзаки-то второго «Тоторо» делать уже точно не собирается — а вот Хиромаса вполне может.

Кадр из фильма "Шепот сердца"

«Шёпот сердца» — одна из тех работ Ghibli, что не попадают под ярлык «фэнтезийных», но и полностью реалистичными не являются. Это удивительная история о девочке, которая в каждой взятой из магазина книге обнаруживает одно и то же имя прошлого владельца и начинает фантазировать, кем же может быть этот человек. Фантазия и реальность сливаются воедино до тех пор, пока не становится, в общем-то, плевать, а что здесь есть что. «Шёпот сердца» вместе с миядзаковским шедевром «Ветер крепчает» — две великих истории о самом акте созидания в самом широком смысле.

«Шёпот сердца» сделал Ёсифуми Кондо, потрясающий аниматор, к сожалению, очень рано нас покинувший. Это его первая и последняя полнометражная работа — Кондо умер в 98-м, через три года после релиза своего дебюта. Если бы не злая судьба, кто знает, возможно, в пантеоне Ghibli вместе с Такахата и Миядзаки появилось бы и третье имя.

Кадр из фильма "Воспоминания Марни"

Ещё одна работа Ёнебаяси, показывающая, что он, в общем-то, не так прост, как кажется. Если «Ариэтти» — явное подражание детским лентам Хаяо Миядзаки, то «Воспоминания о Марни» — мультфильм куда более оригинальный и неординарный. Если он и похож на что-то из Ghibli, то скорее на «Шёпот сердца»: здесь тоже есть тема творчества и столкновения фантазии с реальностью. А в центре — проникновенная история об отношениях больной девочки Анны с её новой подругой Марни из очень богатой семьи. В 2016-м «Воспоминания» даже номинировались на «Оскар», что с японской анимацией происходит преступно редко. Но не выиграли — проиграли «Головоломке».


Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?