Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Не в бровь, а в бок: рецензия на фильм «На острие»

Психологическое исследование женской дружбы, прикрывающееся спортивной драмой.

Добавить в закладки

Александра Покровская (Светлана Ходченкова) – гранд-дива мирового спортивного фехтования, самая известная саблистка России, которой для полного комплекта наград и регалий не хватает олимпийского золота. Всё идёт по плану, пока на её пути не появляется бывшая юниорка, 19-летняя пигалица Кира Егорова (Стася Милославская), поражающая всех необычной агрессивной техникой фехтования. Колкости из спортивных упражнений перерастают в словесные и даже физические баталии. За всем этим с интересом наблюдает тренер сборной Гаврилов (Сергей Пускепалис), размышляющий, кого отправлять на Олимпиаду в Рио: уходящую на пенсию королеву или стремительно растущую «борзую обезьянку».

Светлана Ходченкова  в роли Александры Покровской на кадре из фильма «На острие»

Светлана Ходченкова  в роли Александры Покровской на кадре из фильма «На острие»

Драматургия спортивных фильмов всегда предсказуема и строится по схеме: новичок- вундеркинд, стремительный рост, тщеславие и гордыня, травма, уныние, мучительное преодоление себя, выход на новый уровень, головокружительная победа. Так и в «На острие», поэтому решительно непонятно, почему над фильмом работала команда аж из шести сценаристов. Возможно, дело в том, что темой для исследования стал не самый известный и совсем не кинематографичный вид спорта – фехтование. Однако один из продюсеров, Михаил Дегтярь, мастер спорта СССР по фехтованию на саблях, и режиссёр Эдуард Бордуков, тоже бывший спортсмен, нашли о чём здесь сказать. И говорить здесь можно о многом, но на первый план выходит тема противостояния двух талантливых людей, да ещё и девушек, да ещё и разного опыта и возраста. Поэтому словесные пикировки здесь, конечно, интереснее, чем спортивные. Юная Кира язвит по поводу пенсионного возраста и последнего шанса Покровской, та в ответ ей шипит по поводу дикости и невоспитанности своей маленькой оппонентки до тех пор, пока молодой талант по вине «королевы» не получает травму, автоматически вычеркивающую её из списка олимпийской сборной.

Стася Милославская  в роли Киры Егоровой на кадре из фильма «На острие»

Стася Милославская  в роли Киры Егоровой на кадре из фильма «На острие»

Эта травма не становится неожиданным сюжетным поворотом, ведь она, как мы уже сказали выше, входит в обязательную программу спортивных киноигр. Здесь она является водоразделом для фильма и становится границей, через которую героини превращаются из непримиримых врагов в неразлучных друзей (переживающая Покровская сама берётся за восстановление спортивной формы Егоровой). Поворотом здесь скорее является превращение тренера Гаврилова из доброго папы Карло в циничного Карабаса-Барабаса, который готов закрывать глаза на травмы и психологические срывы героинь в пользу собственной выгоды. А что ещё вы хотите от стереотипного тренера в спортивном фильме?

Кадр из фильма «На острие»

Кадр из фильма «На острие»

Снято всё это Михаилом Милашиным, до этого работавшим над увлекательным танковым биатлоном в «Т-34», поэтому изначально было любопытно, как можно интересно показать на большом экране спортивное фехтование. Однако ничего сверхъестественного. Предсказуемые рапиды, макрокрупные кадры и CGI-графика, с помощью которой электрические разряды от уколов саблями проходят через ткань формы, кожу и далее по всем пунктам. Из интересного – POV через сетчатую маску фехтовальщика и тяжёлое дыхание, это передаёт напряжение в сотни раз сильнее, чем вся компьютерная графика, вместе взятая.

Светлана Ходченкова  в роли Александры Покровской на кадре из фильма «На острие»

Светлана Ходченкова  в роли Александры Покровской на кадре из фильма «На острие»

Трудно понять, почему для фона борьбы двух величин взято именно спортивное фехтование. Почему бы не снять триллер про пинг-понг? Труд саблистов и правила игры трудно объяснить неофитам. Но команда сценаристов справляется с задачей просто. Половину объясняют спортивные комментаторы, следящие за матчем, половину – дневник, который ведёт Покровская (привет «Престижу» Нолана, повествующему также о противостоянии двух гениев). При таком количестве сценаристов диалоги, закадровые наставления тренеров и банальные рассуждения вроде «Олимпиада – это Эверест, усыпанный трупами» или «Все запоминают только победителя» удручают. Хотя фраза «Боец слева, маску-то надень» в эпоху пандемии звучит как минимум любопытно.

Ситуацию спасает кастинг. Здесь хороша и Ходченкова, играющая саму себя, только через другую профессию, и Пускепалис, переставший играть докторов и перешедший на персонажей с коррозией внутри, но интереснее всего смотреть на исполнительницу второй главной роли. Мы с вами находимся в положении тех же самых спортивных болельщиков, только мы наблюдаем «в прямом эфире» за преображением «обезьянки» в «Русскую Пантеру», то есть за стремительным превращением Стаси Милославской из молодой талантливой актрисы в суперзвезду, и в этом положении мы можем сами себе завидовать. Это действительно увлекательно: месяц назад она находилась на «подтанцовках» в «Стрельцове», сегодня выходит на авансцену наравне с Ходченковой, ещё через месяц ждём её в суперблокбастере «Огонь». Что-то будет.

Текст: Родион Чемонин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?