Нерусский нижегородский

Густопсовый по бразильской аннотации фильм о мексиканских страстях, "Нижний город" Сержиу Машадо на самом деле - тихий и спокойный. В то же время фильм - довольно выразительный, его совершенно нескучно смотреть. Вполне вменяемая бытовая мелодрама, вполне доступная любому из нас и в то же время знающая себе цену. Самое грустное в достоинствах увиденного, что Бразилия тоже ведь вроде бы из "банановых республик", но фильмы в ней снимают отнюдь не нищие духом. У нас ничего похожего не снимают.
Рецензии

Густопсовый по бразильской аннотации фильм о мексиканских страстях, «Нижний город» /Cidade Baixa/ (2005) Сержиу Машадо на самом деле – тихий и спокойный, совсем как «Че Гевара: Дневники мотоциклиста» /Diarios de motocicleta/ (2004) Вальтера Саллеса, который стал продюсером этого полнометражного дебюта своего бывшего ассистента. В то же время фильм – довольно выразительный, его совершенно нескучно смотреть. Вполне вменяемая бытовая мелодрама, вполне доступная любому из нас и в то же время знающая себе цену. Самое грустное в достоинствах увиденного, что Бразилия тоже ведь вроде бы из «банановых республик», но фильмы в ней снимают отнюдь не нищие духом. У нас ничего похожего не снимают.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Нижний город"

Симпатичная подавальщица в провинциальной придорожной забегаловке (Алиса Брага) просит заезжих владельцев ржавой моторной лодки, негра (Лазаро Рамос) и белого (Вагнер Мора) довезти ее до провинциальной столицы. Денег у нее нет, и речь сразу не о том, сколько она заплатит. Речь о том, сколько заплатят ей, за то что она в дороге будет обслуживать обоих. На корме у моторки есть койка за загородкой, парни тянут две спички, первым к девице отправляется белый. Это, конечно, сыграет свою зловещую роль, потому как секс – он первичный, но на данный момент второй стоит у ржавого штурвала и слушает все положенные звуки. А потом они с белым меняются местами, сексуальные звуки повторяются до столицы, и никто не обижен, знакомство продолжается и даже крепнет после случайного кровопролития. Черный спас белому жизнь, девица устроилась танцевать в припортовый дешевый стрип-клуб, ребята проводят там каждый вечер после поисков заработка. Характерная реплика от сотрудницы: «Вы ее ждете? Не ждите, она с америкосом, он VIP-клиент. Платит сразу, только встает у него не меньше получаса».

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Нижний город"

Но, естественно, как-то раз они сойдутся трое в одном ночном пространстве, и девице придется выбирать. А она выбирать не хочет. Не из корысти или кокетства – у обоих тоже денег нет. Она категорически не способна выбрать между черным и белым, как мать между родными детьми. И начинающиеся дальше единство и борьба противоположностей опять же нежеланны. Ребята друг к другу нормально относятся, а к сложившейся ситуации – именно как к густопсовому бреду бразильскому. И пусть вас не пугает звук слова «мокрощелка» – оно в контексте. И пусть даже забрезжила мафия, пусть белый стал грабить аптеки, чтобы подняться на лекарствах, черный пошел на боксерский ринг, чтобы честно разбогатеть, а девица беременна от всех сразу и кое-кого убили – конец все равно приличный. Он не берет на себя больше, чем местные реалии. Он исходит не из страстей, а из всей нашей тяжелой жизни.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Нижний город"

Весь фильм вся «треугольность» настолько очевидна всем присутствующим, что полностью погребена под разницей характеров и маленькими радостями. Белый – он в принципе поподонистей, сто раз сдаст, один чудом остановится. Негр – наоборот, этакий интеллигент от сохи, лишь однажды прокололся. Тем не менее, даже разница характеров в фильме почему-то не изменяет норме. Даже главный мафиози – нормальный мужик, только денег хочет. Но стрелять он совсем не хочет и не будет. А девица – отнюдь не Памела Андерсон. Она тоже – такая же, как все, просто все у нее на месте, ноги, задница, бюст и фейс. Единственное удивляющее – как в такой портовой грязи волосы у нее всегда белые и пушистые. Но, короче, все, влипшие в ситуацию, будучи вроде бы быдлом, безграмотным и бесстыдным, ведут себя, словно в лучших домах Лондона. И все это – невзирая на откровенный секс, убогий быт, криминал и отсутствие условностей. Кто третий лишний, они решают, как теорему Пифагора. То есть каждый – натурально Пифагор, и никто из себя ничего не изображает, и принцип «а жить-то надо» является руководящим для сюжетосложения. Поэтому и получился нетривиальный сюжет.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Нижний город"

Ситуация после тристанов с изольдами, сирано с де бержераками, страданий с юными вертерами и маленьких хозяек с большими домами все равно тривиальная, но что нам недоступно – так это, что маленькими радостями могут быть кадры задымленного стриптиза, замызганной моторки и квартирки без водопровода. Квартирка уютная, не взирая на то, что требует ремонта, и монтаж идет за радостью от жизни, а не от рекламных роликов. Режиссер не стесняется портовой нищеты, наоборот, любуется везде, где может любоваться. Отсюда нетривиальность вывода, что два мужика при бабе тоже могут стать нормой, если люди нормальные. Если там, у себя в Бразилии, они, в отличие от нас, жить не боятся.

10.05.2006 Текст: К.Тарханова
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00