Наверх
Люди Икс: Тёмный Феникс Рокетмен Люди в черном: Интернэшнл История игрушек 4 Дитя робота Детские игры План побега 3 Проклятие Аннабель 3 Проклятие плачущей Дылда

«Незамутненный совестью, жалостью или иллюзиями морали»: За что «Чужого» Ридли Скотта так любят академики и ученые

За последние четыре десятилетия о «Чужом» были написаны десятки книг, сотни журнальных статей и бесчисленное количество лекций для высших учебных заведений. Ни один фильм не был удостоен такого внимания со стороны академиков и ученых — история Ридли Скотта о кровожадном пришельце, преследующем экипаж космического корабля, опередила в этом плане даже такую классику, как «Психоз» Альфреда Хичкока и «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса.

Кадр из фильма "Чужой"

Кадр из фильма "Чужой"

В год сорокалетия с выхода фильма количество статей и активностей только увеличится — например, в Бангорском университете в эти дни проходит симпозиум, посвященный картине. Спикеры выступят с докладами на тему «“Чужой” и раса, этническая и иная принадлежность»; «“Чужой” и психоанализ»; и «“Чужой” и неолиберализм, постиндустриализм и рост многонациональных корпораций».

Создатели фильма вовсе не стремились получить признание среди ученых — Ридли Скотт утверждал, что приступая к съемкам в конце семидесятых, ставил себе целью снять «прямой, захватывающий триллер и всех напугать до усрачки». А началось все в 1980 году. Уважаемый в академических кругах журнал Science Fiction Studies посвятил целый номер «Чужому» — событие, сравнимое с тем, как в 1956 году французские кинокритики из Cahiers du Cinema посвятили целый номер Альфреду Хичкоку. С тех пор публикации и теории о фантастическом хорроре растут как снежный ком. Приведем здесь основные из них.

Кадр из фильма "Чужой"

Кадр из фильма "Чужой"

«Чужой» как фрейдистский кошмар

Фильм Ридли Скотта и образы, созданные художником Хансом Руди Гигером, насыщены референсами и отсылками к известной теории Зигмунда Фрейда к психосексуальному развитию человека, начиная с одной из самых впечатляющих сцен в истории кино — родов монстра из чрева мужчины-астронавта.

via GIPHY

«Рождение Чужого из живота Кейна играет на том, что Фрейд называл распространенным заблуждением о родах среди детей, будто бы мать каким-то образом оплодотворяется через рот», — писала Барбара Крид, профессор Мельбурнского университета, в своей статье «Ужас и чудовищная женственность: воображаемое отвращение» (Screen, Vol. 27, 1986).

Кадр из фильма "Чужой"

Кадр из фильма "Чужой"

«Эта сцена не смогла быть еще более прямо привести к образности фобии из учебника Фрейда: вагина с зубами зажимает и съедает заживо интрузивный фаллос, делая его бессильным, кастрированным», пишет Ребекка Белл-Метеро о сцене, в которой Кейна насилует орально напоминающий скорпиона монстр, прицепившийся к его лицу. Это нелицеприятное оплодотворение Кейна и последующее рождение Чужого — самые явные примеры сексуальной неразберихе, творящейся в фильме.

 

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Оглавление:
 22

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть