О Беловых начистоту

Талантливый жанровый дебют и, возможно, лучший отечественный хоррор последних лет.

Рецензии

Тварь
Тварь (2019)

драма, триллер, ужасы
Режиссер: Ольга Городецкая
В ролях: Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Севастьян Бугаев, Ян Рунов, Евгений Цыганов
Премьера: 28 ноября 2019 года

Несколько лет назад у Полины и Игоря Беловых пропал сын. Не смирившись с болезненной утратой, убитые горем родители едут в загородный христианский приют. Пока муж знакомится с обитателями детского дома, Полина, в ужасе узнающая черты любимого Вани в лице каждого ребёнка, выбегает на улицу и вдруг слышит выстрел из подвала. Спустившись, женщина видит мужчину с простреленной головой, а рядом — страшного мальчика, огороженного решёткой, который ходит на четвереньках и рычит, как животное. Теперь одичалый ребёнок — их новый Ваня, новый любимый сын. Знакомые говорят, что занятия и забота помогут ему стать как все. Но Игорь чувствует в нём нечто зловещее и нечеловеческое.

Кадр из фильма «Тварь»

Кадр из фильма «Тварь»

Во второй половине XX века семья перестала быть центральной темой комедии и попала под радары хоррора, который лучше других жанров мог показать её неминуемый кризис. «Техасская резня бензопилой», «Омен» или «Ребёнок Розмари» подчеркивали надлом в системе, а изображение малой ячейки общества становилось всё радикальнее и извращённее. Проблематика настолько глубоко проникла в жанр, что сейчас чуть ли не каждый второй ужастик апеллирует к семейным вопросам. В России, где современные реалии могут стать отличной почвой для таких фильмов, эта тенденция прослеживается тоже («Невеста», например, рассказывает о таинственном свадебном обряде, который должна пройти героиня, чтобы её приняли родители жениха), но почти всегда хромает реализация.

Кадр из фильма «Тварь»

Кадр из фильма «Тварь»

«Тварь» Ольги Городецкой — новый отечественный хоррор про семью — это кино компромиссное, работающее на стыке западной и российской традиций, а потому и не чисто национальное. С одной стороны, сеттинг урбанистической России, намёки на фольклорные элементы и актуальные для страны вопросы сиротства. С другой — утрированные семейные и личностные проблемы, которые будут понятны даже в Южной Корее, где картину, кстати, тоже покажут, смешение эстетики российской действительности с киношными образами (старый христианский приют в готическом стиле посреди провинции) и следование конвенциональному сюжету.

Кадр из фильма «Тварь»

Кадр из фильма «Тварь»

У Городецкой две эти ипостаси сталкиваются довольно аккуратно. Хотя многие русские хоррормейкеры при таких раскладах из раза в раз наступали на одни и те же грабли: например, создатели франшизы «Пиковой дамы», где чрезмерно шаблонная история про бугимена и забугорная эстетика нивелировали редкие самобытные решения. Вопрос тут, разумеется, не в том, кто покажет больше берёзок и вместит в хоррор настоящую русскую душу. А скорее в том, что отечественные фильмы ужасов недостаточно осмысляют или неумело реализуют и сюжетный, и кинематографический шаблоны.

Кадр из фильма «Тварь»

Кадр из фильма «Тварь»

«Тварь» в этом плане кино абсолютно интернациональное. Оно говорит об общей проблеме переноса амбиций на детей и принятии смерти, а все сверхъестественные элементы лишены чёткой культурной принадлежности. Но фильм и не пытается стать исконно русской историей: он просто заимствует готовые сюжеты классики и делает упор на подачу. Тут уже спасают амбиции дебютантки: «Тварь» выглядит как добротный западный инди-хоррор в приглушённых цветах (таких сбалансированных гнетущих оттенков в изображении нашим ужасам как раз не хватало) и, что важнее, включает в себя много оригинальных жанровых приёмов. Это кино не подражает современным голливудским канонам, а обращается к классическим европейским хоррорам с их выразительностью. Городецкая отказывается от обилия джампскейров и создаёт напряжение через резвый давящий монтаж, странную постановку кадров и игру с тенями.

Порой режиссёрка заигрывается и повторяет один и тот же фокус по несколько раз, а под конец в дело всё чаще вступает главный ужас наших ужасов — дешёвая компьютерная графика, которая благополучно уничтожает весь саспенс. При желании «Тварь», как маленького ребёнка, можно ругать за тысячу проступков и проказ. Это действительно динамически неровный, глупый и предсказуемый фильм. Но ему удаётся то, чего не смогли добиться предшественники: впервые за долгое время в отечественном жанровом кино создать зловещую атмосферу, передающую страх кризиса устоявшихся ценностей. Особенно это актуально для общества, где ребёнок становится проекцией желаний собственных родителей, которые не смогли перебороть комплексы. И хотя в случае «Твари» ребёнок — бездушное исчадье ада, никогда не стоит забывать, что ад — это мы сами.

27.11.2019 Текст: Владислав Шуравин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00