Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Обстоятельства непреодолимой силы: обзор первых эпизодов сериала «Перевал Дятлова»

Первый взгляд на амбициозный проект ТНТ с Петром Федоровым в главной роли.

Добавить в закладки

«Стихийная сила, преодолеть которую было невозможно» – подобной размытой формулировкой официально и завершилось следствие по делу о гибели девяти туристов у горы Холатчахль. Перевалом Дятлова место трагедии назвали впоследствии в честь Игоря – руководителя лыжного похода третьей категории сложности. Нетронутая природа Урала, местное племя манси, беглые заключенные, брошенные лесные городки, яркие огни в небе: если бы кто-то нарочно попытался «пришить» все эти факторы к любой другой загадке, ему бы ни за что не поверили – слишком много совпадений для одного клочка земли. Но кажется, что то ли священная, то ли проклятая гора будто нарочно дает почву для каждой теории, среди которых одна фантастичнее другой: от простого схода лавины или более редкого климатического явления до техногенной катастрофы (падения ракеты), НЛО, снежного человека, древних духов и конспирологических происков разведки. Всего версий около семидесяти, они спорят и перебивают друг друга, сливаясь в общий гул протяжённостью в 60 лет. У авторов сериала «Перевал Дятлова» наготове своя, о чем почти сразу же сообщает голос за кадром: «Никто не знает, что произошло на самом деле, никто, кроме меня».

Низкий и глубокий тембр принадлежит майору КГБ Олегу Костину (завораживающий Петр Федоров), на вертолете он прибывает в Свердловскую область, чтобы начать свое собственное расследование. Широкополая черная шляпа, пальто в пол, безупречная белая рубашка и галстук: он выглядит словно сошедший с пленок 40-х годов уставший следователь нуарных детективов. Для глаз, смотрящих из 2020-го, Костин – идеальный невидимый советский герой. И без того загадочному делу, полному белых пятен, он добавляет еще одно, деликатно намекая коллегам, что его никогда здесь не было. Подпись на бумаге о неразглашении поставлена, для всех вокруг он рядовой помощник прокурора, разве что чересчур любопытный. Среди галереи оживших на экране портретов реальных людей Костин – чуть ли не единственный вымышленный персонаж, от начищенных ботинок до удостоверения. Своего рода миф, химера с фронтовым прошлым, одиночеством в настоящем и непреодолимой тягой к непознанному. Как известно, каждому Малдеру нужна своя Скалли, и Костин не исключение: между осмотром места гибели и гастролями по кабинетам появится медэксперт Катя, которая займется вскрытиями тел погибших, а заодно мгновенно попадет под силу магнетизма агента КГБ.

Петр Федоров на кадре из сериала «Перевал Дятлова»

Петр Федоров в образе майора КГБ на кадре из сериала «Перевал Дятлова»

Но это только присказка, сказка будет впереди: стоит закончиться первой серии, как экран сожмется до квадрата, а цветовая гамма ограничится черным и белым. Вот и сами дятловцы, живые, радостные, воодушевленные своей экспедицией, бродят по коридорам уральского политеха и садятся на поезд, поют песни и идут в кино. Такая чехарда задумана авторами проекта Валерием Федоровичем, Евгением Никишовым и Ильей Куликовым на все восемь эпизодов: серии после трагедии и серии до нее дробятся на четные и нечетные. В монохромном мире туристов долгожданная и нежно любимая хрущевская оттепель оживает музыкой, ракурсами камеры, переходами и ласковой шершавостью пленки. Лица молодых актеров, их оторопелая юность, привычка смотреть друг другу в глаза и громко смеяться попадают и в дыхание киноязыка рубежа 50-60-х, и в черты прототипов: в трогательной Марии Мацель мгновенно узнается Зина Колмогорова, а Иван Мулин ловит улыбки и недоверчивую строгость самого Игоря Дятлова. Большая часть сцен черно-белой хроники воссоздана по записям из дневников дятловцев, в том числе упомянутой Зины – именно ее рукой зафиксирована на бумаге радость первых путевых песен.

Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Стилизованные эпизоды с дятловцами снимали Павел Костомаров и Степан Гордеев, а постановкой расследования КГБ занимались продюсеры «Перевала» Валерий Федорович и Евгений Никишов – трое из них сейчас пожинают плоды громкого успеха другого своего проекта, «Эпидемия», который недавно вышел на Netflix и собрал массу положительных откликов по всему миру. Уготована ли подобная судьба и этому проекту, пока рано прогнозировать, но с первых кадров бросается в глаза масштабная подготовка к производству. Перед началом съемок была проделана скрупулёзная работа с архивами, документами, фотографиями и прочими артефактами памяти трагедии, доступ к которым получили создатели (хотя вряд ли им удастся избежать критики знатоков). Шапки, рюкзаки и фляжки, подозрения, нюансы, даже краткое камео однокашника дятловцев Бориса Ельцина аккуратно раскиданы по обеим сторонам судьбоносного таймлайна. Среди молодых туристов особняком встанет Золотарев – самый противоречивый участник группы (потрепанный и улыбчивый Егор Бероев). Представляется Сашей, а по документам Семен: его в последний момент приставили к Дятлову, официально – чтоб получить мастера спорта, но заподозрят в нем как минимум особиста (контрразведчика).

Золотарев и Костин никогда не встретятся, но есть между ними и кое-что общее — прошлое на Великой Отечественной войне. Каждый из двоих за службу награжден эпизодом продолжительного флешбэка, в которых обоим было суждено столкнуться на фронте с материями мистическими, оккультными, лежащим за гранью рационального. Костина преследует число 31, выбитое на запястье то ли призрака, то ли ожившего мертвеца в заброшенном замке, оккупированном немцами. Золотарев носит кольцо, которое будто может уберечь от смерти, – сувенир от пленных фашистов, которым чуть не удалось его расстрелять. Необъяснимое предчувствие страшного конца проникает и в сны Юрия Юдина (Максим Костромыкин) – единственного уцелевшего дятловца: в последний момент идти в поход он отказался, вроде как нога подвела. Образы в его голове кричат о смерти товарищей, но суевериям и предрассудкам никто не поверит, как и предостережению местной жительницы. Промоматериалы подсказывают, что без загадочных огней над горой Отортен сериал тоже не обойдется, но к чему это приведет туристов и следствие, пока непонятно. Авторы вышли на благодатный путь догадок и интерпретаций, но в то же время затрагивают и более тернистую тропинку осмысления советского прошлого. Костин, Золотарев и даже Катя – люди с отпечатком войны на душе и теле, а потому совершенно иные, со своим краеугольным камнем травмы (личной и мировой), который обточить под силу только времени. Дятловцы же, напротив, поколение новое, светлое, студенты- старшекурсники и молодые выпускники, большая часть из которых родились во второй половине 30-х, ходили на свидания уже при Хрущеве, а через два года могли бы увидеть и первый полет Гагарина в космос.

По двум сериям сложно предположить, куда именно в поисках трактовки заведут интерпретации авторов, да и неблагодарное это дело – строить догадки, но с главной функцией пилоты каждого из сюжетов справились – хочется поскорее увидеть, что будет дальше.

Премьера сериала состоится на ТНТ и на сервисе Premier 16 ноября.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?