
Неровная, но трогательная драмеди в духе «Пролетая над гнездом кукушки» (но без сестры Рэтчед!).
Граффитиста Лёшу (Григорий Верник) подозревают в попытке суицида и отправляют на неделю на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Молодой человек то ли упал случайно, то ли прыгнул вниз с недостроенной заброшки на глазах у сторожа. В медучреждении Лёша знакомится с улыбчивым и открытым Костей (Андрей Максимов), который всю жизнь провёл в четырёх стенах. У пациента расстройство аутистического спектра. Когда Лёша возвращается домой, Костя сбегает из больницы, чтобы воссоединиться с другом.
Постановщик Владислав Иконников получил на «Пилоте» награду за лучшую режиссуру. За сценарий отвечал Дмитрий Видавский — автор сериалов «Трудные подростки» и «ФК Родина». Иконников не первый раз рассказывает о герое с особенностями, психическими или врождёнными заболеваниями. Первым коротким метром постановщика было «Уличное освещение», участвовавшее в последнем «Кинотавре». Главную роль в душевной картине исполнял актёр с синдромом Дауна Григорий Данишевский. Иконников умеет работать с непростым материалом, в котором социальная значимость и искренние эмоции идут рука об руку.
В прошлом году на «Пилоте» приз лучшему актёру получил Лев Зулькарнаев из сериала «Она такая классная». Актёр играл молодого человека с расстройством аутистического спектра, который отправился с друзьями в большое путешествие. Теперь схожий образ на экране создаёт партнёр Зулькарнаева по «Слову пацана» Андрей Максимов, также известный по роли Фишера в леденящем душу одноименном триллере. В сериале даже есть удачная шутка с намёком на запоминающийся перформанс артиста. Как и в прошлом году, казалось, что награда лучшему актёру достанется исполнителю роля человека с особенностями. Однако жюри отдало приз Сергею Марину из «Дорогого Вилли».
Пилот «Нормального» получился исключительно неровным. Авторы пытаются уместить в часовом хронометраже несколько связанных сюжетных линий, мало что объясняя зрителю. Помимо нежной и неординарной дружбы Кости и Лёши мы наблюдаем за мамой граффитиста Майей (Елена Николаева), которая с помощью вебкама пытается заработать денег на лечение внука. У сына Лёши Славы (Нил Бугаев), как и у Кости, расстройство аутистического спектра. Также авторы показывают расстроенную молодую женщину Кристину (Анна Завтур), которая давно знакома с Лёшей. Лишь в последние минуты первого эпизода складывается полная картина событий. Возможно, в дальнейшем повествование обретёт необходимую стройность.
«Нормальный» не стесняется повторять знакомые сюжетные тропы. Дружба человека, случайно оказавшегося в психиатрической больнице, и пациента, который не знает, что такое свобода, тут же заставляет вспомнить «Пролетая над гнездом кукушки». Однако, в отличие от шедевра Милоша Формана, в отечественном сериале мир медицинского учреждения не показан как филиал ада на земле, своей сестры Рэтчед тут нет. Да и Лёша далеко не Рэндл Патрик МакМёрфи. Авторы проекта целятся в семейную аудиторию, поэтому не уходят в социальную драму и реалистичные подробности. Скорее Иконников хочет обратить внимание на относительность нормальности, на необходимость пересмотра наших устаревших представлений. Нет никакого смысла держать Костю в неволе. Молодому человеку нужны забота, тепло и внимание, которые пациент находит в Лёше и в семье нового знакомого. Костя показан большим ребёнком, который искренне верит, что мама уже много лет перекладывает пингвинов Антарктиды с живота на спину.
Отечественный сериал страдает от штампов. Каждый раз как на экране появляется Костя, в кадре звучит щемящая мелодия для пианино. Как и центральный персонаж «Человека дождя» с расстройством аутистического спектра, в «Нормальном» Костя тоже является савантом и в уме перемножает двух- и трёхзначные числа. Довольно распространенный в кино стереотип на деле не является обязательным сопутствующим «симптомом» диагноза.
«Нормальному» хочется многое простить за освещение важной темы и достойный юмор. Стоит зрителю немного заскучать, как на экране в камео-эпизоде появляется певец Шура. Забавнее пациента психиатрической больницы среди представителей отечественной поп-эстрады не придумать. Авторы не дотягивают до уровня «Арахисового сокола», но явно смотрели душевный бадди-муви. Может быть, истории только дружбы было бы достаточно.