Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Рецензия на фильм «Самба»

Второй раз снять «1+1» авторам не удалось. По всем направлениям фильм о буднях нелегалов-эмигрантов получился недотянутым, непродуманным, недоигранным.

5
оценка

Он – сенегалец, десять лет проживший во Франции, но так и не получивший вид на жительство. Она – француженка, посвятившая себя неблагодарной работе, отнявшей у нее личную жизнь и приведшей к нервному срыву. Он оказывается в лагере для нелегальных мигрантов, она там же занимается оформлением. Ему во что бы то ни стало нужно остаться в стране, ей нужен кто-то, кто вернул бы веру в жизнь и в людей, однако законы не позволяют ей помочь новому знакомому, а ему предрассудки запрещают проявить к своей доброжелательнице теплые чувства. Только совместные неприятности могут свести этих людей вместе, и они не заставляют себя ждать…

Кадр из фильма "Самба"

Кадр из фильма "Самба"

С момента выхода в мировой прокат главного французского кинотеатрального хита 2011 года под названием «1+1» зрители и критики принялись превозносить дуэт сценаристов и постановщиков, подаривший миру историю чернокожего хулигана, ставшего лучшим другом парализованного белого миллионера. Никто после просмотра фильма особенно не интересовался, что это за люди – Оливье Накаш и Эрик Толедано, что у них за плечами, какие перспективы впереди. Мир просто прогнулся перед обаянием Омара Си и уверовал в чудо. Мы же подождали выхода в прокат драмеди «Самба», первого фильма Накаша и Толедано после «1+1», и веру в чудо утратили.

Кадр из фильма "Самба"

Кадр из фильма "Самба"

Начать стоит с того, что «Самба» бессовестно повторяет главный драматический прием своего предшественника, как и в «1+1», картина построена на контрастах – женщина и мужчина, местная и нелегал, белая и черный. Кто-то назовет это «стилем», нам же это видится желанием авторов играть на знакомом поле, возделать еще раз привычную пашню, с которой уже однажды был собран приличный урожай. Увы, войти дважды в одну и ту же реку дано не каждому, и у Накаша с Толедано явно не получилось столь же проникнуться новой историей, как это было четыре года назад. Наверное, авторам очень хотелось не только попасть в эмоции героев, олицетворяющих одиночество в толпе, но и зачерпнуть из колодца социальных высказываний, однако с этим получилось хуже всего – привязка героя к узкому кругу мигрантов-нелегалов сузила выбор и для продвижения сюжета, и для развития характеров. Омару Си, по крайней мере, в этой робе откровенно тесно.

Кадр из фильма "Самба"

Кадр из фильма "Самба"

Зажатость вообще превращает Си в сутулую, забитую серость. Понятно, что сюжет того и требует – нелегал не должен высовываться и выделяться в толпе. Но и вне улицы или работы этот герой не блистает, меньше всего ему хочется сопереживать, за его судьбой даже следить неинтересно. Это же касается и героини Генсбур – эта серая мышка временами дает прорваться своим эмоциям, но выглядят такие «взрывы» нелепо и комично, что тоже никак не располагает к героине. Вместе Самба и Алис выглядят этакими Новосельцевым и Людмилой Прокофьевной из нашего «Служебного романа», с тем лишь отличием, что Рязанов снимал комедию, а Накаш и Толедано своих героев демонстрируют с полной серьезностью.

Кадр из фильма "Самба"

Кадр из фильма "Самба"

Впрочем, нельзя сказать, что кино смотрится исключительно из-под хмурых бровей, юмор в нем случается – чего стоит одна лишь отсылка героини Шарлотты Генсбур к «Нимфоманке». Вот только юмор в «Самбе» не имеет какой-то четкой структуры или размерности. По несколько сцен герои могут вообще не произнести ни одной шутки, затем вдруг разразятся парой гэгов, а во вторую половину фильма вдруг зачем-то включены несколько танцевальных номеров – сколь неуместных, столь и неоправданных. Создается полное впечатление, что авторы просто старались растянуть свой скомканный, простенький сюжет до приличествующих среднестатистическому фильму ста минут хронометража, немыслимо вытягивая скучные сцены и вхолостую проворачивая колесо действий, чтобы по несколько раз проговорить одно и то же.

Конечно, «Самба» – не самое плохое кино. Оно в чем-то довольно актуальное, оно богато шикарными натурными съемками, оно охватывает множество деталей, героев и мелких историй, из которых могут быть построены добротные характеры. Беда его в том, что авторы, кажется, погнались за собственной тенью, а выскочив на свет, оказались не готовы предъявить действительно законченный проект. «Самба» – даром что отсылает зрителя к бразильскому танцу – хромает на обе ноги, сутулится, шепелявит и косит. Слабыми предстают актеры, мучительно сковывает фантазию драматургия – от «1+1» здесь не осталось почти ничего. Остается лишь надеяться, что это не деградация создателей, а отрезвляющая пощечина, которая для всех послужит стимулом отряхнуть блестки былых успехов и заново открыть вкус к жизни и творчеству.

С 19 марта в кино.

Комментарии  151


Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть