Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

«Он нагло присвоил себе цайтгайст шестидесятых». 10 лучших фильмов Питера Фонды

Самой известной ролью скончавшегося на выходных актера из звездной семьи (отец Генри и сестра Джейн) стал образ в «Беспечном ездоке», благодаря которому он олицетворил контркультуру шестидесятых. Но на этом вклад Питера Фонды в кино не заканчивается – его фильмография насчитывает более ста фильмов, и Film.ru выбрал лучшие из них.

Добавить в закладки
«Он нагло присвоил себе цайтгайст шестидесятых»

Кадр из фильма «Дикие ангелы»

Уже родившийся известным, Фонда привлек внимание голливудских продюсеров своими ранними работами в театре и на ТВ, и они предлагали ему роли в елейных мелодрамах. Но молодого актера больше интересовали секс, наркотики и рок-н-ролл. Он нашел отличную возможность воплотить свои интересы на экране в фильме независимого продюсера Роджера Кормана. Его фильм о банде буйных байкеров напоминал мелодрамы о преступниках-подростках 1950-х (вплоть до «Дикаря» с Марлоном Брандо), но Корман меньше напирал на мораль. Именно после «Диких ангелов» Фонда стал одним из важных фигур Нового Голливуда и его образ стал немыслим без «Харлея». А его пламенный спич «Мы хотим упороться и хотим классно веселиться» 25 лет спустя британская группа Primal Scream увековечила в виде сэмпла на гимне эйсид-хауса “Loaded”.

Кадр из фильма «Трип»

Пока друзья отца жаловались, что ролью в «Диких ангелах» он запятнал фамилию, Питер ухватился за историю режиссера телерекламы, решившего попробовать ЛСД. Прочитав сценарий, написанный Джеком Николсона, он со слезами на глазах сообщил жене, что это будет величайший фильм, снятый в Америке. Сценарий пришлось серьезно подкорректировать, потому что его социально-политический размах превышал скромный бюджет Роджер Кормана. В трипе Фонде, которого преследуют две фигуры в плащах, оказывали посильную помощь Брюс Дерн и Деннис Хоппер. Сумбурный и не слишком хорошо выдерживающий проверку временем фильм пользовался огромной популярностью из-за психоделических визуальных эффектов. Это был один из первых психотропных киноблинов, и он не мог не выйти комом.

Кадр из фильма «Беспечный ездок»

После «Трипа» Фонда вместе с Хоппером, начитавшись Джека Керуака, решил закрыть тему с мотоциклами и наркотиками, сняв лучший фильм обо всем этом. В «Беспечном ездоке» насилия стало гораздо меньше, чем в других фильмах о бандитах на колесах – его заменили реалистичные наблюдения о том, как в конце шестидесятых растет разрыв между поколениями в США. Фонда вместе с Хоппером, выступившим здесь режиссером, сыграли байкеров-контрабандистов, колесящих через всю страну и встречающих самых мутных автостопщиков (здесь коронный выход совершил Джек Николсон). Персонаж Фонды получился на редкость уравновешенным, погруженным в себя и величавым – одним словом, клевым. Журнал Playboy позже напишет, что Фонда построил себе мощную репутацию отщепенца. А его отец, легенда экрана Генри Фонда, рассказал, что, увидев первый раз своего сына в этом фильме, вышел из кинотеатра крайне озадаченным.

Кадр из фильма «Рука напрокат»

В своем режиссерском дебюте Фонда продолжил размышлять о том, что свобода – это иллюзия. Он играет ковбоя, который настолько замучен семилетними странствиями, что вынужден согласиться на унизительные условия, которые выдвигает жена, с которой они живут раздельно. Критики презрительно назвали картину «хиппи-вестерном», так как голова Фонды в то время была забита исключительно шестидесятыми и Вьетнамом. Сейчас же он выглядит как незаслуженно забытый ревизионистский вестерн, в котором находится место и мрачной мести око за око, и вдумчивой морали.

Кадр из фильма «Грязная Мэри, сумасшедший Ларри»

В семидесятых Фонда появлялся в основном в боевиках и триллерах второй руки: главным условием было наличие сцены с гонками на машинах. Эта картина – самая веселая из них. Фонда исполняет роль гонщика, грабящего супермаркет вместе с напарником и бывшей любовницей. Весь фильм, по сути дела, представляет одну большую погоню с вертолетами и полицейскими машинами по калифорнийским весям. Больше всех фанатеет от этой картины Квентин Тарантино – ее смотрит героиня Бриджет Фонды (дочь Питера, кстати) в «Джекки Браун», и она прямо упоминается в «Доказательстве смерти».

Кадр из фильма «Гонки с дьяволом»

Здесь, как понятно из названия, к любимым Фондой гонкам подмешиваются еще и опасные сатанисты – героям Питера Фонды и Уоррена Оутса приходится удирать от секты поклонников дьявола, так как они стали свидетелями ритуала жертвоприношения. Тот факт, что все это происходит в техасской глубинке, позволяет сравнить фильм с «Избавлением» Джона Бурмена, тоже демонизировавшим провинциальных жителей. А после демонического успеха «Ребенка Розмари» и «Изгоняющего дьявола» требовалось лишь небольшое усилие воображения, чтобы  скрестить одно с другим.

Кадр из фильма «Мир будущего»

Продолжение экранизации романа Майкла Крайтона «Мир Дикого запада» было разругано прессой, которая жаловалась, что в фильме слишком много роботов и слишком мало мыслей. Но мы-то знаем, что плохая фантастика становится удивительно хорошей, когда как следует состарится. К тому же в этом сай-фай-триллере можно найти одно из первых новаторских использований CGI в художественном кино. Правда, вся эта 3D-анимация сводится к отрывкам из фильма «Рука, анимированная компьютером», снятого в 1972 году будущим со-основателем студии Pixar Эдом Кэтмаллом. Но тем не менее нельзя отказать себе в удовольствии посмотреть на то, как Питер Фонда возится с теплыми ламповыми андроидами.

Кадр из фильма «Золото Ули»

За эту роль Фонда получил свою единственную номинацию на «Оскар» в категории «Лучший актер» - и статуэтка досталась его закадычному другу Джеку Николсону за «Лучше не бывает». Роль овдовевшего пчеловода из Флориды, занимающегося воспитанием внуков, пока его сын отбывает срок в тюрьме, была буквально создана для Фонды. Смотреть за тем, как он размышляет над своими проблемами и ошибками, не менее захватывающе, чем следить за ожесточенной перестрелкой.

Кадр из фильма «Англичанин»

Последние несколько десятилетий Питера Фонду часто звали сниматься как одного из немногих носителей духа шестидесятых. Но мало кто добился того, что получилось у Стивена Содерберга – сам он назвал свой мрачный и атмосферный нуар “смесью Алена Рене и «Поймать Картера»”. Главное лицо «Англичанина» - великолепный Теренс Стэмп, но Фонда навязывает ему достойное противостояние в роли сверхуспешного музыкального продюсера - анти-героя, который, как утверждается в фильме, нагло присвоил себе цайтгайст Южной Калифорнии шестидесятых.

Кадр из фильма «Поезд на Юму»

Джеймс Мэнголд не просто переснял классику вестерна 1957 с крупными современными звездами, но умудрился создать на его почве абсолютно оригинальное произведение искусства. Фильм, основанный на рассказе Элмора Леонарда, выстроен как лабиринт и вместо жанровых клише предлагает вдумчивый разговор о героизме, трусости и возмещении убытков. Если бы Ингмар Бергман заехал бы на Дикий Запад, у него, наверное, получилось бы что-то похожее на «Юму». Фонда исполнил здесь роль пинкертонца, пытающегося помочь в поимке грабителя поездов. И, несмотря на то, что Фонда в кино больше времени провел на мотоцикле, чем в конском седле, смотрится он здесь мужественно и уверенно.


Текст: Илья Миллер
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?