Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

11 выдающихся дорожных комедий

Чеви Чейз в фильме «Каникулы» справедливо заметил: «Почему мы не летим? Потому что дорога – это половина удовольствия!»

Добавить в закладки
Он сказал: «Поехали!»
это половина удовольствия!» Наблюдать за приключениями персонажей дорожных комедий – действительно сущее удовольствие, пускай сами персонажи часто вовсе не рады тому, что опрометчиво ввязались в поездку. Мы выбрали десяток лент, сделавших, на наш взгляд, наиболее весомый вклад в любимый зрителями жанр.

Кадр из фильма «Каникулы»

Кларк Грисвольд много работает и почти не видит свою семью. Решив во время отпуска наверстать упущенное, он покупает новую машину и разрабатывает подробный план поездки из Чикаго в Калифорнию, от которого семья, откровенно говоря, не в восторге: они бы предпочли полететь на Гавайи. Но Кларка не остановить, у него свои понятия об образцовом семейном отдыхе – с хоровым пением под радио, ночевками в мотелях, заездами в разные туристические места и венцом путешествия – парком развлечений «Уолли Ворлд». Вот только все с самого начала идет не так: и машина ему достается не та, о которой мечталось, и семья всю дорогу капризничает, и сексом с супругой заняться в мотелях никак не удается, и бедные родственники не в добрый час подбрасывают лишних пассажиров – вздорную капризную тетку с собакой, и американская глубинка оказывается населена вовсе не добрыми самаритянами, да еще наличность кончается в самый ответственный момент…

Кадр из фильма "Каникулы"

Тем не менее Грисвольд твердо намерен воплотить задуманное и ради этого готов пойти на все. Сюжет, написанный королем комедий 80-х Джоном Хьюзом по мотивам своей детской поездки в Диснейленд и поставленный режиссером «Охотников за привидениями» Хэролдом Рэмисом, понравился зрителям и критикам настолько, что породил целую серию сиквелов разной степени удачности и сделал Чеви Чейза звездой, а сегодня в Голливуде выпекается ребут, в котором аналогичную поездку через Штаты предпримет уже повзрослевший сын Грисвольда Расти (в исполнении Эда Хэлмса). Среди прочего «Каникулы» примечательны ролями молодых Джона Кэнди и Юджина Леви – для тех, кто привык воспринимать последнего исключительно как «папу из "Американского пирога"», лента 1983 года должна стать интересным экскурсом к истокам его кинокарьеры.

Что касается Джона Хьюза, то он впоследствии подарил миру еще одну эталонную дорожную комедию, написав сценарий фильма «Самолетом, поездом, автомобилем» о вынужденном совместном путешествии двух очень разных мужчин (впоследствии похожую идею реализовал в фильме «Впритык» Тодд Филлипс, не случайно называемый «Джоном Хьюзом наших дней»). Кто не видел, тот много потерял.

Кадр из фильма «Тупой и еще тупее»

Поехать через всю Америку? Легко! Для этого нужен только повод подходящий. У водителя лимузина Ллойда Кристмаса из Провиденса такой повод есть: он влюбился в одну из своих пассажирок, которую вез в аэропорт, и когда обнаружил, что девушка забыла в аэропорту свой кейс, решил во что бы то ни стало отдать ей его лично. Правда, для этого надо пересечь всю страну, ведь Мэри улетела в калифорнийский Аспен. Гарри, друг Ллойда, соглашается составить ему компанию, и средство передвижения у него есть – декорированный «под собаку» меховой микроавтобус.

Кадр из фильма «Тупой и еще тупее»

А приключения, понятно, не заставляют себя ждать: придурочные приятели сбиваются с дороги, торгуют дохлыми попугаями, бегают от бандитов, поят полицейского уриной, меняют микроавтобус на мотороллер и совершают много других идиотских поступков, сполна оправдывающих название фильма. О том, что перевозимый ими чемоданчик набит деньгами, туповатые друзья даже не догадываются.

Кадр из фильма «Тупой и еще тупее»

Дебютная работа знаменитых комедиографов братьев Фаррелли стала одним из трех самых успешных ранних фильмов Джима Керри (вместе с «Эйсом Вентурой» и «Маской»), показала зрителям с неожиданной стороны «серьезного» актера Джеффа Дэниелса и обнажила тот факт, что дебилы тоже могут быть обаятельными.

Изрядно покромсанное цензурой творение Фаррелли, по сей день стабильно собирающее зрителей у телевизора, было выпущено на DVD в полном варианте только в 2006 году (фекалий, соплей и генитальных шуток стало гораздо больше), до того успев породить среди фанатов модный бум на кретинские костюмы ядовитых цветов и подбив студию New Line на изготовление мультсериала и довольно позорного приквела с другими актерами в ролях молодых Гарри и Ллойда. К 20-летию «Тупого и еще тупее» Фаррелли уломали Дэниелса и Керри тряхнуть стариной: снятое ими продолжение снова отправляет стареющих придурков в дальнюю дорогу на знаменитом меховом автобусе. Премьерная дата в России – 1 января 2015-го.

Кадр из фильма «Дорожное приключение»

Вопреки мнению многих, «Впритык» с Заком Галифианакисом и Робертом Дауни-младшим – не первая дорожная комедия режиссера Тодда Филлипса; задолго до нее было «Дорожное приключение» с Брекином Мейером, Томом Грином, Шоном Уильямом Скоттом и Эми Смарт. По сюжету вчерашний школьник Джош учится в университете Итаки, вдали от своей девушки Тиффани, проходящей обучение в Техасе, и в один день умудряется совершить сразу три ошибки: переспать с другой студенткой, записать любовный акт на камеру, да еще и перепутать кассеты, отправив Тиффани на университетский адрес порнуху вместо видеопризнания в любви. Теперь, наплевав на грядущий экзамен, дамокловым мечом висящий над головой, бедняга с друзьями, по вине которых произошла путаница, несется через всю страну – надо перехватить кассету, прежде чем та дойдет до адресата, иначе случится страшное!

Кадр из фильма «Дорожное приключение»

Лента вышла еще до разгула туалетного юмора нулевых, но и здесь есть на что посмотреть (особенно в режиссерской версии): омерзительный секс, Грин с мышью во рту, ресторанная еда, побывавшая в трусах официанта, и другие прелести рейтинга R не оставят вас равнодушными. Обязательное режиссерское камео Тодда Филлипса присутствует, и в целом идейный сор, из которого впоследствии выросла трилогия «Мальчишник в Вегасе», представлен в фильме вполне наглядно.

Любопытно, что Эми Смарт после этого сыграла еще в двух культовых лентах, которые с некоторыми оговорками тоже можно отнести к дорожным комедиям, – «Крысиные бега» Джерри Цукера (опять же вместе с Мейером и Сетом Грином, который позже сыграл в «Секс драйве») и «Трасса 60» Боба Гейла. Королева роуд-мувиз – есть, оказывается, и такое амплуа.

Кадр из фильма «Солнце Ацтеков»

Молодой преподаватель физики Даниэль совсем уж было приготовился провести лето в городе, но, повстречав прекрасную турчанку Мелек, решил, что это его судьба – и рванул к ней из Германии в Стамбул, мечтая объясниться в любви. Пикантности поездке добавляет тот факт, что к учителю в попутчицы напросилась знакомая по имени Юли, давно сохнувшая по нему, но никогда не имевшая возможности остаться с учителем наедине.

Казалось бы, где любовный треугольник, там и драма, но немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин умело выстраивает хеппи-энд, никого не обидев, умудрившись закрутить напряженный сюжет без единого отрицательного героя и еще как-то при этом обойдясь без тонны сахарина, которым обычно перенасыщено большинство т.н. «добрых» комедий. Мориц Блябтрой, ранее известный зрителям главным образом как мелкий мафиози из другого выдающегося роуд-муви – «Достучаться до небес», – здесь наконец-то показывает, на что способен, не менее замечательна и его экранная попутчица Кристиана Пауль, выглядящая идеальным выбором на роль Юли. Сам Акин, сумевший и тему Европы раскрыть, и перед своей исторической родиной ножкой шаркнуть, появляется во второй половине фильма в небольшом камео румынского пограничника.

Кадр из фильма «Гарольд и Кумар уходят в отрыв»

Дорога может завести очень далеко, даже если ты не планируешь на вечер ничего сложнее похода за гамбургерами. Накурившись марихуаны, друзья Гарольд и Кумар решают подкрепиться в закусочной White Castle, но путь к ней оказывается долог и извилист. По дороге азиату и индийцу предстоит побывать в полиции, в операционной и на студенческой вечеринке, встретиться с енотом, лесными свингерами и патрульным-расистом, подвезти объевшегося «экстази» актера Нила Патрика Харриса, оседлать гепарда и полетать на дельтаплане.

Фильм Дэнни Лейнера не был суперхитом в прокате, но понравился критикам и имел успех на хоум-видео, породив два симпатичных сиквела (Харрис появился в обоих, причем ввиду популярности своего персонажа в третьей серии получил уже не камео, а полноценную роль) и заставив зрителей наконец-то выучить имена Кэла Пенна и Джона Чо. «Эй, счастливого Рождества, парни, – говорит Нил Патрик Харрис в “Убойном Рождестве Гарольда и Кумара”. – Увидимся в четвертой части». Комедии, понятно, на то и комедии, чтобы в них шутить, но чем черт не шутит – вдруг и правда соберутся да снимут?

Кадр из фильма «Евротур»

Американский студент Скотт Томас, уже несколько лет состоящий в онлайн-переписке с жителем Германии Майком, с помощью которого совершенствует свой немецкий язык, неожиданно узнает, что на самом деле под мужским именем все это время скрывалась блондинка по имени Мики. И она не против познакомиться поближе! Скотт так сильно хочет увидеть Мики живьем, что готов ехать в Европу прямо сейчас.

Кадр из фильма «Евротур»

С ним отправляется «группа поддержки» – четверо друзей-лоботрясов, которых очень привлекает возможность посетить Лондон, Париж, Амстердам, Братиславу, Берлин, Рим и Ватикан и глотнуть свободы и вседозволенности, которыми столь знаменит Старый Свет. В программе – посещение квартала «красных фонарей», печенье с марихуаной, встреча с фанатами «Манчестер Юнайтед» и другие чисто европейские развлечения, местами придающие поездке довольно экстремальный оттенок.

За «Евротур», сочиненный и поставленный режиссером-дебютантом Джеффом Шаффером вместе с соавторами сценария Алексом Бергом и Дэвидом Мэнделом, сражались многие студии, но победила в этой схватке Dreamworks – как результат, картина по сей день фигурирует в топах лучших молодежных комедий этого века. В кинотеатрах, однако, «Евротур» успешен не был: снятый без участия звезд (не считая камео Винни Джонса и Мэтта Дэймона), он провалился в американском прокате, обретя вторую жизнь уже после выпуска на DVD. Среди возможных названий рассматривались «Гадкие американцы», «За пригоршню евро», «Чего хочет фрау», «Поездка за бугор» и «Европа за 7 долларов в день»; к счастью, авторы вовремя вспомнили, что краткость – сестра таланта.

Борат
Борат
Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan , 2006
Режиссер: Ларри Чарльз

Кадр из фильма «Борат»

Наивный казахский тележурналист, путешествующий в фургоне мороженщика и за весь фильм ни разу не постиравший свой мышиного цвета пиджак, – это Борат Сагдиев. Он приехал в Америку с целью вполне официальной – помочь своей стране перенять культурные ценности США, – но увидел по телевизору Памелу Андерсон и безвозвратно влюбился. План поездки летит под откос, Борат ссорится с продюсером и тайком от начальства отправляется через все Штаты в Лос-Анджелес на встречу со своей избранницей. В пути будет много интересного: родео, обряд экзорцизма, братание с рэперами, исполнение антисемитских песен, свидание с чернокожей проституткой и диспут с молодыми учеными о женском непостоянстве…

Кадр из фильма «Борат»

Все это тем более забавно, что «Борат», ставший звездным часом режиссера Ларри Чарльза и британского телеведущего Саши Бэрона Коэна, по сути своей лишь наполовину художественный фильм, а на другую половину – энциклопедия американской жизни, набор подстроенных ситуаций с участием реальных обывателей, демонстрирующих, что за фасадом американского благополучия и толерантности по прежнему хватает болячек – шовинизма, сексизма, нацизма и прочих «измов», равно как и откровенной глупости. По словам авторов ленты, во время съемок шокированные поведением иностранца граждане столько раз вызывали полицию, что Коэн только каким-то чудом не оказался на нарах. Но риск, как показало время, того стоил.

Стоит также добавить, что в 2013 году по стопам Ларри Чарльза пошел режиссер «Чудаков» Джефф Треймейн со своим «Несносным дедом», и тот даже собрал в прокате очень хорошие деньги, вот только «Бората» хочется время от времени пересматривать, а поделку о матерящемся старикане, разъезжающем по стране с внуком и шокирующем простых американцев своими антипедагогичными выходками, – ничуть. Как говорится, почувствуйте разницу.

Кадр из фильма «Секс Драйв»

Снимая комедию «Секс драйв» молодой режиссер Шон Андерс даже не пытался скрывать, что это такой «"Евротур" на американских локациях». Его лента вобрала в себя многие сюжетные элементы картин-предшественниц: протагонист-девственник в погоне за виртуальной любовью, сопровождающие его друзья, угон транспорта, стычка с мстительными байкерами (привет «Реальным кабанам!») и прочие «приятные» встречи по пути, а также мораль, лучше всего сформулированная Боратом из одноименного фильма: «Если гоняйся за мечта, особенно за мечта с пластмассовый грудь, то можешь не замечай настоящий красота, тот, что рядом с глаза». Есть, впрочем, в «Секс драйве» и изюминки, заставляющие закрыть глаза на вторичность рассказываемой истории, – такие, например, как резервация амишей-неолуддитов, умеющих чинить спортивные авто и оттягиваться на рок-концертах, или камео Джеймса Марсдена в образе жгучего гомофоба.

Режиссер Андерс впоследствии развил успех, сочинив сценарии еще двух дорожных комедий – «Тупой и еще тупее 2» и «Мы – Миллеры». Последняя рассказывает о поездке наркокурьера-дилетанта в Мексику за большой партией марихуаны (складывается ощущение, что после «Укуренных» и «Гарольда и Кумара» дорожная комедия без конопляного дыма – это просто деньги на ветер) и его "высоких" отношениях с поддельной «семьей», взятой с собой для маскировки. Маст си, мы считаем.

Кадр из фильма «Добро пожаловать в Zомбилэнд»

В результате эпидемии мутировавшего коровьего бешенства Америка оказывается выкошена нашествием зомби. Выживших людей очень мало, они друг другу не доверяют и стараются не сбиваться в группы. Тем не менее студент Коламбус, вольный стрелок Таллахаси и две сестры – Вичита и Литл-Рок – решают объединиться для опасной поездки через Америку. Сестры хотят добраться до парка развлечений Pacific Playland, где вроде бы нет зомби, Коламбус желает выяснить судьбу своих родителей, а Таллахасси грезит о любимых батончиках «Твинкиз», которые уже несколько месяцев не производятся, но, возможно, еще отыщутся в кладовой какого-нибудь провинциального магазина.

Кадр из фильма «Добро пожаловать в Zомбилэнд»

Поскольку Рубен Фляйшер снимал не просто дорожную комедию, но и зомби-экшен в том числе, перед изображенной им «веселой поездочкой» в парк развлечений снял бы шляпу даже сам Кларк Грисволл из «Каникул». Мрачных гэгов добавляют Эмбер Херд и Билл Мюррей, появляющиеся в весьма интересных камео.

Интересно, что изначально сценаристы Ретт Риз и Пол Верник планировали сделать телесериал, но в итоге сценарий написанного ими «пилота» было решено конвертировать в «полный метр». Попытка раскрутить телешоу уже после успеха «Зомбилэнда» снова провалилась (компания Amazon проспонсировала «пилот» с неизвестными актерами в главных ролях, оценила результат и решила «зеленый свет» проекту не давать), поэтому теперь Фляйшер обещает продолжение в виде полнометражного сиквела. Вернутся ли к своим ролям Джесси Айзенберг, Вуди Харрельсон, Эмма Стоун и Эбигейл Бреслин, пока неизвестно.

Кадр из фильма «Клоун: Фильм»

Для тех, кому голливудские изделия кажутся пресноватыми, датчане изваяли дорожную комедию «Клоун», в которой собственно дороги почти что нет, но есть водная гладь. Пара мужчин за сорок, Франк и Каспер, отправляются в плаванье на каноэ, по случаю захватив с собой толстого 12-летнего мальчика по имени Бо, за которым Франк вызвался присматривать. Подружка Франка собралась делать аборт, и отчаявшийся очкарик намерен доказать на примере Бо, что умеет обращаться с детьми и достоин стать отцом.

Кадр из фильма «Клоун: Фильм»

Получается у него не очень; тем более что его друг Каспер постоянно втравливает попутчиков в неприятности своими попытками засунуть член во все, что шевелится: для него «побег на природу» – не более чем способ улизнуть из-под контроля жены, и заявленный в конце плаванья рок-фестиваль интересует Каспера куда меньше, чем запланированный визит в элитный бордель, работающий всего одну ночь в году. В пути приятели ведут себя как подростки, попадают в серию довольно мерзких и неловких ситуаций, употребляют наркотики, валяются в грязи и влипают в разнообразные сексуальные опыты, от которых хочется горько плакать и зрителю, и им самим. Ничем хорошим, понятно, такой «турпоход» закончиться не может.

Кадр из фильма «Клоун: Фильм»

«Клоун», являющийся продолжением одноименного сериала 2005-2009 гг., играючи уделывает самые похабные американские ленты последних лет; этот датский карнавал дурновкусия, снятый дерганой камерой и смонтированный сикось-накось, придает подзабытому слову «срамота» какое-то новое, неведомое доселе, освежающее измерение (кое-что можно понять уже по кинопостеру с изображением нависшей над героями огромной задницы).

Специфический, совершенно беспощадный юмор, на полную катушку использующий эффект публичного унижения, подарил фильму Миккела Норгаарда несколько кинопремий и фестивальных наград и привлек пристальное внимание Голливуда; постановщик «Мальчишника в Вегасе» Тодд Филлипс грозится спродюсировать ремейк, но если даже что-то подобное случится, это будет «слабое подобие левой руки», т.к. большинство эпизодов, благодаря которым «Клоун» врезается в память, в массовом американском продукте представить никак невозможно. Кстати говоря, самую нелепейшую и позорную ситуацию авторы приберегли для финальных титров, так что раньше времени не расслабляйтесь.

Кадр из фильма «Небраска»

Любовь к дорожным комедиям так просто не отпускает: если поработал в этом жанре один раз, обязательно еще к нему вернешься. Примером тому могут служить не только Джон Хьюз и Тодд Филлипс, но и Александр Пэйн: сняв в 2004-м трагикомедию «На обочине» о недельной поездке писателя-неудачника и его друга-актера по винодельческим местам Калифорнии и получив «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, он решил сделать еще один фильм о путешествии двух мужчин – и снова удачно.

Кадр из фильма «Небраска»

«Небраска» – черно-белый кинорассказ о старом алкоголике Вуди Гранте (Брюс Дерн) и его младшем сыне Дэвиде (Уилл Форте), взявшемся опекать старика с болезнью Альцгеймера по дороге к мечте: тот поверил пришедшей по почте рекламной листовке насчет миллионного выигрыша и твердо намерен получить эти мифические деньги. Объяснить Вуди ничего невозможно, поэтому Дэвид соглашается отправиться с отцом в Небраску, откуда пришло письмо. Дорога пролегает через родной городок старика Хоторн, где Дэвиду предстоит узнать о папеньке много нового.

Сценарий Боба Нельсона лежал на полке, дожидаясь Пэйна, с 2002 года – все это время тот был занят, но не забывал о своих планах и в итоге все же довел задуманное до конца. Шесть номинаций на «Оскар» и пять номинаций на «Золотой глобус» на этот раз победой не увенчались, но общее количество других собранных лентой кинонаград как бы говорит нам, что при таланте и настойчивости даже в одну реку порой можно войти дважды. Особенно это показательно на фоне других дорожных комедий об отцах и детях, благополучно отвергнутых зрителями в последние годы («Проклятие моей матери», «Тэмми» и пр.), – впрочем, наш сегодняшний разбор посвящен только лучшим фильмам жанра. И он только что подошел к концу.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?