
Просмотр боевиков в компании сродни спортивному матчу – все решает динамика и дух противостояния на экране. К тому же у хороших экшен-фильмов не бывает срока годности – одинаково впечатлить могут и свежие, технически изощренные боевики, и полузабытые олдскульные фильмы из 80-х. Мы выбрали шесть лент, которые на сегодняшний день вспоминают не так часто, как они того заслуживают.
Неожиданно мощный боевик от Netflix подарил нового героя – военного Тайлера Рейка в исполнении Криса Хемсворта. Фильм сняли за 65 млн – смешную сумму по сравнению с тем же «Джоном Уиком», однако по уровню хореографии и насыщенности действия картина ничуть не уступает большой голливудской франшизе. Герой Хемсворта вызволяет из заложников сына уважаемого наркобарона, попутно разнося бандитов всеми возможными способами: и врукопашную, и огнестрелом. Фильм погружает в затхлые и неприветливые трущобы Бангладеш, а лучшая сцена и вовсе снята одним дублем на целых 12 минут – абсолютный шедевр в режиме нон-стоп. На этом режиссер Сэм Харгрейв не остановился и через три года поставил не менее взрывное продолжение – на этот раз о приключениях Рейка в Грузии и Австрии.
Стильный боевик с Сильвестром Сталлоне страшно недооценили в 80-х, а картину Джорджа Косматоса называли вульгарщиной – лейтенант по кличке Кобра охотится за бандой сектантов, используя самые жестокие методы и свое право на насилие. «Кобра» – кино для просмотра в большой компании, оно вряд ли удивит сценарными кульбитами, но заворожит резвым монтажом и олдскульным стилем: неоновые улицы и баннеры, брутальный Сталлоне со спичкой во рту, убийцы – безжалостные психопаты в кожаных куртках. Это почти что «Грязный Гарри» для поколения 80-х: Косматос явно фетишизирует атрибуты боевика и триллера, делая ставку на форму; твердолобость сценария можно простить, просто наблюдая за дуэтом Сильвестра Сталлоне и Бриджит Нильсен. И главное, «Кобра» смонтирована так бодро и хлестко, что не заставит скучать ни на минуту. Кажется, сейчас лучшее время для переоценки фильма.
Режиссер Том Тыквер обеспечивает 80 минут чистого адреналина, мотая Лолу (Франка Потенте) по улицам Берлина – ей нужно раздобыть много денег, чтобы спасти жизнь бойфренда. «Беги, Лола, беги» движется в дискотечном ритме конца 90-х и начала 00-х, обвивая зрителя клиповым монтажом и стилистическими изысками (еще здесь активно используется анимация – она разграничивает три безумных сценария ее жизни). Главное, что фильм не только предлагает три вариации событий, но и подчиняет все альтернативы какому-то сумасшедшему драйву – недаром картину немецкого постановщика в свое время подняли на пьедестал и критики, и зрители.
«История о Рикки» получила особый статус среди поклонников гонконгских боевиков – стоит представить себе фильм как смесь «Мачете» или «Черного динамита» с восточными боевыми искусствами. Молодой и выносливый Рикки (Луис Фань) попадает в футуристичную тюрьму, где быстро принимает суровые правила и вникает в жизнь бригад. Вскоре заключенные, охрана и даже замдиректора понимают, что с этим парнем опасно иметь дело – Рикки может убить одним ударом. «История о Рикки» – парад безудержного трэша и графического насилия, фильм настолько развязный, смешной и гипертрофированный, насколько это возможно: герой буквально превращает неприятелей в фарш, разрывая на куски и выбивая глазные яблоки. Куда там Брюсу Ли! При этом у авторов есть здоровое (или все-таки больное?) чувство самоиронии – они нисколько не прячут свой бутафорский запал и неубедительный реквизит. Фильму все к лицу – даже если лица здесь сдирают одним ловким взмахом.
В 80-х Андрей Кончаловский нашел себя в голливудском кино и экранизировал сценарий Акиры Куросавы о двух заключенных, которые бегут из тюрьмы и садятся на локомотив. Авантюра героев Джона Войта и Эрика Робертса захватывает не только преследованием начальника тюрьмы, но и сгоревшими тормозными колодками – это значит, что состав практически не остановить. «Поезд-беглец» – образцовый экшен-фильм без остановок, где есть слетевшие с катушек герои, неприветливые холода Аляски и перманентный саспенс – не только в каждом действии беглецов, но и в самом противостоянии человека вездесущей судьбе. Пожалуй, одно из лучших достижений отечественных режиссеров на Западе.
Боевики иногда так похожи на вестерны, а вестерны – на боевики. «Нападение на 13-й участок» собирает жанровые формулы обоих в полуторачасовой саспенс – от холодного синтезаторного саундтрека Джона Карпентера до взрывных перестрелок. Полицейские пытаются удержать участок от нападения свирепой банды, которая превосходит их численно, – Карпентер выводит на новый уровень легендарный сюжет об осаде крепости, дополняя зловещей игрой светотени и антуражем, приближенным к хоррору. Неудивительно, что позднее постановщик снимет «Хэллоуин» и войдет в историю как мастер ужаса.