Что посмотреть
Обзоры

Эпик эпичной эпичности: культурные тренды, которые породил «Скотт Пилигрим против всех»

Музыкальный, взрывной и местами пиксельный хит Эдгара Райта «Скотт Пилигрим против всех» отмечает пятнадцатилетие. Экранизация серии комиксов канадца Брайана Ли О’Мэлли с грохотом провалилась в прокате, но триумфально выжила в памяти целого поколения. 

Добавить в закладки
Эпик эпичной эпичности: культурные тренды, которые породил «Скотт Пилигрим против всех»

Состарился «Пилигрим» местами не самым лучшим образом, но преуменьшить влияние романтического боевика Райта на культурный код миллионов сложно. Собрали главные тренды, вдохновленные фильмом.

«Гик шик»: нажмите Enter, чтобы продолжить

«Скотт Пилигрим против всех» открыто и громко преподнес себя как манифест поколения, выросшего с геймпадом в руках и мозгом, закаленным в аркадных битвах. Эдгар Райт выстраивает повествование согласно логике видеоигры: жизнь Скотта (Майкл Сера) — череда уровней, апгрейдов и битв с боссами. Визуальные приемы, заимствованные из игр и комиксов, не просто стилистика, а полноценный элемент нарратива: взросление — пробежка по очередной локации, где проблемы решаются как головоломки, а чтобы продвинуться дальше, приходится собрать немалое количество монеток. 

Майкл Сера в роли Скотта на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Майкл Сера в роли Скотта на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

И Райта, и О’Мэлли при этом сложно назвать стопроцентными миллениалами. Оба родились под занавес поколения X, оба выросли на культуре поздних 80-х и переход в новое тысячелетие застали уже во вполне сознательном возрасте. Что, вероятно, и позволило взглянуть на поколение Y слегка со стороны, подметив главные черты и выделив основные культурные аспекты новорожденной общности: глубокую вовлеченность в цифровые технологии, стремление к индивидуальности и отсутствие ярко выраженных героев. Миллениалы выросли на кумирах, в числе которых Марк Цукерберг, Крис Девольф, сестры Олсен, Джош Хартнетт, Червяк Джим и персонажи Grand Theft Auto.

Майкл Сера в роли Скотта на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Майкл Сера в роли Скотта на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Райт прекрасно понимал поколенческую специфику и не просто подстраивал структуру фильма под игровые механики, но пользовался видеоигровыми кодами, чтобы говорить со зрителем на одном языке. Благодаря этому путь героя в «Скотт Пилигрим против всех» воспринимается не как романтическая или драматическая арка, а как набор квестов, где каждый босс — проекция внутреннего страха или прошлой ошибки. По разным причинам такой подход не сработал, когда нужно было показать цифры сборов, но превратил «Пилигрима» в культовый фильм своего поколения. И старания Райта не пропали даром — спустя 15 лет зрители видят ту же геймификацию нарративов уже в многомиллионных блокбастерах.

Яркие волосы и очки сварщика: развитие архетипа Manic Pixie Dream Girl

Рамона Флауэрс (Мэри Элизабет Уинстэд) — персонаж, будто сошедший со страниц учебника по кинотропам начала 2000-х, но с ироничными карандашным заметками на полях. На первый взгляд она эталон Manic Pixie Dream Girl: эксцентричная, загадочная, с яркими волосами (цвет которых меняется раз в пару недель) и привычкой исчезать ровно в момент, когда герой начинает привыкать к ее обаятельной «странности». Впрочем, с развитием сюжета становится понятно: перед зрителями не просто романтический катализатор, а полноценная героиня, которой нужно пространство, чтобы разобраться в себе. Райт не использует привычный архетип нулевых по прямому назначению, а превращает MPDG в полноценную участницу событий.

Мэри Элизабет Уинстед в роли Рамоны на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Мэри Элизабет Уинстед в роли Рамоны на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Сам термин, который принято переводить как «маниакальная девушка-мечта», появился благодаря кинокритику Нейтану Рейбину в рецензии на ромком «Элизабеттаун» Кэмерона Кроу, где подобное определение получила героиня Кирстен Данст Клэр Колбурн. Как правило, MPDG — типичная часть «мужского взгляда» в кино — не может похвастаться глубиной характера и существует лишь для того, чтобы помочь двигаться дальше неэмоциональному или инфантильному главному герою. Образ Рамоны все же куда более комплексный: она то ускользает от зрителей, то вдруг оказывается в центре кадра (буквально и метафорически). Рамона дышит, раздражается, устает, злится, в конце концов в какой-то момент даже берет ситуацию в свои руки и заменяет Скотта в очередной битве. 

Мэри Элизабет Уинстед в роли Рамоны на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Мэри Элизабет Уинстед в роли Рамоны на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

И, возможно, именно поэтому Скотт не может «завоевать» Рамону в игровом смысле этого слова: она не приз, а самостоятельная фигура, которая совершенно не обязана оставаться рядом с победителем — важный сдвиг в репрезентации женских образов в поп-культуре, особенно в рамках «гиковского» жанра. А чуть позже в анимационном сериале «Скотт Пилигрим жмет на газ» — своеобразном продолжении оригинальной истории — Рамона и вовсе станет главной героиней.

Комикс, фильм, видеоигра: трансмедийность как данность

«Скотт Пилигрим против всех» — это не просто фильм по комиксу, а целая трансмедийная империя, разросшаяся в полноценный культурный феномен. Графический роман Брайана Ли О’Мэлли, чей стиль можно охарактеризовать как «манга на канадских стероидах», задал истории визуальный и смысловой вектор. Эдгар Райт местами радикально переосмыслил исходный материал и прокачал стилистику — «Скотт Пилигрим» превратился из выдающегося комикса в убойный синтез видеоигровых элементов, поп-культурных отсылок и зубодробительного монтажа. 

Scott Pilgrim vs. the World: The Game

Scott Pilgrim vs. the World: The Game

Игра Scott Pilgrim vs. the World: The Game — пиксельный beat ’em up, выпущенный одновременно с фильмом, но вдохновленный эстетикой аркад конца 1980-х, — финальный игрок трансмедийного триумвирата. В отличие от большинства видеоигр по лицензии, проект студии Ubisoft Montreal стал хитом: не в последнюю очередь благодаря стилю первоисточника, музыке от чиптюн-группы Anamanaguchi и жажде фанатов картины не расставаться с любимыми героями. И уже в 2023 году вселенная вновь расширилась анимационным сериалом «Скотт Пилигрим жмет на газ» от Netflix: к своим роялям вернулись все актеры из оригинального фильма, а сюжет сделал впечатляющий твист, меняющий историю на корню. 

Кадр из анимационного сериала «Скотт Пилигрим жмет на газ»

Кадр из анимационного сериала «Скотт Пилигрим жмет на газ»

В подобном взаимодействии разных медиумов между собой и есть настоящая трансмедийность: не просто ретрансляция одного и того же сюжета в разных оболочках, а взаимодополняющее сосуществование форматов. Каждое воплощение «Пилигрима» добавляет новый смысл и дополнительный слой: комикс задает изначальный вектор и закладывает смысловую базу, фильм дает визуальную динамику и ритм, игра — ощущение контроля, а сериал — постмодернистское переосмысление заржавевшего сюжета.

Cтиль Thrift store chic: теперь вы одеты как гик!

Стиль одежды героев «Скотта Пилигрима» кажется стихийным, даже неряшливым — и именно в этом его мощь. Футболки с комичными принтами, отсылающими к видеоиграм или мемам, поношенные джинсы, массивные кеды, эклектичные наряды Рамоны — все это выглядело как модный протест против глянцевой униформы 2000-х. И протест оказался заразительным. Thrift store chic — стиль, рожденный в 80-х на развалах комиссионок, где индивидуальность важнее громкого бренда, — получил новую жизнь благодаря тому, как органично выглядели герои фильма.

Мэри Элизабет Уинстед в роли Рамоны на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Мэри Элизабет Уинстед в роли Рамоны на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Рамона, детали образа которой художница по костюмам Лаура Джин Шеннон собирала по крупицам в винтажных магазинах, носит все и сразу, но каким-то образом мешанина стилей работает. Гармония беспорядочного с многослойностью, кислотными цветами и аксессуарами вроде значков, громоздких браслетов и неоновых рюкзаков породила новый модный канон. И смело можно утверждать, что отчасти именно после «Скотта Пилигрима» thrift chic перестал быть стихийным трендом и начал восприниматься как сознательная визуальная стратегия — способ подчеркнуть свой характер с помощью текстиля, кожи и иронии.

Фандом, чтобы править всеми

«Скотт Пилигрим» мог бы остаться еще одним пусть и стильным, но провальным проектом, если бы не фанаты. Фандом фильма оказался не просто активным, а структурообразующим. Они рисуют фан-арты, создают анимационные проекты, разыгрывают сцены из фильма в соцсетях и записывают вполне реальные каверы на песни вымышленной группы Sex Bob-Omb. За 15 лет существования картины любовь не угасла, а, наоборот, оформилась в целую микрокультуру, где каждый кадр фильма — мем, каждый диалог — слоган, а каждый персонаж — предмет детального психологического разбора на Reddit.

Эдгар Райт и Майкл Сера на съемках фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Эдгар Райт и Майкл Сера на съемках фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Брайан Ли О’Мэлли вспоминал, что первую статью с упоминанием культовости фильма увидел спустя всего три месяца после начала проката. Появление анимационного сериала на Netflix в 2023 году тоже стало возможным во многом потому, что фандом не отпускал проект ни на день. «Эта история живет своей жизнью, и фанаты продолжают вдохновлять нас рассматривать ее с новых ракурсов», — говорит художник. Актеры оригинального состава (включая Криса Эванса и Майкла Серу) охотно вернулись к своим ролям, и вряд ли причина была во внушительных гонорарах.

Интересно, что фандом «Скотта Пилигрима» — это не просто сборище стареющих гиков, скованных ностальгией по лучшим временам. Фанатское сообщество ширится и растет, завоевывая сердца даже тех, кто вряд ли понимает, что представляет собой аркадный автомат. Все потому, что, как и 15 лет назад, «Скотт Пилигрим» становится пространством универсальных культурных кодов и доступен и гику, и романтику, и исследователю архетипов, и адепту современных социальных сетей.

Майкл Сера в роли Скотта на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Майкл Сера в роли Скотта на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»
Текст: Владимир Ростовский
3 комментария
А
Обалденный фильм, помню, как ржал в голос с мегабрутального Крис Эванса, ещё не будучи знаком с ним как с Кэпом
Не являюсь фанатом фильма и частью его фандома, но он мне понравился.
Скрыть 1 ответ
1 ответ
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?