Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Рецензии

Почему женщины убивают: рецензия на второй сезон сериала «Черное облако»

Бесконечные игры со зрительскими ожиданиями в продолжении триллера о силе внутренней злости. 

Сегодня Текст: Оля Смолина Обсудить
Добавить в закладки

Стартовал второй сезон «Черного облака» — мистического триллера о дыме, который рождается в налитом злостью сердце, чтобы убить все живое, снаружи и внутри. Первый сезон совместного проекта сценаристки Дарьи ГрацевичХолоп», «Измены») и режиссера Карена ОганесянаИгра на выживание») закончился эффектным плот-твистом в лучших традициях голливудского вундеркинда М. Найта Шьямалана. Казалось бы, идеальная ситуация для того, чтобы попрощаться с сериалом, оставив зрителей в полнейшем недоумении. Однако руководство стриминга распорядилась по-другому: «Черное облако» продлили на второй сезон, а создатели оказались перед непростым творческим челенджем — как продолжить историю, которая зашла в смысловой и сюжетный тупик? Ответ прост: сделать все еще более запутанным и сложным.

Марьяна Спивак в роли Оксаны на кадре из сериала «Черное облако»

Марьяна Спивак в роли Оксаны на кадре из сериала «Черное облако»

В результате трагических событий первого сезона Оксана (Марьяна Спивак) частично теряет память: ее семья, надоедливый любовник и работа в полиции канули в небытие. Теперь она живет на конюшне в компании бывшего одноклассника Александра (Кирилл Кяро), ухаживает за лошадьми и изо всех сил старается не копаться в прошлом. Увы, тени не так давно минувших дней постепенно подбираются к ней сами. Младшая дочь Оксаны Леся (Мария Мацель) с трудом пытается оправиться от произошедшего: она стремится продать семейную квартиру и навсегда уехать из Санкт-Петербурга. Но никто не хочет покупать недвижимость с «нехорошей» историей. В ход снова идет странный черный дым, который, как и в прошлый раз, становится причиной непреднамеренного убийства. Впрочем, опасность исходит не только от него, но и от самой Оксаны — с каждым днем женщина все меньше контролирует себя и все чаще выпускает наружу подавленную агрессию. 

Филипп Янковский на кадре из сериала «Черное облако»

Филипп Янковский на кадре из сериала «Черное облако»

По словам Карена Оганесяна, второй сезон «Черного облака» посвящен природе черной субстанции, которая впитывает негативные эмоции, а затем разрушает самого человека и окружающих. И если в первом сезоне этим человеком была озлобленная студентка Оля (Мария Мацель), то во втором — бывшая следовательница Оксана. Замкнутая и несчастная женщина лишь со временем показывает свое истинное лицо. Номинально Грацевич и Оганесян выстраивают перед зрителями совершенно новую сюжетную линию, превращая первый сезон в бредовый кошмар, сюрреалистический сон психически нестабильной героини, стремительно теряющей связь с реальностью. В новых сериях «Черного облака» возвращаются знакомые персонажи, но уже в других образах — циничный психотерапевт Оли (Филипп Янковский) становится давно не любимым супругом Оксаны, а жестокий бойфренд (Павел Чернышёв) — ее наркозависимым старшим сыном. Сама Оля трансформируется в Лесю — младшую дочь, которая невольно становится наследницей материнского проклятья. В новом сезоне злая магия черного дыма передается и ей — насилия и боли становится больше, но истинная природа травмы все еще остается в тумане.

Мария Мацель на фото со съемок сериала «Черное облако»

Мария Мацель на фото со съемок сериала «Черное облако»

И если первый сезон «Черного облака» был сосредоточен на том, что происходит здесь и сейчас, то второй все чаще обращается к прошлому. Нас постепенно знакомят с укладом внутренней жизни Оксаны. В ее семье никто не позволяет себе быть настоящим: чувства замалчиваются, потребности игнорируются, претензии и вовсе застревают в горле. Каждый день Оксана старается похоронить то, что уже давно мертво. И только Леся продолжает выражать сопротивление. Создатели «Черного облака» даже не пытаются сковырнуть первопричины происходящего, лишь усугубляя ощущение мрачной безысходности, рождающей чудовищ во сне разума. К четвертому эпизоду вся эта хтоническая напряженность начинает немного утомлять: герои красиво молчат, выясняют отношения, но едва ли пытаются выбраться из болота самоистязания. Даже циничный патологоанатом в исполнении Евгения Гришковца уже не появляется в кадре. С каждой новой сюжетной линией действие все больше отдаляется от первого сезона, отказываясь выстраивать логические взаимосвязи между событиями вымышленными и реальными. В конечном счете понять, что в мире «Черного облака» происходит на самом деле, а что — элемент воображения главной героини, практически невозможно. Впрочем, в этом и кроется вся прелесть сериала, балансирующего между мистическим триллером и психологической драмой. 

Проблема в том, что авторы не знают меры в натяжении саспенса. Прыжки из прошлого в настоящее хаотичны и непоследовательны, повествование кажется бессвязным, разные элементы сюжета никак не хотят складываться в единую картинку. Вся эта неразбериха шлифуется обязательным плот-твистом в финале каждого эпизода, который уже в начале следующей серии оборачивается дешевой «обманкой». Создается впечатление, что иных способов привлечь зрительское внимание просто не нашлось, однако оставаться на плаву в круговороте самоповторов долго невозможно — рано или поздно придется позволить героям свободно дрейфовать по течению. Увы, никто, даже сами создатели, кажется, не знает, куда оно в конечном счете их заведет.

Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?