Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

От «Заката» до «Мачете»: лучшие фильмы Роберта Родригеса

Добавить в закладки
От «Заката» до «Мачете»: лучшие фильмы Роберта Родригеса

Робби Атал в роли Роба на кадре из фильма «Красный 11»

Робби Атал в роли Роба на кадре из фильма «Красный 11»

Когда-то Роберт Родригес начал свою карьеру с фильмом, снятым всего за 7 тысяч долларов, и спустя 25 лет решил доказать, что большие деньги его не испортили. «Красный 11», по сути, — не столько полноценное кино, сколько эксперимент режиссёра над самим собой, а вместе с этим показательный мастер-класс для молодых постановщиков, учебник по тому, как делать кино с минимальными вложениями. Собственно, впервые фильм Родригес представил на Каннском фестивале, где подробно рассказал, как его делал: как писал сценарий за несколько дней, исходя из того, какие локации ему доступны, как использовал подручные материалы, а на позиции композиторов и ассистентов позвал собственных детей.

Как непосредственно фильм «Красный 11» не так уж интересен — это довольно проходной триллер о человеке, который ради денег устроился подопытным для научных исследований (именно так, кстати, Родригес заработал деньги на «Музыканта»). Но как практический материал и своеобразное дополнение к книге режиссёра «Кино без бюджета» — идеально.

Джонни Депп в роли Сэндса на кадре из фильма «Однажды в Мексике»

Джонни Депп в роли Сэндса на кадре из фильма «Однажды в Мексике»

Первый «Отчаянный» — выдающийся боевик с харизматичным Бандерасом в главной роли. В меру кровавый, в меру изобретательный — словом, именно что умеренный, осознающий собственные границы и за них выходящий лишь в самые необходимые моменты. «Однажды в Мексике» превращает историю мстящего музыканта с оружием в чехле из-под гитары в отмороженный фильм категории B. Слепой Джонни Депп, перестрелки на гранатомётах и море чёрного юмора. В отличие от продолжения «Города грехов», это кино всё же сложно назвать неудачей — оно своеобразное, часто перегибающее палку, но при этом крайне очаровательное. Что-то между классическим «Отчаянным» и куда более грязным эксплуатационным «Мачете»: ни рыба ни мясо, а смотреть по-прежнему весело и увлекательно.

Карлос Гальярдо в роли Эль Марьячи на кадре из фильма «Музыкант»

Карлос Гальярдо в роли Эль Марьячи на кадре из фильма «Музыкант»

Рассуждать о «Музыканте» спустя столько лет, как оказалось, очень сложно. Это кино, которое существует в контексте: смелый (и почти безбюджетный) дебютный фильм Родригеса, способный удивить своей режиссёрской находчивостью, но совершенно устаревший сам по себе. И это даже не столько камень в огород «Музыканта», сколько важная ремарка. Изучать картину интереснее не с позиции происходящего на экране, а с точки зрения хитрых авторских приёмов, связанных с историей создания: вот тут Родригес устраивает партизанские съёмки, вот здесь ставит размашистые экшен-сцены с водяными пистолетами, а вот тут злодеев играют случайные прохожие. В Интернете много баек о том, как (и каким чудом) «Музыкант» добрался до больших экранов, и перед просмотром дебюта режиссёра лучше бы изучить парочку материалов. Например, видео, где сам Родригес рассказывает о процессе съёмок, или обычную подборку 35 фактов.

Роуз МакГоун в роли Черри на кадре из фильма «Планета страха»

Роуз МакГоун в роли Черри на кадре из фильма «Планета страха»

В 2007-м Родригес и Тарантино решили вместе отдать дань уважения фильмам эпохи грайндхаус-кинотеатров — кино категории B, на котором они оба выросли. В итоге у них получился «Грайндхаус», низкобюджетный дабл-фичер (то есть два фильма в одном, именно так в старых кинотеатрах часто показывали дешёвые жанровые картины), состоящий из «Доказательства смерти», «Планеты страха», а также трейлеров несуществующих лент от Эдгара Райта, Роба Зомби и Элая Рота (и самого Родригеса, который именно в рамках этого проекта впервые представил «Мачете»).

Часть Роберта — весёлый и безрассудный зомби-экшен: с девушками, у которых автомат вместо ноги, и прочими подобными сумасшедшими деталями. «Планету страха» можно сравнить со второй половиной «От заката до рассвета», только тут вместо вампиров тупые военные и кровожадные мертвецы. Ну и сделано всё на порядок дешевле, но в этом как бы и суть.

Брюс Уиллис в роли Хартигана на кадре из фильма «Город грехов»

Брюс Уиллис в роли Хартигана на кадре из фильма «Город грехов»

Вероятно, самый популярный среди масс фильм Родригеса — экранизация комиксов Фрэнка Миллера, антология из жестоких и сумасшедших историй из жизни одного неонуарного города. Самое любопытное в «Городе грехов», конечно же, — его неординарный стиль. Фильм снят в контрастном ч/б с редкими всполохами других цветов: красной крови, жёлтого лица или синего платья. Так Родригес адаптировал визуальный стиль комиксов, а заодно серьёзно сэкономил на производстве. Весь «Город грехов» снят почти буквально в гараже режиссёра на фоне зелёного экрана — нарочитая искусственность пространства становится тут авторским приёмом, а не недочётом дешёвой графики.

Роза Салазар в роли Алиты на кадре из фильма «Алита: боевой ангел»

Роза Салазар в роли Алиты на кадре из фильма «Алита: боевой ангел»

Мы сейчас живём в эпоху дорогих экшен-фильмов, которые полностью доминируют в прокате, — но, что любопытно, при этом хорошо снимать их умеют единицы: старички вроде Стивена Спилберга или Джеймса Кэмерона, какой-нибудь Джеймс Ганн и Адам Вингард. В этот же список себя встроил и Роберт Родригес с «Алитой» — одним из лучших научно-фантастических блокбастеров последних лет. Он может показаться не самым умным и больше полагаться на визуальную изощрённость, чем на сценарий, но это как раз вполне в духе режиссёра. Продвинутые технологии в его «Алите» встречаются с настоящим постановочным мастерством: хореография местных экшен-сцен даже не снилась авторам какого-нибудь Marvel.

Лана МакКиссак в роли Сары на кадре из фильма «Четыре комнаты»

Лана МакКиссак в роли Сары на кадре из фильма «Четыре комнаты»

Совместная работа Роберта и его давнего товарища Квентина Тарантино, которые вместе задумали фильм-альманах из четырёх новелл, связанных одним героем — неудачливым портье отеля в исполнении Тима Рота. Родригесу досталась комната 309 и история под названием «Нарушители спокойствия» — в ней брутальный гангстер (Антонио Бандерас, кто же ещё) оставляет герою на попечение своих непутёвых детей, а те, естественно, тестируют портье на прочность. Любопытно, что в новелле ощущаются и предпосылки к «Детям шпионов» (в изображении отношений малолетних брата и сестры), и влияние более жёстких, взрослых работ режиссёра. Как минимум именно ему в «Четырёх комнатах» принадлежит, вероятно, самый запоминающийся эпизод — в котором Тим Рот, срывая голос, орёт полиции о найденном в кровати трупе секс-работницы.

Карла Гуджино в роли Ингрид Кортес на кадре из фильма «Дети Шпионов»

Карла Гуджино в роли Ингрид Кортес на кадре из фильма «Дети Шпионов»

Вообще, Роберт Родригес — удивительно разносторонний режиссёр. Он может снимать и низкобюджетные боевики, и студийные хорроры, и откровенный трэш — а потом взять и сделать трилогию милых экшен-комедий, на которых выросло целое поколение маленьких фантазёров (сделаем вид, что четвёртой части просто не существует). Самое лучшее в «Детях шпионов» то, что они сами выглядят как кино, сделанное детьми для детей: абсурдные, нескладные, эксцентричные и при этом полные какой-то дикой ребяческой энергии. Почти что экранизация игр во дворе — чур я шпион, чур я злодей, ого, а давай у нас будут мини-обезьянокентавры, почему бы, собственно, и нет.

Дэнни Трехо в роли Мачете на кадре из фильма «Мачете убивает»

Дэнни Трехо в роли Мачете на кадре из фильма «Мачете убивает»

С сиквелами у Родригеса всё шло не так гладко, как с оригинальными проектами. «Город грехов 2», «Дети шпионов 2» и даже «Отчаянный 2» — фильмы, мягко говоря, уступающие первым частям почти во всех отношениях. Но когда-нибудь неудачная полоса должна была прерваться: после зубодробительной стилизации под эксплотейшен «Мачете» выходит «Мачете убивает» — тоже, может, не переплюнувший оригинал, но оставшийся верным канону. В этот раз безумный Дэнни Трехо столкнётся со злодеем в исполнении Мэла Гибсона, поучаствует в перестрелке с женщинами, вооружившимися лифчиками-пулемётами, и соблазнит несколько напарниц. Классический забористый, как его часто называют, «трэш», который осознаёт собственную абсурдность и ею же упивается. Если «Мачете в космосе» не поднимет планку ещё выше, фанаты наверняка расстроятся.

Сальма Хайек в роли Донны на кадре из фильма «Гонщики»

Сальма Хайек в роли Донны на кадре из фильма «Гонщики»

Формально — часть вселенной из «Мятежного шоссе», малоизвестного телесериала Родригеса, Данте, Фридкина и других мастеровитых авторов, которые в каждой серии воссоздавали атмосферу b-movies 50-х. На самом же деле — самостоятельная (и классическая) история о бунтарях, один из которых (Дэвид Аркетт) хочет выбраться из мятежного окружения и зажить спокойной жизнью. Погони на байках, много рока, возлюбленная в исполнении Сальмы Хайек — короче говоря, эталон одного из любимых Родригесом жанров. На фоне цветастых и безумных картин постановщика «Гонщики» затерялись и подзабылись, хотя это, в общем-то, одна из самых целостных и увлекательных лент режиссёра. Да, не самая уникальная по истории, но вот по форме олицетворяющая собой настоящий рок-н-ролл. После такого вы наверняка захотите посмотреть пару дешёвых байксплотейшенов — тех самых, которые так восхищали Родригеса при создании «Гонщиков».

Дэнни Трехо в роли Мачете на кадре из фильма «Мачете»

Дэнни Трехо в роли Мачете на кадре из фильма «Мачете»

Удивительным образом Родригес чуть ли не каждым своим новым фильмом возвращает нам давно ушедшую эпоху отборного эксплотейшена. Но именно «Мачете» стал первой его удачной ностальгической серией, которая, как и её герой, умрёт ещё не скоро: за первой частью последовала вторая, менее очаровательная, хотя и по-прежнему достойная, а триквел «Мачете в космосе» фанаты ждут уже несколько лет. За что мы любим оригинальный эпизод в паре предложений? За святых отцов с дробовиками. За кровь, хлыщущую во все стороны. За холодный пугающий взгляд Дэнни Трехо. Наконец, что важнее, за неожиданную злободневность: Мачете становится защитником всех ущемлённых мексиканцев, а злодеем выступает ярый ненавистник эмигрантов. Протагонист фильма, если угодно, воплощает собой боль нации — и за такие неожиданные подтексты мы любим не только эту картину, но и вообще всю фильмографию Родригеса.

Джордж Клуни в роли Сета Гэко на кадре из фильма «От заката до рассвета»

Джордж Клуни в роли Сета Гэко на кадре из фильма «От заката до рассвета»

Ещё одна коллаборация Родригеса с Тарантино, который написал сценарий к фильму и сыграл одну из главных ролей. «От заката до рассвета» чётко делится на две части — поначалу это заправский криминальный бадди-муви, циничный фильм об отморозках, пытающихся свалить из Америки в Мексику и ради этого берущих семью в заложники. После пересечения границы всё, что им нужно сделать, — пересидеть ночь в местном захудалом стриптиз-клубе. И это оказывается неожиданно сложной задачей: ведь большинство посетителей заведения — кровососущие вампиры, питающиеся случайно зашедшими туда бедолагами.

После сюжетного твиста «От заката до рассвета» превращается в ультимативную форму «родригесовского» кино — безумный, визуально изобретательный экшен, где вампиры играют на гитарах из человеческих тел, а у одного из персонажей (его сыграл Том Савини) револьвер закреплён на причинном месте. Это именно тот Родригес, по которому мы, если честно, уже успели заскучать.

Антонио Бандерас в роли Эль Марьячи на кадре из фильма «Отчаянный»

Антонио Бандерас в роли Эль Марьячи на кадре из фильма «Отчаянный»

Мастерская переработка своего же «Музыканта» — только теперь серьёзнее, эффектнее и дороже. «Отчаянный», возможно, так и останется самым изысканно снятым фильмом режиссёра: цветовой символизм тут чередуется с жанровой чехардой, а серьёзные типажи — с безумными перестрелками. Грань между эксплотейшеном и эталонным мейнстримным боевиком настолько размыта, что получается уникальное зрелище: с одной стороны, технически совершенное и детально прописанное (чего не скажешь о каком-нибудь культовом грайндхаусе), с другой — дерзкое и вызывающее. И пускай сиквел свёл все эти старания на нет: важнее, что впервые за долгое время у Родригеса получилось по-настоящему сбалансированное кино, которое не дробится на бессвязные эпизоды и не утопает в авторском чёрном юморе. Не магнум опус, но что-то близкое к нему.

Джош Хартнетт в роли Зика Тайлера на кадре из фильма «Факультет»

Джош Хартнетт в роли Зика Тайлера на кадре из фильма «Факультет»

Любовь Родригеса к незамысловатым метафорам и жанру вылилась в «Факультет» — пожалуй, лучшую картину режиссёра, которая объединяет школьные драмы Джона Хьюза и фильм об инопланетных захватчиках. Тут и работа с эффектами (одиозными пришельцами в образах эдаких слизней), и инаковые подростки, противостоящие серому миру взрослых, и какой-то особый авторский задор при съёмках, казалось бы, стандартной жанровой истории. «Факультет», в отличие от других картин Родригеса, даже не пытается выделиться дерзостью и безумием — для режиссёра эта работа вообще парадоксально сдержанна. И вот в таком подходе чувствуется настоящая зрелость: вместо киноманского вызова — искреннее признание в любви к фильмам эпохи, под которые твоё собственное кино, в общем-то, талантливо мимикрирует.


Текст: Владислав Шуравин, Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?