Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Назвать эту картину дебютом язык не поворачивается. «Дебютанту» 48 лет, он мэтр, написавший сценарии к фильмам «Плюмбум, или опасная игра» (1986), «Армавир» (1991), «Магнитные бури» /Magnetic Storms/ (2003), «Космос как предчувствие» (2005) и множество отличных повестей. Кроме того, «Отрыв» (2007) – не просто зрелая режиссерская работа, а тонкое и сложное кино, какого в России вообще не бывает (за исключением фильмов Алексея Германа).

Как всегда у Миндадзе, речь идет о последствиях катастрофы, на этот раз – крушения лайнера в результате ошибки диспетчера. Собственно, непреложный факт аварии – это единственное, на что может опереться зритель. Никакой слезоточивой истории тут нет. «Отрыв» – несвязная, эмоциональная речь человека в состоянии шока, находящегося на грани и даже за ней.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Отрыв"

Везли груз из Турции… Поссорился с женой, вернулся с паспортного контроля… Один разбился, другой нормально сел… Работает комиссия из Москвы… Повествование разодрано на куски, как корпус разбившегося аэробуса, останки сюжета связаны друг с другом не логикой, но тонкой паутиной эмоций, второстепенными деталями, глубинными намеками. Каждый второй герой – не тот, кем кажется. Живые запросто обнимаются с мертвыми, погибшие притворяются живыми. Все постоянно, ежесекундно врут. Камера дергается нервным тиком. Разум не в состоянии сложить эти фрагменты в четкую картину. Это сложное кино – и фильм фактически проигнорировали на «Кинотавре», а теперь «Отрыв» выходит одной унизительной копией в Москве.

Но интуитивно у Миндадзе понятно все. Базовая догма экзистенциализма о том, что истина открывается перед лицом смерти, доказана блестяще. Весь комплекс драматических ситуаций и экстремальных ощущений, сопровождающих авиакатастрофу, – ярость, месть, чувство вины, готовность торговаться с судьбой, настоящее братство и игра на людских слабостях, отчаяние и бессмысленность среднестатистической жизни – транслируется «Отрывом» одновременно, прямо в мозг. Спасибо прекрасным актерам (никаких звезд, только театральные люди), наполняющим строчки сценария взрывной и честной витальностью. Фильм мотает как тряпку на ветру, но поражает тщательность этого кажущегося хаоса. Похоже, даже ручная камера дрожит в досконально расписанном ритме.

А вообще, конечно, стыдно – к нам вышел большой режиссер, а мы и не повернулись.

Комментарии  149

Читайте также

показать еще



Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть