Наверх
Фильмы 2018 Человек-Муравей и Оса Небоскреб Монстры на каникулах 3: Море зовет Русалка. Озеро мертвых Клуб миллиардеров КилимандЖара Миссия невыполнима: Последствия

Рецензия на фильм «Сталинград»

Художественно и идейно расхристанный, но зато эффектный и занимательный российский военно-исторический блокбастер

7
оценка

Сталинград, 1942 год. Советские войска пытаются форсировать Волгу и перейти в наступление, однако атака захлебывается в крови. Выжить на оккупированной немцами земле удается лишь нескольким солдатам и офицерам под командованием капитана Громова (Петр Федоров). Они убивают нацистов, занимавших полуразрушенный дом неподалеку от берега, и превращают отвоеванное здание в свою крепость. Вместе с разбитыми окнами и снесенными дверями они получают «в наследство» от оккупантов 18-летнюю Катю (Мария Смольникова) – единственную уцелевшую из всех, кто жил в доме в мирное время. Так начинается напряженное и кровавое противостояние отряда Громова отряду капитана Кана (Томас Кречманн), командира убитых громовцами немцев.

Кадр из фильма "Сталинград"

Кадр из фильма "Сталинград"

Для Томаса Кречманна это уже второй фильм под названием «Сталинград». Впервые он воевал на Волге в 1993 году, в драме немца Йозефа Вильсмайера

Загляните в голову современного интеллигентного человека с патриотичными взглядами, который многое знает и часто думает о Великой Отечественной войне. Что вы там найдете? Сущий кавардак. Старые советские фильмы, новые американские ленты, популярные видеоигры, всевозможные мифы и антимифы… Люди не были бы людьми, если бы не могли удерживать в голове полностью противоположные идеи. Однако на то нам и дано умение «фильтровать базар», чтобы, когда выстраиваем научное или художественное высказывание, мы могли отобрать лишь те мысли и представления, которые образуют единую, непротиворечивую картину.

Кадр из фильма "Сталинград"

Кадр из фильма "Сталинград"

Фигурирующие в фильме сталинградские здания и площади существовали на самом деле, однако находились не поблизости, а в разных районах города

«Сталинград» это правило общения нарушает. Новый фильм Федора Бондарчука – это «нефильтрованный базар», где пытаются ужиться самые разные идеи и художественные ходы – от «лейтенантской прозы» до ура-патриотизма, от кошмара наяву из «Иди и смотри» до брутальных сцен в духе «300 спартанцев», с замедленной съемкой и компьютерной графикой. Любите «Леона»? Игру World of Tanks? Легкие намеки на эротику? Пение романсов? Сложные моральные дилеммы? Черный юмор? Обсуждение соотношения потерь советской и немецкой армий? В «Сталинграде» есть все это и многое, многое другое (из «Леона» взята сцена обучения снайперской стрельбе, из World of Tanks – фетишизация боевой техники и демонстрация снарядной физики). Фильм наполнен и переполнен всем, что только пришло в голову его создателям. Проще назвать, что в картину не попало. Например, в ней не поминаются сталинские лагеря, а также Жуков и прочие советские и немецкие полководцы. Зато в фильме есть цветущая сакура.

Кадр из фильма "Сталинград"

Кадр из фильма "Сталинград"

Естественно, с художественным, идейным, психологическим и прочими единствами у «Сталинграда» плохо. Когда вдумываешься в картину, она разваливается на глазах, а когда отключаешь голову и «впитываешь» фильм, как это обычно делаешь с блокбастерами, то спотыкаешься на эмоциональных нестыковках. Так, лента то пытается сроднить зрителей с главными героями, то, наоборот, отстраняется от персонажей и подчеркивает, что все герои давно умерли и что фильм – это история, которую много лет спустя рассказывает сын Кати, зачатый во время войны. Многие картины, использующие этот повествовательный прием, лишь изредка вспоминают о существовании рассказчика. «Сталинград» же регулярно сопровождается закадровым голосом, который выдает биографические справки в духе «информации к размышлению» из «Семнадцати мгновений весны». Что уместно в интеллектуальном сериале, то нелепо звучит в картине, которая преимущественно давит на эмоции.

Тем не менее «Сталинград» стоит увидеть. Не как особенно проникновенное или особенно эпическое военное повествование, а как насыщенное и разнообразное зрелище, где каждый найдет сцены, которые ему понравятся. Кто-то оценит штурмующих немецкие укрепления горящих советских солдат (привет, хоррор-трэш!), кто-то – восхитительно абсурдную речь капитана Кана по поводу похода в Индию, а кто-то выйдет из зала под впечатлением от романтических коллизий фильма. Или, может быть, от сцены, в которой герои любуются ночным воздушном боем, красивым как северное сияние (если не думать о том, что каждая точка в небе – это рискующий жизнью летчик). Правда, весь «Сталинград» целиком вряд ли кому-то придется по вкусу. Однако отечественное кино редко нас балует, и, пожалуй, стоит поддержать военный блокбастер, который не пытается оскорбить свою страну и своих зрителей. В отличие от недоброй памяти недавнего опуса Никиты Михалкова.

Смотрите в кино с 10 октября.

Художественно и идейно расхристанный, но зато эффектный и занимательный российский военно-исторический блокбастер Сталинград 7 10
Комментарии  111

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть