Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

На московские экраны выходит номинировавшийся на «Оскара» «Скандальный дневник» Ричарда Айра

Ужас какой: дневник, который ведет пожилая учительница средней школы, изобилует вовсе не тем, чем должен изобиловать. То есть нескромный и любопытный взгляд не найдет там никаких педагогических откровений и трогательных излияний в любви к ученикам. Это вам не авербаховские «Чужие письма», не надейтесь…

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Скандальный дневник"

Зато в этом самом скандальном во всех смыслах дневнике можно обнаружить отличный материал для диссертации по психоанализу. Исследующему чаще всего сферу сексуальную… Как следует из записей, пожилая учительница Барбара (Джуди Денч) до смерти влюблена в другую учительницу, молодую и красивую Шебу (Кейт Бланшетт). Та, в свою очередь, связалась с пятнадцатилетним школьником, о чем никто, кроме Барбары, не догадывается. Если пересказывать сюжет этой в общем-то неплохой картины грубо, без нюансов, то получается, что Барбара, злобно наблюдающая за романом учительницы и ученика, завидует, ревнует и шантажирует свою пассию. И замужняя Шеба страдает и мучается, не в силах расстаться со своим малолетним любовником. Еще такой момент: жутко представить, что ожидает там, в законопослушной Англии, несчастную Шебу в конце этой истории. Ясно, что сюжет картины почерпнут из таблоидов: несколько лет назад подобная история прогремела по всему миру. Виновная – тоже учительница, соблазнившая ученика, загремела, если мне не изменяет память, лет на десять. Правда, никакая пожилая лесбиянка на процессе не фигурировала: видимо, взяв за основу судебный очерк, Ричард Айр решил утяжелить его еще одной фигурой. И правильно сделал – если бы не дуэль таких выдающихся актрис, как Кейт Бланшетт и Джуди Денч, от этой картины не осталось бы ровно ничего. Даже изощренная, ритмичная, современная режиссура дела бы не спасла. Недаром оскаровские академики выдвинули обеих актрис на соискание «Оскара», хотя сам фильм в основных номинациях не фигурировал.

Джуди Денч, общепризнанная британская знаменитость, играет здесь запоздалую страсть, извращенную и обреченную, то есть невозможную и неосуществимую. У героини Кейт Бланшетт, правда, положение ненамного лучше – ее страсть тоже незаконна и преступна. Любовники никогда не воссоединятся, даже если грянет гром. По-видимому, Шебе грозит тюрьма и всеобщее забвение: из-за любви к мальчишке честная, добрая, семейная женщина навсегда сломает себе жизнь. И поспособствует этому именно ревнивая Барбара.

Надо сказать, что актрисы, играя эту непростую коллизию, будто задались целью превзойти самих себя. Обе как будто перевыполняют план, играя больше, чем написано, больше, чем им полагается. А вот Ричарду Айру чуть не хватило темперамента, чтобы пересказать этот сюжет на более высоком градусе драматизма. Еще немного, еще чуть-чуть, и – чем бог не шутит! – получился бы шедевр. История великой любви, «Лолита» наизнанку…

Кстати, в реальной жизни так оно и получилось: мальчик, из-за которого его учительница села на долгие годы, повзрослел, растит их общего ребенка и ждет свою возлюбленную. Как тут не вспомнить расхожий трюизм, что, мол, жизнь всегда фантастичнее наших выдумок.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  188




Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть