Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Почему спустя 200 лет киноиндустрия продолжает обращаться к Джейн Остин?

Голливуд без ума от Джейн Остин. Ее книги начали экранизировать еще в первой половине XX века, а настоящий всплеск популярности произошел в 1995 году. Это и неудивительно: работы писательницы продолжают переосмыслять, порождая самые разнообразные проекты – от ромкомов 90-х до мюзиклов Болливуда. Романы Остин всегда обладали огромной популярностью, но при жизни о ней практически никто не знал. Спустя столетия истории из эпохи Регентства продолжают жить в библиотеках людей и кинопространстве. По какой причине режиссеры снова и снова бросают свой взор на тексты Джейн? Правда ли, что писательница предложила миру гораздо больше, чем просто романтические грезы молодых девушек? И почему ожившие на экране остиновские персонажи из другого столетия так похожи на нас самих? Попытаемся ответить на все эти вопросы.

Добавить в закладки
Почему спустя 200 лет киноиндустрия продолжает обращаться к Джейн Остин?

Ностальгия по другой эпохе и побег от реальности

Кира Найтли в роли Элизабет Беннет на кадре из фильма «Гордость и предубеждение»

Кира Найтли в роли Элизабет Беннет на кадре из фильма «Гордость и предубеждение»

Джейн Остин считается передовым автором для своего времени, но большинство поклонников любят ее как раз за то, как точно она переносит нас в свою эпоху, где все было более пуританским и между тем элегантным. Фильмы по книгам писательницы сразу же предстают перед нами чем-то благородным – с английской деревушкой, экипажами и скромными балами. Нет сомнений, что времена Регентства были довольно суровыми для страны, но Остин выхватывает те проблески света и радости, которые случались в буднях людей. Истории Джейн словно бы предлагают нам побег от окружающего мира. Ее персонажи по большей части относятся к среднему классу, их волнуют две вещи – танцы и чаепития. Такая предсказуемость и приятная стабильность обеспечивают некое утешение и душеспасение во время просмотра экранизаций.

Вневременные темы

Алисия Сильверстоун в роли Шер Горовиц на кадре из фильма «Бестолковые»

Алисия Сильверстоун в роли Шер Горовиц на кадре из фильма «Бестолковые»

Периодом, который практически возродил и показал прозу Остин с новой стороны, стали 90-е. Адаптации того времени смогли объединить две основные тенденции конца ХХ века: любовь к костюмированным фильмам и небывалый подъем романтических комедий. Вероятно, эти черты 90-х подтолкнули продюсеров и режиссеров к тому, чтобы провести параллель между книгами британской писательницы и современными кинолентами. Оказалось, что темы Остин неподвластны времени. Ее герои озабочены своей экономической безопасностью и поиском партнера, что, давайте будем честны, является вечными проблемами большинства людей. Показательным примером стала вольная экранизации «Эммы» – фильм «Бестолковые». Сватовство, интриги, избалованность перенеслись в Беверли-Хиллз середины 90-х. Сохранился первоначальный фундамент романа, но история была рассказана уже для другого поколения.

Впрочем, не обязательно так кардинально менять фактуру, чтобы удержать преданную публику. Возьмем, к примеру, самый популярный роман писательницы – «Гордость и предубеждение». На первый взгляд может показаться, что проблемы пятерых сестер и их родителей далеки от нас, людей XXI века. В конце концов сегодня человечество не так обеспокоено идеей удачного замужества (не в той мере, как в 1700-1800-е годы). Но все эти, казалось бы, устаревшие элементы обрамлены вопросами, которые вряд ли исчезнут со временем: неуверенность в будущем, финансовая безопасность и обыкновенное человеческое недопонимание. В конце концов именно глубокий анализ человеческой природы обеспечил Джейн Остин бессмертие.

Феминистические мотивы

Энн Хэтэуэй в роли Джейн Остин

Энн Хэтэуэй в роли Джейн Остин

Направляя своих героинь на романтическую стезю, Остин осознает ограничения, с которыми сталкивались женщины в конце XVIII века. Несмотря на общественные рамки, ее персонажи не выглядят безвольными и слабыми. Элизабет Беннет, девушка из малообеспеченной семьи, отказывается принять предложение состоятельного мистера Дарси (в первый раз), будучи уверенной, что ее гордость задета. В своих текстах Джейн Остин не говорит напрямую о тяжкой женской доле, но порой дает понять, что отношения между полами должны быть равными. Истории со страниц ее романов на первый взгляд могут показаться сосредоточением на удачном замужестве, но, справедливости ради, такой практичный ход был единственным вариантом для женщин получить шанс на лучшую жизнь. Несмотря на предрассудки, ее персонажи были революционными для своего времени – остроумные и дерзкие девушки, которые могли не соглашаться играть по правилам этого общества и следовали своему сердцу.

Юмор

Рене Зеллвегер на кадре из фильма «Дневник Бриджит Джонс»

Рене Зеллвегер на кадре из фильма «Дневник Бриджит Джонс»

Из-за того что Остин справедливо считают провозвестницей реализма в британской литературе, многие упускают из виду ее комические таланты. За слоем сентиментальности и кружевных платьев можно не заметить огромное количество игры слов и ироничных диалогов. Ее шутки не выпирают наружу, это традиционный истинно британский юмор, который добавляет еще больше смысла в простые обыденные истории.

С тех пор как сила Джейн Остин была оценена по достоинству, ее персонажи продолжили жить в быстро меняющем мире. От уже классического «Дневника Бриджит Джонс» до таких адаптаций, как «Гордость, предубеждение и зомби», – писательница, жившая два столетия назад, продолжает влиять на культуру и сегодня.

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?