
Игровой ремейк анимационного хита от DreamWorks, который покадрово воспроизводит оригинал.
Едва мы успели познакомиться с обновленной версией легендарного «Лило и Стича», как прокат пополнился ремейком другого любимого зрителями анимационного фильма начала XXI века. На этот раз набить кошелек за счет зрительской ностальгии решили конкуренты студии Disney — DreamWorks Animation. Одни воспринимают возвращение Беззубика на экраны как долгожданное путешествие в уютное прошлое, другие — как тревожный симптом все более сужающегося горизонта креативности в Голливуде. Спустя всего 15 лет после выхода оригинала компания решилась на почти покадровое воссоздание истории легендарного знакомства мальчика-викинга и обаятельного дракончика. Глупость или секрет успеха?
За дело взялся режиссер анимационной трилогии, франкоканадец Дин ДеБлуа, что обеспечило максимальную точность и верность оригиналу. Ремейк буквально наступает на пятки первому мультфильму: он не только руководствуется тем же сценарием, но и в точности воспроизводит порядок событий, а иногда и конкретные мизансцены. В этом, с одной стороны, кроется главное достоинство проекта: новый фильм действительно выглядит как уважительный поклон фанатам. С другой стороны, именно в верности и заключена основная проблема — картина не предлагает взглянуть на историю с иного ракурса, не придает героям объема, да и вообще не добавляет ничего, кроме фотореализма. Перед нами не адаптация, не переосмысление, а фактически копия, пусть и снятая с помощью дорогостоящих спецэффектов (спасибо студии Framestore, в свое время отвечавшей за зрелищную часть «Гарри Поттера»).
Сюжет по-прежнему строится вокруг конфликта между подростком Иккингом (Мэйсон Темз) и жестоким, требовательным миром взрослых. Жители острова Олух привыкли считать драконов врагами, — вся культура викингов вращается вокруг их истребления. Но Иккинг — не воин. Он тонко чувствующий, неловкий, наблюдательный и умеющий прощать. Когда герою впервые удается подстрелить дракона, он оказывается не в состоянии добить напуганное существо. Поступок становится точкой отсчета для дальнейшей истории — дружба с Ночной Фурией по имени Беззубик не только меняет жизнь героя, но и переворачивает с ног на голову уклад привычного для викингов мира.
После успеха «Игры престолов» и «Дома дракона» никто не сомневается: образы всадников в небе на гигантских рептилиях окончательно стали частью визуального мейнстрима. То, что в 2010 году, во времена первого знакомства не только с Беззубиком, но и «Аватаром», вызывало восторг и казалось откровением — полеты в 3D с пугающе реалистичными воздушными потоками и вращением между скалами, — сегодня воспринимается совершенно иначе. Конечно, визуальный уровень фильма невероятно высок: Северная Ирландия подарила картине натуральные живописные пейзажи с густыми лесами, скалистыми утесами, уютными равнинами и прибрежными хребтами. Декорации масштабны и убедительны, а эффекты, особенно в сценах с драконами, выполнены на высочайшем уровне. Все это безумно красиво, но все-таки уже не из разряда «невозможное наконец стало реальным».
Формально в новой версии все-таки есть пара изменений. В деревне стало больше жителей (теперь остров стал местом, где собираются истребители драконов со всего света), на первом плане чаще появляются женщины, а Астрид (Нико Паркер) получила не только афрокосички, но и пару острых реплик в адрес социального неравенства. Перемены коснулись и совсем незначительных деталей, скорее вызывающих ощущение эффекта Манделы: например, при первом знакомстве Беззубик уносит Астрид не на верхушку дерева, а на прибрежную скалу, а в финале у дракончика иная форма намордника. Однако перечисленные элементы остаются скорее приметами времени и необязательными штрихами, чем вдумчивой попыткой пересобрать историю. Тем удивительнее, что фильм получился заметно длиннее оригинала — почти на полчаса. Хронометраж набран микрорасширениями: чуть более развернутые диалоги, легкая предыстория для второстепенных героев, удлиненные сцены полетов. Звучит заманчиво, но на деле эффект получается «ни себе, ни людям»: для пересборки нововведений недостаточно, а для привычной динамики они избыточны.
Решение DreamWorks следовать букве оригинала отчасти ощущается как ироничный выпад в сторону публики, уставшей от адаптаций Disney. Не нравится новая «Русалочка» или «Белоснежка»? Держите копию — фильм стал чуть длиннее, но в остальном лишен перемен, а значит, никакого риска. Жест оказался эффективным: многие зрители действительно приняли возвращение Беззубика с энтузиазмом, следовательно, почти наверняка стоит ждать ремейки и двух оставшихся частей.
«Как приручить дракона» — по-прежнему добрая и светлая история о принятии и внутренней свободе, о дружбе и мужестве быть собой. В отношениях Иккинга и Беззубика сохранилась трогательная интонация: там, где взрослые видят врага, ребенок находит друга. Идея о принятии и прощении универсальна, о чем не будет лишним напомнить новому поколению. Но стоило ли идти по пути наименьшего сопротивления и топтать давно знакомую дорожку?