Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Против течения: "Ирония судьбы"

Каждый год 31 декабря многие из нас… нет, не идут в баню, этот пережиток коллективного прошлого мы благополучно переварили и отринули… начинают обсуждать главный новогодний фильм последних сорока лет – «Иронию судьбы, или С легким паром!»

Добавить в закладки
Против течения: "Ирония судьбы"

5. За традиции!

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или с легким паром!"

Самый простой ответ на вопрос «Зачем каждый год показывают “Иронию судьбы”?» одновременно является и самым исчерпывающим. Это такая традиция, а с традициями спорить сложно. Вспомните, сколько глупых с точки зрения современного человека ритуалов мы совершаем в праздники и торжества: ставим дома дерево, красим на Пасху яйца, отмечаем Международный женский день, который прекрасную половину скорее унижает, чем радует. Мы смешиваем христианские традиции и языческие камлания, путаем обычаи советского прошлого и современный новодел, легко сочетаем бабушкины воспоминания и собственный опыт – и из этого круга традиций порой очень сложно вырваться. Но так ли плохо следование традициям? У нас ведь страна победившей стабильности – нам самой природой велено быть консервативными и не выпендриваться. Если застолье, то обязательно с оливье, если шампанское, то «Советское», если мандарины, то марокканские, если горошек, то болгарский, если шпроты, то балтийские, если телевизор, то «Ирония судьбы». Кстати, телевизионные ритуалы наиболее безумны. Что предлагает нам «ящик» в новогоднюю ночь? Поздравления президента? Но речь его никогда не бывает значимой, это просто набор дежурных фраз, не несущий ни отчетного, ни направляющего смысла, этакое «за все хорошее, против всего плохого». Фактически это завуалированный тост, просто в своей компании мы умещаем его в пару слов, а президента вынуждены выслушивать пять минут, как грузинского старейшину. Бьющие в полночь куранты для подавляющей части страны и вовсе фальшивка. Все, кто живет не в едином часовом поясе с Москвой, слушают бой часов в записи. Вроде бы и мелочь, но стоит задуматься, и абсурдность ее очевидна. Следующий за курантами танцевально-музыкальный вертеп не хочется и вспоминать – вот уж в чем давно нет никакого смысла, так это в выступлениях наших замшелых эстрадных звезд, от них мутит уже даже старшее поколение зрителей. На этом фоне фильм Рязанова смотрится глыбой здравого смысла, опорой, которая единственная честно отделяет один год от другого. Стоит выбить «Иронию судьбы» из новогодней пирамиды, и посыплется весь остальной мусор. Но стоит ли рушить праздничное равновесие?

4. За прошлое!

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или с легким паром!"

Россия – страна ностальгическая. Перемены, выпавшие на долю нашей родины в последние тридцать лет, вольно или невольно заставляют несколько поколений людей, живших, выросших или даже родившихся в СССР, тосковать о былом спокойствии и не слишком радостной, но понятной предсказуемости каждого проживаемого дня. Отсюда вызревающий сегодня культ «СССР 2.0» – мол, вернем стране название, и невзгоды отступят сами собой. «Школоте не понять», но ведь в квартирах наших мам и бабушек со времен Жени Лукашина и Нади Шевелевой мало что изменилось. Хорошо, если дети купили родителям большой телевизор и микроволновку, но ведь полно квартир и домов со старинными телеками, румынскими стенками, заставленными хрусталем, пыльными диванами, над которыми висит цыганской расцветки ковер. Советский Союз распался, но советский человек живет – не в вашей квартире, но у ваших родителей, старших знакомых или даже у старушки с первого этажа, которая круглые сутки сидит на лавочке у подъезда. И на этой почве «Ирония судьбы» еще очень долго будет актуальна – многие все еще спят на тахте, купленной в 1970-х, и прикрываются «фамильной ширмой». Или, может быть, бритвы «Харьков» пропали? Ничуть, лежат на антресолях, ждут «коммунистического реванша»! В ностальгии нет ничего плохого, сложно запретить комфорт, который человек испытывает от погружения в воспоминания о своей юности. Возможно, не стоит ностальгию искусственно множить бесконечным повторением «парадов», «шествий» и «смотров-конкурсов», но и отказываться от своей истории не нужно, а «Ирония» – общее прошлое и тех, кому за 70, и тех, кому всего семь. За это общее прошлое не грех и выпить!

3. За настоящих героев!

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или с легким паром!"

Самой массированной бомбардировке гневной критикой «Ирония судьбы» обычно подвергается за своих героев. Дескать, женщины в нем взбалмошны и легкомысленны, мужики пьющие и злющие – ни одного положительного персонажа: один напился и ворвался в чужой дом, вторая бросила потенциального жениха ради поющего про «отравленную тетю» пьянчужки. С этим сложно спорить, но только если подходить к персонажам «Иронии» самым поверхностным образом. Если же копнуть поглубже, то Женя и Надя действительно уникальные герои, но вовсе не потому, что пьют и гоняются за журавлем в небе. Со стороны Рязанова было определенной смелостью показать учительницу и врача простыми людьми с достаточно приземленными интересами, ведь обычно советский кинематограф людей труда, если уж профессии упоминались в рамках сюжета, старался воспевать – и учителя тогда были образцово-показательными, как в каком-нибудь «Доживем до понедельника», и врачи исключительно самоотверженно сражались за жизни больных при любых обстоятельствах даже в условных «Верных друзьях». В «Иронии судьбы» же, при всех отсылках к профессиональной деятельности, Лукашин и Шевелева прежде всего люди, ищущие счастья, удовольствий и простой житейской радости, выражающейся в наполнении новой квартиры разнообразной чепухой. Вот в чем их обаятельность. Не в умении пить, не в умении петь, не в остротах и не в диалогах, а в простоте и понятности – у людей Новый год совпал с новосельем, разве это не чудо? Легко говорить, что мы не такие, как Женя и Надя, мы бы никогда не напились до беспамятства и не стали бы петь про вагончики, но по большому счету ничего страшного и предосудительного в их действиях нет. Людей, живущих для собственного счастья, сегодня даже больше, чем в 1975-м, и они скорее герои нашего времени, а не советского.

2. За звезды!

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или с легким паром!"

Что ни говорите, а актерский состав в фильмах Эльдара Рязанова всегда отличался какой-то особенной красотой, у него всегда играли лучшие из лучших, по ролям в именно рязановских картинах запоминали актеров, ленты этого режиссера были наиболее востребованы зрителями многих поколений. У поколения 90-х может возникнуть непонимание – ну как Андрея Мягкова можно считать симпатичным? Что за жуткие подружки у главной героини? Почему у Жени такая неприятная компания? Но это взгляд поклонников Джонни Деппа, Анджелины Джоли и Майкла Фассбендера, взгляд «блокбастерный» и «спецэффектный». Актерам же иного поколения не нужны были компьютерный грим и латексный костюм захвата движений – они играли без «костылей» и отлично соответствовали поставленным режиссером задачам. Известно, что на роль Лукашина Рязанов пробовал Андрея Миронова, но отказался от этой кандидатуры, посчитав, что в такого Женю зрителям поверить будет трудно, нужен был человек не самый симпатичный, чуть чудаковатый, простой и скромный. Непрост был и выбор актрисы на роль Нади – Рязанов искал незаезженное актерское лицо, необычный типаж, во внутреннюю красоту и глубину которого было бы легко поверить. И зрители поверили – польская гостья Барбара Брыльска очаровала советских зрителей. Элегантная и аристократичная, умная и красивая Надя действительно отразила на экране целый пласт советских женщин: достойных счастья, но неустроенных в жизни по той или иной причине. А Георгий Бурков, Александр Ширвиндт и Александр Белявский? Неужели вы и вправду полагаете, что Брэдли Купер, Зак Галифианакис и Эд Хелмс в «Мальчишнике в Вегасе» лучше сыграли незадачливых выпивох? А может, Кэтрин Хан и Кристин Белл из «Очень плохих мамочек» оказались лучше Валентины Талызиной и Лии Ахеджаковой? А статный красавец Юрий Яковлев? Можете ли вы найти аналог этому блистательному актеру в Голливуде или Европе? Нет такого, уникальный мужчина с бескрайним диапазоном талантов. «Ирония судьбы» блестяще сыграна самыми лучшими отечественными актерами, и это нужно просто принять как факт. И незамедлительно выпить!

1. За лирику!

И все же, при всех великолепных актерах, при новаторском подходе к персонажам, при жизненной правде картины, главное в «Иронии судьбы» – лирическое настроение. Эльдар Рязанов блестяще умел создавать настроение в своих картинах, но лирика «Иронии» – это что-то невообразимо прекрасное. Особенное настроение в фильме создают и мягкий, приглушенный, «комнатный» свет, и звуковая палитра, в которую то врываются звуки торжества, то все замирает, чтобы зритель мог расслышать шепот, и несколько удивительно уместных стихотворений, прочитанных или положенных на мелодию, и, пожалуй, самое главное, музыка Микаэла Таривердиева. Музыка, как это ни странно, в «Иронии» – основа основ. Вынесите ее за скобки, и фильм утратит львиную долю своего очарования. Таривердиев принес в фильм грусть и нежность, с его мелодиями герои стали ранимыми и душевными. Талант этого композитора широко известен, а его умение сделать музыку частью сюжета уникально – представьте себе «Семнадцать мгновений весны» без музыки Таривердиева? Не можете? То-то же, это вам не черно-белый кадр раскрасить. И «Ирония судьбы» – это фильм не только Рязанова и Брагинского, но и Таривердиева. Лирический настрой картины – это именно то, что делает «Иронию» даже не долгоиграющей, а бессмертной. Времена меняются, вырастает поколение циников и скептиков, но лирическое теплое настроение всегда будет востребовано и уместно, особенно в такие праздничные дни, когда светлая грусть об уходящем периоде жизни встречается с радужными надеждами на счастливое будущее. «Ирония судьбы» – это тот самый двенадцатый удар курантов, с которого начинается новый период в жизни, волшебный взрыв хлопушки, выстрел пробки шампанского, переход из прошлого в будущее. Если ваше настроение бывает таким «переходным», то «Ирония судьбы» покажется вам вполне уместной не только 31 декабря, но и в мае или августе. А если вы прожженный реалист, то медицина здесь бессильна. Вас даже в баню не возьмут! Лучше выпейте за лирику, и хорошее настроение не покинет больше вас!

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?