Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Путь ветра: рейтинг всех фильмов Терренса Малика – от худшего к лучшему

30 ноября американскому режиссёру Терренсу Малику исполняется 80 лет. Вспоминаем все работы знаменитого автора, затворника и философа, перечисляем главные темы его творчества: от природы и христианства до скорби и торжества жизни.

Добавить в закладки
Путь ветра: рейтинг всех фильмов Терренса Малика – от худшего к лучшему

10-е место

Кадр из фильма «Путешествие времени»

Кадр из фильма «Путешествие времени»

Единственный документальный проект Малика вышел в 2016 году и стал своеобразным дополнением к «Древу жизни», работающим в тесной связке с предшественником. На экране под голоса нарраторов Брэда Питта и Кейт Бланшетт задокументирована эволюция Земли — рождение, смерть, наука, душа (не обойдётся и без фирменных динозавров). Роскошное экспериментальное расширение карьерного пути Малика, созданное для формата IMAX и особо преданных фанатов.

9-е место

Бен Аффлек в роли Нила на кадре из фильма «К чуду»

Бен Аффлек в роли Нила на кадре из фильма «К чуду»

Спустя год после грандиозного успеха «Древа жизни» Малик вырвался из космоса и обратился к более призёмленным темам супружеских взаимоотношений. «К чуду» заимствует некоторые элементы из личной жизни режиссёра и повествует о романе американца Нила (Бен Аффлек) и парижанки Марины (Ольга Куриленко). Из «Древа» перекочевали знакомая стилистика (Малик впервые использует здесь цифровую камеру), темы изоляции и отчуждённости, которым сопутствуют кризис веры, моральное разложение. Ансамбль дополнили Хавьер Бардем в роли священника и Рэйчел МакАдамс (вторая возлюбленная Нила). Критики новой виток творчества невзлюбили, Малик тем временем положил начало условной полуавтобиографической трилогии об эмоциональном изгнании и попытках найти смысл жизни.

8-е место

Руни Мара в роли Файе на кадре из фильма «Между нами музыка»

Руни Мара в роли Файе на кадре из фильма «Между нами музыка»

Нелинейное повествование привело режиссёра ещё и в мир музыкальной индустрии. Здесь герои пытаются играть в любовь на техасской сцене и за её пределами, теряют идентичность, заново обретают путём проб и ошибок, как в очевидной сказке. Чувствительный музыкант (Райан Гослинг) влюбляется в гитаристку (Руни Мара); их романтическим планам мешает коварный продюсер (Майкл Фассбендер), чей гедонизм разрушает всё вокруг. Снова множественные камео (Red Hot Chili Peppers! Игги Поп!), снова закаты и крушение идеализма. Под трек “I Know Places” Lykke Li Малик закрывает лирический триптих о современном человеке, приблизив зрителей к самым интимным струнам души.

7-е место

Кристиан Бэйл в роли Рика на кадре из фильма «Рыцарь кубков»

Кристиан Бэйл в роли Рика на кадре из фильма «Рыцарь кубков»

Вторая часть трилогии последовала в 2015-м. В«Рыцаре кубков» Малик снова обращается к собственному альтер эго: Кристиан Бэйл играет голливудского сценариста Рика, истощённого праздным и примитивным образом жизни, уставшего от работы. Фильм напоминает «8 1/2» Феллини: Рик проходит через воспоминания и знакомства с несколькими женщинами (Бланшетт, Натали Портман, Тереза Палмер, Имоджен Путс), блуждает по абстрактному Лос-Анджелесу, выходит к океану и пустыне. Малик легко выводит аудиторию из равновесия эпизодичностью, обращается к картам Таро, задействует полчища знаменитостей для камео-появлений. В 2022-м подобное попытается повторить Иньярриту с фильмом «Бардо» и проиграет — лучше Малика одиночество и кризис среднего возраста никто не фиксирует.

6-е место

Колин Фаррелл в роли Джона Смита на кадре из фильма «Новый свет»

Колин Фаррелл в роли Джона Смита на кадре из фильма «Новый свет»

Эпический опус 2005 года повествует о любви капитана Джона Смита (Колин Фаррелл) и коренной американки Покахонтас (К’Орианка Килчер). Смит сходит на берег Северной Америки в 1607 году, познаёт культуру коренных народов, пытается избежать виселицы. Изначально Малик планировал снимать байопик Че Гевары, но впоследствии отказался, передав идею Стивену Содербергу. В «Новом Свете» автор рассуждает о колониализме, расчеловечивании и сохранении надежды в период тотального распада. Фильм ознаменовал первый опыт сотрудничества режиссёра с оператором Эммануэлем Любецки, без которого сегодня трудно представить фильмы Малика.

5-е место

Ник Нолти на кадре из фильма «Тонкая красная линия»

Ник Нолти на кадре из фильма «Тонкая красная линия»

Одна из главных военных драм в кинематографе XX века была снята на его излёте, после внушительного 20-летнего перерыва Малика. Адаптация одноимённого романа Джеймса Джонса продолжает будоражить поклонников не только сценами баталий во Второй мировой, но также и изнурительным процессом съёмок и скандальным процессом монтажа (Эдриана Броуди и Микки Рурка вырезали). Каким бы одиозным Малик ни казался, его уникальный взгляд превалирует: сосредоточившись на битве за Гуадаканал в 1942 году, показывает войну в малейших деталях, описывает страшный, уничтожающий опыт, разделённый несколькими поколениями. В сравнении с другим американским военным фильмом 1998 года, «Спасти рядового Райана», «Линия» выделяется углублённым психологизмом персонажей, медитативными рассуждениями, показательной цикличностью истории.

4-е место

Кадр из фильма «Дни жатвы»

Кадр из фильма «Дни жатвы»

Вторая картина Малика является одной из самых визуально выразительных не только в его творчестве, но и за всю историю американского кино. Накануне Первой мировой работник завода Билл (Ричард Гир) убивает человека. Вместе с подругой Эбби (Брук Адамс) и её сестрой Линдой (рассказчица Линда Манц) герой бежит из Чикаго в Техас, пытаясь сохранить свободу. «Дни» — ярчайшей образец поэтики кино, где «золотой час» (время до заката) даёт смысл всему и сразу.

3-е место

Сисси Спейсек в роли Холли на кадре из фильма «Пустоши»

Сисси Спейсек в роли Холли на кадре из фильма «Пустоши»

Дебют Малика пришёлся на 1973 год — спустя 50 лет о нём продолжают говорить как об изобретателе нового киноязыка, мифологии и эстетики. «Пустоши» изначально воспринимались как очередная версия «Бонни и Клайда», но стали не пародией, а намеренной субверсией: любовники Кит (Мартин Шин) и Холли (Сисси Спейсек) колесят по Штатам, убивают, примеряют образы героев фильмов, при этом остаются морально неудовлетворёнными и распадающимися. Дорога открыта, небо бесконечно, душа кричит — все эти состояния Малик передаёт триумфально, нежно, горько и абсолютно революционно.

2-е место

Аугуст Диль в роли Франца Егерштеттера  на кадре из фильма «Тайная жизнь»

Аугуст Диль в роли Франца Егерштеттера  на кадре из фильма «Тайная жизнь»

Последний на сегодняшний день игровой фильм Малика, «Тайная жизнь», вновь обращается к войне, истории, но особо — к человеку и его выбору. Австрийского фермера Франца Егерштеттера (Аугуст Диль) арестовывают за отказ давать присягу Гитлеру и нацистской Германии. Фильм описывает его последние дни, которые он провел с женой Франциской (Валери Пахнер) и детьми перед своей казнью в 1943-м. Воодушевляющая история пропитана редким гуманизмом — Малик верует не только в высшие силы, но ещё и в человека. Подобная логика может раздражать и оставаться непонятной, но сегодня, как никогда раньше, поддерживает и утешает.

1-е место

Брэд Питт в роли Мистера О’Брайена на кадре из фильма «Древо жизни»

Брэд Питт в роли Мистера О’Брайена на кадре из фильма «Древо жизни»

Труд всей жизни — трёхчасовое размышление о Боге, динозаврах, человеке, космосе, кризисе, вере, многообразии чувств, ощущений и доктрин. Перед тем как начать режиссёрский путь, Малик преподавал философию в Массачуссетсе. «Древо» — его докторская диссертация, визуализирующая всевозможные учения, служащая компиляцией выверенных решений. Калейдоскоп изображений предлагает нелинейные воспоминания героя Джека О’Брайена (Шон Пенн) об идиллическом детстве, суровом отце (Брэд Питт), всепрощающей матери (Джессика Честейн), собственном предназначении. Испытать «Древо жизни» значит поверить в трансцендентную силу кино, отринуть сюжет и конвенциональность, вознестись. Безоговорочный opus magnum и, вполне вероятно, главный фильм XXI века. Ждём «Путь ветра» — долгострой Малика об Иисусе, дьяволе, Петре, Иуде и других жителях библейской истории.

Текст: Егор Козкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?