
Минималистичный триллер с Розамунд Пайк и Мэттью Ризом о родительском кошмаре.
После ссоры с родителями студентка Элис (Меган МакДоннел) садится за руль папиной машины и уезжает в неизвестном направлении. В два часа ночи в семейном доме раздаётся тревожный звонок. Элис рассказывает маме Мэдди (Розамунд Пайк), что сбила выбежавшую на лесную дорогу девушку. Папа Фрэнк (Мэттью Риз) вместе с супругой срочно бросаются на помощь дочери. Ехать около часа. Мэдди, работающая на скорой помощи, пытается выяснить, жива ли жертва, и по телефону помогает Элис оказать первую медицинскую помощь. За время в дороге родители пытаются решить, как помочь дочери и выкрутиться из непростой ситуации.
Режиссёр Бабак Анвари родился и вырос в Тегеране, но в 19 лет переехал в Лондон и кинематографическое образование получал уже в Великобритании. Автор смог громко заявить о себе психологическим хоррором «В тени» о матери и маленьком сыне, которые сталкиваются в тегеранской квартире с джинном во времена ирано-иракской войны. Премьера картины состоялась на «Сандэнсе» в 2016-м. Два следующих фильма — «Раны» и «Я был там» — были сняты для Netflix и получили противоречивые отзывы критиков и зрителей. Хотя могло показаться, что автор лишился голоса и теперь будет снимать блёклые картины для стримингов, «Священная дорога», к счастью, опровергает опасения и демонстрирует неплохую форму Анвари.
Премьера психологического триллера состоялась на фестивале SXSW в Остине. Съёмки, длившиеся всего лишь 17 дней, проходили в Ирландии и Чехии. Сценарий написал дебютант Уильям Гиллес. Хотя триллер не снят одним кадром, актёры репетировали всё действие по порядку — без монтажных склеек.
«Священная дорога» — пример качественно сделанного минималистичного фильма, поставленного в режиме реального времени. В 2010-х моду на монотриллеры открыл «Лок» с Томом Харди, где события разворачивались в салоне машины строителя, который спешил на роды любовницы и объяснялся по телефону с женой. «Коллектор» Алексея Красовского рассказывал о попавшем в западню сборщике долгов, которому за ночь предстояло найти предателя. В датском «Виновном» и американском ремейке с Джейком Джилленхолом сотрудник службы спасения пытался помочь похищенной женщине. Всё это картины с одним героем в кадре, но в герметичном кино персонажей может быть больше, а правила игры меняются незначительно. В прошлом году в российский прокат выходил мистический хоррор с Ником Фростом «Перевозчик душ» о паре, оказавшейся в заложниках у демонического таксиста. «Священная дорога» ближе всего к последней картине.
События фильма, если не считать короткие пролог и эпилог, развиваются в салоне машины, на экране только взволнованные герои Пайк и Риза, которые всю дорогу общаются по мобильному с Элис. Для родителей сложившаяся ситуация — сущий кошмар. Стоит ли вызывать полицию? Может быть, медикам удастся спасти жертву? Фрэнк подумывает взять вину на себя и сделать вид, что Элис вообще не было на месте преступления. С каждой минутой атмосфера накаляется, напряжение в салоне растёт. И Фрэнк, и Мэдди находятся на грани нервного срыва, но вынуждены скрывать эмоции, чтобы успокоить Элис. Здесь и сейчас решается судьба дочери, на кону будущее студентки. Каждый следующий шаг может загнать в угол. Постепенно в разговоре раскрываются новые детали ночных злоключений Элис и причины ссоры с родителями, из-за чего положение семьи становится ещё более незавидным.
У Анвари получилось интерактивное кино — зрители легко могут поставить себя на место и паникующей Элис, и тревожащихся Фрэнка и Пэдди. Идеального компромисса нет, можно только выбрать вариант с наименьшими потерями. Публика вместе с героями прокручивает все доступные опции.
В напоминающих аудиоспектакль фильмах важную роль играют продуманный сценарий и убедительная актёрская игра, но в «Священной дороге» режиссёр тоже не даёт аудитории утомиться в ожидании новых событий. Камера то парит над машиной, то показывает напуганные лица водителя и пассажирки, то направлена вперёд, в зловещую лесную чащу, где нет ни души. По пути родителям не попадаются ни дома, ни случайные прохожие. Дело происходит глубокой ночью, темнота и безлюдность вносят дополнительное напряжение. Кажется, дороге нет конца, а драгоценные минуты тают. Анвари не злоупотребляет техническими приёмами, но отражающиеся на лбу Фрэнка минуты до цели с экрана навигатора и красный цвет светофора на лице Мэдди не предвещают ничего хорошего.
«Священная дорога» — искусно выполненное лаконичное жанровое упражнение в условиях ограниченных художественных средств. Семейная ссора, ночь, лес и ДТП — отличные вводные для триллера. Ни режиссёр, ни актёры, ни сценарист не сфальшивили в жутком психологическом фильме, в обстоятельствах которого не захотел бы оказаться ни один зритель. Картина Анвари вполне может стать одним из приятных жанровых сюрпризов года.
Трейлер не убедил.